20 июня 2008 г. |
Дело N А55-4666/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 июня 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,
при участии в судебном заседании:
представителей ООО "Самарская оптовая компания "Терминал" - Ефремычева Д.В. (приказ от 30.05.2006г. N 2), Корнеева В.В. (доверенность от 01.04.2008г.),
представителя Управления Россельхознадзора по Самарской области - Гусевой А.А. (доверенность от 09.01.2008г.),
представитель ООО "Безенчукское мясоперерабатывающее предприятие" - не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 июня 2008 г. в помещении суда апелляционную жалобу ООО "Самарская оптовая компания "Терминал",
на решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2008 г. по делу N А55-4666/2008 (судья Асадуллина С.П.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарская оптовая компания "Терминал", г. Самара,
к Управлению Россельхознадзора по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: ООО "Безенчукское мясоперерабатывающее предприятие", Самарская область, п.г.т. Безенчук,
о признании незаконным и отмене постановления от 24.03.2008г. N 63080087 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Самарская оптовая компания "Терминал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Россельхознадзора по Самарской области (далее - Управление) от 24 марта 2008 г. N 63080087 по делу об административном правонарушении (л.д. 2-4).
Определением суда от 16.04.2008 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора общество с ограниченной ответственностью "Безенчукское мясоперерабатывающее предприятие" (л.д. 66).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2008 г. по делу N А55-4666/2008 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д. 112-114).
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, об удовлетворении заявленных требований (л.д. 119-121).
Управление апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Общество с ограниченной ответственностью "Безенчукское мясоперерабатывающее предприятие" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя Общество с ограниченной ответственностью "Безенчукское мясоперерабатывающее предприятие", надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представители Общества поддержали апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Управления отклонила апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.02.2008г. на территории общества с ограниченной ответственностью "Безенчукское мясоперерабатывающее предприятие" должностными лицами Управления проведена проверка в области ветеринарии, по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств. При досмотре автотранспорта, принадлежащего Обществу обнаружили продукты животного происхождения, в том числе груз - фарш куриный мороженый общим весом 513 кг. в 42 блоках, вес каждого блока - 11,6 кг. Проверка проводилась в присутствии директора по коммерции Общества Ковель В.В.
Актом от 25.02.2008г. N 63-02/167 Обществу запрещена транспортировка фарша куриного производства Франции FR 0318539 СЕ в количестве 3 тонны - 3 места и перемещение данного груза до предоставления ветеринарно-сопроводительных документов (л.д. 30).
28.02.2008г. в результате проверки камеры Общества, арендуемой у общества с ограниченной ответственностью "Безенчукское мясоперерабатывающее предприятие" сотрудниками Управления обнаружено, что упаковка приостановленного к реализации фарша производства Франции в количестве 3 тонн нарушена, полиэтиленовая упаковка разорвана и на поддоне отсутствует 513 кг. Обнаруженные нарушения отражены в акте N 010633761 (л.д. 31).
Акт N 010633761 составлялся в присутствии представителя Общества - директора по коммерции Ковень В.В., что не противоречит действующему законодательству, так как досмотры и проверки продукции могут проводиться в присутствии любых должностных лиц предприятий.
28.02.2008г. Управлением в адрес Общества направлено два экземпляра акта заказным письмом с уведомлением (л.д. 32).
Факт реализации указанной продукции Общества подтверждается письмом директора Общества Ефремычева Д.В. в адрес старшего государственного инспектора отдела ветеринарного надзора Каврина Н.И., объясняя совершенные действия ошибкой кладовщика Алексеева Д.В., привлеченного за этот проступок к дисциплинарной ответственности в виде строгого выговора (л.д. 33).
Управлением вызван представитель Общества заказным письмом с уведомлением и двумя телеграммами с уведомлениями для составления протокола об административном правонарушении на 07.03.2008г.
Согласно полученным уведомлениям сообщения о времени и месте составления протокола получены директором Общества 05.03.2008г. и 04.03 2008 г. (л.д. 35-40).
Представитель Общества для составления протокола в Управление не явился.
07.03.2008г. при надлежащем уведомлении представителя Общества, Управлением составлен протокол об административном правонарушении N 63080087 в отсутствие представителя Общества. В протоколе указано, что рассмотрение материалов дела об административном правонарушении назначено на 13.03.2008г. (л.д. 41).
Протокол об административном правонарушении от 07.03.2008г. N 63080087 направлен Управлением 07.03.2008г. в адрес Общества заказным письмом с уведомлением и получен директором Общества 24.03.2008г. (л.д. 42).
Назначенное на 13.03.2008г. рассмотрение материалов дела об административном правонарушении определением старшего государственного инспектора ветеринарного надзора отложено на 24.03.2008г. (л.д. 43)
Определение направлено Управлением в адрес Общества заказной почтой с уведомлением 13.03.2008г. и получено директором Общества 17.03.2008г. (л.д. 44).
По результатам проверки Управлением 24.03.2008г. вынесено постановление N 63080087 о привлечении Общества к административной ответственности на основании ст. 10.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 20000 руб., с учетом повторного в течение года привлечения к административной ответственности за аналогичное правонарушение.
На рассмотрение дела законный представитель не явился, что при надлежащем извещении послужило основанием, для вынесения постановления по делу об административном правонарушении в его отсутствие (л.д. 46).
Общество не согласилось с оспариваемым постановлением Управления и обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
Одной из основных задач в области ветеринарии в соответствии со ст. 1 Закона РФ от 14.05.1993г. N 4979-1 "О ветеринарии" является охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств.
Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии, федеральный орган исполнительной власти по оказанию государственных услуг в области ветеринарии и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в ветеринарии и другой закрепленной сфере деятельности во взаимодействии с ветеринарными службами других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, с государственными ветеринарными службами субъектов Российской Федерации, а также аккредитованные в установленном порядке специалисты в области ветеринарии.
К полномочиям субъекта РФ отнесено, в частности, осуществление защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно ст. 15 данного закона продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" не могут находиться в обороте пищевые продукты не соответствующие требованиям нормативных документов, не имеющие удостоверения качества и безопасности пищевых продуктов, документов, подтверждающих их происхождение.
Качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются наряду с другими мерами в соответствии с ч. 5 ст. 4 Федерального закона N 29-ФЗ и посредством применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
Согласно п. 4 ст. 9 вышеуказанного закона требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, установленных государственными стандартами, санитарными и ветеринарными правилами и нормами, являются обязательными для граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей) и юридических лиц, осуществляющих деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, оказанию услуг в сфере розничной торговли пищевыми продуктами, материалами и изделиями в сфере общественного питания.
Положением о государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000г. N 987, установлено, что государственный надзор и контроль проводятся в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, а также предотвращения заболеваний (отравлений) людей, связанных с употреблением (использованием) некачественной, опасной продукции.
В соответствии с п.п. 1.2 и 1.3 Правил организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утвержденных приказом Минселъхоза Российской Федерации от 16.11.2006г. N 422, ветеринарные сопроводительные документы, характеризующие территориальное и видовое происхождение, ветеринарно-санитарное состояние сопровождаемого груза, эпизоотическое состояние места его выхода и позволяющее идентифицировать груз, выдаются на все виды животных, продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок (далее - грузы), подлежащих заготовке, перевозке, переработке, хранению и реализации.
Согласно пункту 6.1 Санитарных правил СП 3.1084-96. Ветеринарные правила ВП 13.3.41100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных", продукция животноводства должна: происходить из территории, благополучной по болезням животных, опасным для человека; Пункт 6.2 Правил запрещает реализацию и использование для пищевых целей мяса и иных продуктов животноводства, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Нормы, регулирующие деятельность Управления Россельхознадзора по Самарской области, установлены ветеринарным законодательством РФ, Федеральным законом от 02.01.2000г. N 29-ФЗ, Правилами организации работы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов, утверждённых Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 16.11.2006г. N422, а также другими актами Министерства сельского хозяйства РФ, Государственного таможенного комитета РФ, органов санитарно-эпидемиологического надзора и иных ведомств.
Как видно из материалов дела, что Управлением при проведении мероприятий в сфере обеспечения качества и безопасности продукции в ветеринарном отношении и выполнении полномочий по охране территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств установлен факт реализации Обществом фарша импортного французского производства в количестве 513 кг. без ветеринарных сопроводительных документов.
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Как видно из материалов дела, Управлением в действиях Общества установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.10.8 КоАП РФ.
Статьёй 10.8. КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных либо правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства.
Довод Общества о нарушении проверяющими требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Особенности проведения мероприятий по ветеринарному надзору определяются Законом Российской Федерации "О ветеринарии", что соответствует п. 8 ст. 7 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В данном случае имел место факт оперативного пресечения государственными инспекторами Управления Россельхознадзора по Самарской области нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации в целях обеспечения безопасности продуктов животноводства путём предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений.
Право беспрепятственно посещать и обследовать организации в целях проверки исполнения ими законодательства Российской Федерации, проведения противоэпизоотических и других мероприятий и соблюдения действующих ветеринарных правил предоставлено органам ветеринарного надзора положениями ст. 9 Закона "О ветеринарии".
В соответствии со ст. 19 Федерального закона N 29-ФЗ хранение и перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий должны осуществляться в условиях, обеспечивающих сохранение их качества и безопасность. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие хранение, перевозки пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны соблюдать требования нормативных документов к условиям хранения и перевозок пищевых продуктов, материалов и изделий и подтверждать соблюдение таких требований соответствующими записями в товарно-сопроводительных документах.
Согласно ст. 4 данного закона качество и безопасность пищевых продуктов, материалов и изделий обеспечиваются посредством: применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий; проведения гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, материалам и изделиям, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реализации; проведения производственного контроля за качеством и безопасностью пищевых продуктов, материалов и изделий, условиями их изготовления, хранения, перевозок и реализации, внедрением систем управления качеством пищевых продуктов, материалов и изделий (далее - системы качества); применения мер по пресечению нарушений настоящего Федерального закона, в том числе требований нормативных документов, а также мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности к лицам, виновным в совершении указанных нарушений.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 9 данного закона требования к безопасности в ветеринарном отношении определенных пищевых продуктов, безопасности в ветеринарном отношении условий их заготовки, изготовления и оборота устанавливаются соответствующими ветеринарными правилами и нормами.
Согласно ст. 13 вышеуказанного закона государственный надзор и контроль в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляются федеральным органом исполнительной власти в области государственного ветеринарного надзора Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона "О ветеринарии" обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении является задачей Государственной ветеринарной службы Российской Федерации.
В силу ст. 9 данного закона органам ветеринарного надзора предоставлено право принимать решения предъявлять организациям и гражданам требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований.
Старшим государственный инспектор отдела государственного надзора Управления в пределах, предоставленных ему полномочий составлен протокол об административном правонарушении и вынесено Постановление N 63080087 по делу об административном правонарушении о назначении наказания.
Частью 2 п. 5 ст. 23.14 КоАП РФ государственные ветеринарные инспектора территорий, обслуживаемых возглавляемыми ими ветеринарными лечебницами, ветеринарными пунктами вправе рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в ч. 1 настоящей статьи.
Государственный инспектор Каврина Н.И. является начальником Самарского ВКНП N 2 (приказ от 01.06.2007г. N 158, приказ от 16.10.2006г. N 334-д).
Согласно раздела 3 главы 5 "отдельные должности в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, на которые возложены функции государственного контроля и надзора" Указа Президента РФ от 31.12.2005г. N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы" старший государственный инспектор и государственный инспектор входят в одну группу должностей категории "специалисты".
В соответствии с пунктом 7 раздела IV должностного регламента государственный инспектор Каврин Н.И. имеет право рассматривать в случаях и в порядке, установленных законодательством Российской Федерации административных правонарушениях и применять меры административного наказания.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод Общества, что груз получен с ветеринарным свидетельством, подтверждающим ветеринарную безопасность продукции, в котором указано, что продукция, поставленная Обществу по товарной накладной П02/09 от 22.02.2008г. пригодна для реализации без ограничений.
В нарушение ст. 65 АПК РФ Общество не представило доказательств, что представленное ветеринарное свидетельство относится именно к данной продукции, которая была Обществом реализована. Общество такие доказательства в суд апелляционной инстанции не представило и не опровергло факт совершения им административного правонарушения.
Судом первой инстанции обоснованно сделан вывод, что оспариваемого постановление административного органа является правомерными и соответствует действующему законодательству.
Вина Общества подтверждается материалами дела и не опровергнута Обществом.
Процессуальных нарушений при привлечении к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции. В настоящей апелляционной жалобе Общество не представило доказательств, опровергающих выводы решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 05 мая 2008 г. по делу N А55-4666/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарская оптовая компания "Терминал" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4666/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Самарская оптовая компания "Терминал""
Ответчик: Управление Россельхознадзора по Самарской области
Третье лицо: ООО "Безенчукское мясоперерабатывающее предприятие"
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3411/2008