30 июня 2008 г. |
Дело N А55-1577/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 июня 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - Чередников А.В., доверенность от 20 декабря 2007 г. N 689;
от третьих лиц:
от Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - не явился, извещен;
от ООО "Стройтрансфлот" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2008 г.
по делу N А55-1577/2008 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению ЗАО "ВолгаТрансФлот", г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара,
ООО "Стройтрансфлот", г. Самара,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "ВолгаТрансФлот" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - министерство, заинтересованное лицо), выраженных в отказе в предоставлении в аренду земельного участка, площадью 39155,27 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ростовский переулок, 10, об обязании предоставить испрашиваемый земельный участок в аренду в порядке и сроки, установленные постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, и обязании направить ЗАО "ВолгаТрансФлот" проект договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ростовский переулок, д. 10, в 30-дневный срок со дня предоставления кадастрового паспорта (выписки из земельного кадастра), согласно указанной в кадастровом паспорте (выписки из земельного кадастра) площади (с учетом уточненных требований).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области по отказу в предоставлении ЗАО "ВолгаТрансФлот" в аренду земельного участка, площадью 39155,27 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ростовский переулок, 10, противоречат положениям, закрепленным ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), нарушают исключительное право заявителя на получение занимаемого земельного участка в аренду как собственника недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и препятствуют осуществлению им предпринимательской деятельности.
Не согласившись с выводами суда, министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что уведомления от 24 декабря 2007 г. о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка и от 28 января 2008 г. о возврате документов N N 07-28/1-1192, направленные министерством в адрес ЗАО "ВолгаТрансФлот", подготовлены на основании представленной Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара в рамках его исключительной компетенции информации (далее - департамент). Соответственно, в указанных уведомлениях указанные действия министерства по отказу в предоставлении испрашиваемого земельного участка и возврату документов обоснованы ссылками на Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61; все земельные участки и объекты капитального строительства на территории городского округа Самара могут использоваться исключительно в соответствии с видами разрешенного использования, определенными в ст. 30 Правил землепользования и застройки, предусматривающей градостроительные регламенты по видам и параметрам использования недвижимости; в том случае, если действительная или предполагаемая цель использования конкретного земельного участка, расположенного в городском округе Самара, не соответствует видам разрешенного использования для зоны, в которой такой участок расположен в соответствии с Правилами землепользования и застройки, использование указанного земельного участка в соответствии с противоречащей ст. 30 указанного нормативного правового акта цели недопустимо.
В судебном заседании представитель министерства доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, в связи с надлежащим извещением их о месте и времени судебного разбирательства дело по апелляционной жалобе согласно ст. 156 АПК РФ рассмотрено в их отсутствие.
Арбитражным апелляционным судом отклонено ходатайство ЗАО "ВолгаТрансФлот" об отложении рассмотрения дела в связи с болезнью представителя, поскольку данное ходатайство не подтверждено документально.
Проверив материалы дела, выслушав представителя министерства, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявитель, осуществляя хозяйственную деятельность по перевозке грузов внутренним водным транспортом, ремонту судов, погрузкой и разгрузкой сыпучих грузов на основании лицензии на водопользование СМР N 00097 от 13 сентября 2006 г. (т. 1 л.д. 42) по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ростовский переулок, д. 10, имеет на праве собственности ряд объектов недвижимости и крупнотоннажный флот, что подтверждается свидетельствами о регистрации права собственности (т. 1 л.д. 18-40).
Реализуя право на аренду земельного участка, необходимого для осуществления хозяйственной деятельности, в соответствии со ст. 36 ЗК РФ заявитель 18 сентября 2006 г. обратился в Министерство имущественных отношений с заявлением о представлении используемого земельного участка в аренду.
Письмом Министерства имущественных отношений Самарской области от 02 октября 2006 г. N 06-28/1-2356 в удовлетворении заявления отказано по следующим основаниям:
- в связи с непредставлением документов, подтверждающих принадлежность заявителю всех помещений в одном из объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке (здание лесоцеха);
- в связи с непредставлением правоудостоверяющих документов на земельный участок предыдущего собственника строений, расположенных на испрашиваемом земельном участке;
- отсутствия согласования возможности предоставления земельного участка со стороны Территориального управления водных ресурсов по Самарской области;
- отсутствие заключения о необходимости предоставления земельного участка в размерах испрашиваемой площади (т. 1 л.д. 59-60).
15 марта 2007 г. заявитель вновь обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении испрашиваемого земельного участка, устранив все замечания заинтересованного лица и представив следующие документы:
- технический паспорт здания лесоцеха (т. 1 л.д. 70-74, 115-120), из которого следует, что здание лесоцеха является единым административным зданием. Согласно справке ФГУП "Ростехинвентаризация" от 16 апреля 2007 г. N 05/6754 единственным собственником данного здания является заявитель (т. 3 л.д. 45).
- постановление главы города Самары от 07 июня 2002 г. N 333 "Об утверждении акта о выборе земельного участка, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения базы складирования пиломатериалов и представлении в аренду земельного участка ООО "Самаралес" (бывшему собственнику объектов недвижимости) на левом берегу реки Самары в Куйбышевском районе города Самары" (т. 1 л.д. 135);
- заключение государственной экспертизы Отдела водных ресурсов по Самарской области Нижнее-Волжского бассейнового водного управления Министерства природных ресурсов РФ от 05 декабря 2006 г. N 110, согласно которому "рассмотренные решения "Экологического обоснования выбора земельного участка, на левом берегу р. Самары, необходимого для использования объектов недвижимости, принадлежащих ЗАО "ВолгаТрансФлот" и осуществления производственной деятельности" соответствуют требованиям законодательных актов РФ и нормативных документов, имеющих направленность на соблюдение водного законодательства" (т. 1 л.д. 14-17);
- обоснование площади испрашиваемого земельного участка для использования объектов недвижимого имущества и осуществления производственной деятельности, разработанного ООО "Энергокомплекс", имеющего лицензию на проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом, согласно которому "земельный участок, необходимый для использования находящихся на нем зданий и сооружений, и прилегающая территория, необходимая для хозяйственной деятельности ЗАО "ВолгаТрансФлот", являются единым неделимым земельным участком и образуют единый производственно-технологический комплекс. Для использования объектов недвижимости, принадлежащих предприятию, и осуществления хозяйственной деятельности ЗАО "ВолгаТрансФлот" необходим земельный участок, площадью 39152, 32 кв.м., в границах геодезической съемки, выполненной ООО "Гео-Полюс" (т. 1 л.д. 121-132).
Необходимость использования заявителем земельного участка в испрашиваемой заявителем площади (39155,27 кв.м.) подтверждена письмом Департамента строительства и архитектуры Администрации городского округа Самара, согласно которому "на основании представленной документации испрашиваемая площадь земельного участка является необходимой для осуществления хозяйственной деятельности ЗАО "ВТФ" и эксплуатации объектов недвижимости, принадлежащих предприятию" (т. 2 л.д. 32).
Письмом заинтересованного лица от 13 ноября 2007 г. N 07-28/1-1192 заявителю предложено согласовать предоставление испрашиваемого земельного участка с ФГУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства" (т. 1 л.д. 64).
Данное требование заинтересованного лица заявителем также выполнено и предоставление испрашиваемого земельного участка согласовано в установленном законом порядке с ФГУ "Волжское государственное бассейновое управление водных путей и судоходства", что подтверждается Выпиской из протокола заседания постоянной бассейновой комиссии органа управления на внутреннем водном транспорте по согласованию возведения сооружений (объектов) в границах Волжского бассейна, согласно которой уполномоченный орган "не возражает в предоставлении земельного участка, расположенного на 5,05-5,45 км левого берега р. Самара (по Атласу ЕГС ЕЧ РФ том 5 изд. 2004 г.) см. Приложение 4 по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ростовский переулок, д. 10, площадью 39155,27 кв.м., в аренду ЗАО "ВолгаТрансФлот" для организации отстойно-ремонтного пункта флота и осуществления погрузо-разгрузочных работ и согласовывает участок береговой полосы в границах данного земельного участка" (т. 1 л.д. 11-12).
Письмом от 28 января 2008 г. за N 07-28/1-11992 Министерство имущественных отношений Самарской области в очередной раз отказало заявителю в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок согласно Правилам застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденным постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61, отнесен к землям особо охраняемых территорий, так как находится в зоне памятника природы (т. 1 л.д. 149-150). Данный отказ основан на сведениях, предоставленных заинтересованному лицу Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара (т. 2 л.д. 32).
Порядок отнесения земельных участков к землям особо охраняемых территорий определен соответствующими положениями Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Так, в частности, в соответствии со ст. 93 ЗК РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота, и для которых установлен особый правовой режим.
К землям особо охраняемых территорий относятся земли:
1) особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
2) природоохранного назначения;
3) рекреационного назначения;
4) историко-культурного назначения;
5) иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий федерального значения устанавливаются Правительством Российской Федерации на основании федеральных законов.
Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны земель особо охраняемых территорий регионального и местного значения устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу положений ст. 95 ЗК РФ и ст. 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Особо охраняемые природные территории федерального и регионального значения определяются, соответственно, Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Особо охраняемые природные территории местного значения определяются в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.ст. 25 и 26 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении.
Довод заинтересованного лица о нахождении испрашиваемого заявителем земельного участка в границах особо охраняемых территорий (памятника природы) основан на Правилах застройки и землепользования, утвержденных постановлением Самарской Городской Думы от 26 апреля 2001 г. N 61 (далее - Правила застройки и землепользования).
Суд первой инстанции правильно указал в решении на то, что анализ положений Правил застройки и землепользования позволяет сделать вывод о том, что содержащиеся в них нормы и положения не могут регулировать правоотношения в области отнесения тех или иных земельных участков, расположенных в черте городского округа Самара, к особо охраняемым природным территориям (памятникам природы), отнесенных к таковым в соответствии с вышеуказанными нормами Земельного кодекса и Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях".
В связи с этим довод заинтересованного лица о том, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится в границах особо охраняемой природной территории (памятника природы), правомерно отклонен судом.
Каких-либо иных доказательств вхождения испрашиваемого земельного участка в состав особо охраняемой природной территории (памятника природы) заинтересованным лицом суду не представлено.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" государственный кадастр особо охраняемых природных территорий включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.
Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного контроля за соблюдением соответствующего режима, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.
Порядок ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий определен постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 1996 г. N 1249. Однако, сам государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в настоящее время отсутствует.
В соответствии со сведениями Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара (письмо от 01 ноября 2007 г. N Д-05-01-01/10161-0-К) в проект Генерального плана городского округа Самара включены 17 особо охраняемых природных территорий (т. 2 л.д. 19). При этом ни в отказе заинтересованного лица, ни в ответе Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара не содержится ссылки на ту особо охраняемую природную территорию (памятник природы), в границы которой входит испрашиваемый заявителем земельный участок.
Из изложенного следует, что министерство не выполнило возложенную на него статьями 65, 200 АПК РФ обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, в связи с которыми оно отказало в заключении договора аренды.
В апелляционной жалобе министерство указывает, что действия его основаны на иных обстоятельствах, нежели отнесение земельного участка к особо охраняемым территориям, а окончательная правовая позиция отражается в отзыве на заявление, однако представленный министерством в суд первой инстанции отзыв на заявление содержит ряд других оснований отказа, не указанных в письме о возврате документов.
В соответствии с пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 11 отказ в предоставлении земельного участка в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ может быть произведен уполномоченным органом лишь в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). Отказ Министерства не мотивирован ни одним из приведенных оснований.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия Министерства имущественных отношений Самарской области по отказу в предоставлении ЗАО "ВолгаТрансФлот" в аренду земельного участка, площадью 39155,27 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Ростовский переулок, 10, противоречат положениям, закрепленным ст. 36 Земельного кодекса РФ, нарушают исключительное право заявителя на получение занимаемого земельного участка в аренду как собственника недвижимого имущества, расположенного на испрашиваемом земельном участке, и препятствуют осуществлению им предпринимательской деятельности, и удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине согласно ст. 110 АПК РФ следует возложить на министерство.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2008 г. по делу N А55-1577/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1577/2008
Истец: ЗАО "ВолгаТрансФлот", Закрытое акционерное общество "ВолгаТрансФлот"
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, ООО "Стройтрансфлот"
Хронология рассмотрения дела:
30.06.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3731/2008