18 августа 2008 г. |
Дело N А55-4334/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 августа 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лукьяновой Т.А.,
судей Липкинд Е.Я. и Серовой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Стрюковой Г.А.,
с участием:
от истца - Антонова Л.А., доверенность от 19.12.2007 г., Темирова Л.В., доверенность от 19.12.2007 г.
от ответчика - Туранова Н.М., доверенность N 1027 от 28.04.07 г., Земцов И.Ю., доверенность от 30.05.08 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 2, апелляционную жалобу ОАО "Российские железные дороги", г. Москва, на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2008 г. по делу N А55-4334/2007 (судья Бунеев Д.М.) по иску ОАО "Российские железные дороги", г. Москва, к ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания", г. Самара, об урегулировании разногласий по договору.
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 25.10.2005 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" при станции Оренбург Южно-Уральской железной дороги.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.12.2007 г. отменено решение арбитражного суда Самарской области от 02.07.2007 г. и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.09.2007 г. в части урегулирования разногласий по п. 4, п. 17 (включая п.п. 17.1, 17.2 и 17.3) договора и дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Арбитражным судом Самарской области по делу N А55-4334/2007 от 23 апреля 2008 г. принято решение.
Согласно вынесенному решению спорные пункты договора изложены в следующей редакции:
пункт 4 договора от 25.10.2005 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" при станции Оренбург Южно-Уральской железной дороги изложен в следующей редакции:
"4. Подача и уборка вагонов на и с железнодорожного пути необщего пользования, а также расстановка вагонов по местам погрузки, выгрузки производится с соблюдением Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, Инструкции по движению поездов, маневровой работе на промышленном железнодорожном транспорте, Инструкции по сигнализации на промышленном железнодорожном транспорте, Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования".
2. Пункт 17 договора от 25.10.2005 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" при станции Оренбург Южно-Уральской железной дороги изложен в следующей редакции:
"17. Плата за пользование вагонами парка ОАО "Российские железные дороги" взимается Перевозчиком с грузополучателей, грузоотправителей без участия Владельца.
17.1. "Перевозчик" уплачивает "Владельцу" плату за пользование железнодорожным путем в целях производства маневровых работ собственным локомотивом и временного размещения вагонов.
Передача вагонов "Перевозчику" и от "Перевозчика" удостоверяется подписями сдающей и принимающей сторон в ведомости подачи и уборки вагонов.
17.2. В соответствии с п. l.16.Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российским железными дорогами" (Тарифное Руководство N 1) за выполнение "Владельцем" работ по подгруппировке вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовке их к подаче "Перевозчик" возмещает "Владельцу" стоимость выполнения 212 руб. за вагон без учета НДС.
За выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении) "Перевозчик" возмещает Владельцу" стоимость выполнения работ из расчета 5 руб. за вагон без учета НДС.
17.3. За использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Владельцу", за выполнение работ по подгруппировке вагонов для подачи вагонов под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовке их к подаче и за выполнение приемосдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении) "Перевозчик" производит предварительную оплату в полном объеме платежными поручениями на расчетный счет "Владельца" стоимости предстоящих услуг за месяц не позднее последнего числа предшествующего месяца.
Подтверждением совершенного платежа является факт поступления денежных средств на расчетный счет "Владельца".
Окончательный расчет по всем видами работ, произведенных "Владельцем", осуществляется в течение трех банковских дней по итогам работы за месяц, по не позднее 5-го числа следующего месяца по выставленным счетам "Владельца" на основании Акта выполненных работ. В зависимости от уровня цен тарифы могут увеличиваться (уменьшаться) "Владельцем" в одностороннем порядке с последующим уведомлением "Перевозчика". При отсутствии предварительной оплаты, наличии задолженности и использование путей без оформления ведомости подачи и уборки вагонов "Перевозчик" несет ответственность перед Владельцем в размере, равном установленному статьями 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Не согласившись с вынесенным решением ОАО "Российские железные дороги" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд.
ОАО "Российские железные дороги" в своей апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части изложения п. 17, 17.1., 17.2., 17.3. и вынести по делу новый судебный акт, в котором изложить данные пункты в редакции истца. Редакцию пункта 4 договора не оспаривают.
Представитель истца в судебном заседании просил решение отменить в части, и принять новый судебный акт.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд находит основания для отмены решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2008 г. по делу N А55-4334/2007 по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 25.10.2005 г. ОАО "Российские железные дороги" в лице Оренбургского отделения Южно-Уральской железной дороги-Филиала ОАО "РЖД" был составлен проект договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования при станции Оренбург и направлен ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания".
20.03.2006 г. проект возвращен ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания" с протоколом разногласий от 02.02.2006 г. по всем пунктам договора.
Решением суда первой инстанции в результате нового рассмотрения дела пункт 4 договора изложен в редакции согласованной сторонами протоколом от 23.05.2007 г., а пункт 17 договора (в том числе пункты 17.1, 17.2, 17.3) подлежат включению в текст договора в редакции ответчика, за исключением изменений пункта 17.1 договора, предусматривающего не помесячную оплату за пользование железнодорожным путем, а оплату пользования железнодорожным путем в иных целях для производства маневровых работ собственным локомотивом и временного размещения вагонов.
В соответствии с правилами ст. 64 Устава железнодорожного транспорта РФ взаимоотношения перевозчиков, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, владельцев инфраструктур, грузоотправителей, грузополучателей регулируются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, а также договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов. Договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договорами на подачу и уборку вагонов предусматривается порядок изменения условий этих договоров до истечения срока их действия в случае изменений технического оснащения либо технологии работы железнодорожной станции или железнодорожных путей необщего пользования. В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителя, грузополучателя, имеющих склады и погрузочно-разгрузочные площадки на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем владельцу инфраструктуры, заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или договор на подачу и уборку вагонов. Разногласия в отношении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования и договоров на подачу и уборку вагонов рассматриваются и разрешаются сторонами таких договоров. При недостижении согласия споры рассматриваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Ст. 446 Гражданского кодекса РФ, установлено, что в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
Согласно п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального Закона "Устав железнодорожного транспорта РФ", заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров другая сторона вправе в соответствии с п. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ и п. 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор. В случае если перевозчик и владелец железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправитель (грузополучатель) не пришли к соглашению по отдельным пунктам указанных договоров, заявления о рассмотрении таких разногласий принимаются без представления письменного соглашения сторон о передаче разногласий на разрешение арбитражного суда. До передачи спора на разрешение арбитражного суда перевозчик совместно с владельцем (пользователем) железнодорожного пути необщего пользования или грузоотправителем (грузополучателем) принимает меры к урегулированию возникших разногласий.
Пункт 17 договора истец просит изложить в следующей редакции:
"Владелец уплачивает Перевозчику предоплатой на расчетный счет ОАО "РЖД" при ТехПД ЮУЖД:
а) Сбор за маневровую работу, не совмещенную с подачей уборкой вагонов, выполняемую локомотивом Перевозчика и по отдельному требованию Владельца, оформленный на основании памяток приемосдатчика (с указанием времени начала и окончания маневровой работы) по ставкам Тарифного руководства N 3 согласно пунктов 2.7.15, 2.7.18.
При наличии в составе убираемой группы с выставочного пути N 12, 13 парка Восточный станции Оренбург не принятых Перевозчиком вагонов, за время ожидания их отцепки локомотивом Владельца или устранения недостатков (холостой пробег локомотива Перевозчика учитывается в общем числе выходов), взыскивается сбор за маневровую работу согласно пунктов 2.7.15, 2.7.18 Тарифного руководства N 3 с отметкой в памятке приемосдатчика.
б) Плату за пользование вагонами и контейнерами по ставкам Тарифного руководства N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, либо за время задержки их подачи или приема как на станции назначения, так и в пути следования по причинам, зависящим от Владельца и его контрагентов, на основании ст.ст. 39, 62 Закона N 18-ФЗ от 10.01.03 г. "Устав железнодорожного транспорта РФ".
Время нахождения вагонов на железнодорожных путях необщего пользования, обслуживаемых локомотивом Владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на выставочные пути N 12, 13 парка Восточной станции Оренбург на основании памятки приемосдатчика до момента возвращения на эти же выставочные пути принятых Перевозчиком вагонов, согласно п. 5 Тарифного руководства N 2 и пункта 4.3.Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования.
При наличии в сдаваемой группе не принятых Перевозчиком вагонов, оплачиваемое время пользования вагонами исчисляется до момента получения станцией уведомления об отцепке не принятых вагонов локомотивом Владельца или Перевозчика, или до устранения Владельцем обнаруженных Перевозчиком недостатков.
В) сборы и платы списываются Перевозчиком с лицевого счета Владельца в ТехПД ЮУЖД по мере наработки, но не позднее следующего срока:
- по пункту "а" - декады;
- по пункту "б" - декады".
Ответчик просит изложить пункт 17 в своей редакции и дополнительно включить пункты 17.1, 17.2, 17.3, а именно:
"17. Плата за пользование вагонами парка ОАО "Российские железные дороги" взимается Перевозчиком с грузополучателей, грузоотправителей без участия Владельца.
17.1. В соответствии со статьей 63 Устава железнодорожного транспорта "Перевозчик" уплачивает "Владельцу" сбор за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Владельцу" на праве собственности в размере 237 356 руб. 15 коп. в месяц без учета НДС.
Передача вагонов "Перевозчику" и от "Перевозчика" удостоверяется подписями сдающей и принимающей сторон в ведомости подачи и уборки вагонов.
17.2. В соответствии с п. l.16.Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российским железными дорогами" (Тарифное Руководство N 1) за выполнение "Владельцем" работ по подгруппировке вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовке их к подаче "Перевозчик" возмещает "Владельцу" стоимость выполнения 212 руб. за вагон без учета НДС.
За выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении) "Перевозчик" возмещает Владельцу" стоимость выполнения работ из расчета 5 руб. за вагон без учета НДС.
17.3. За использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего "Владельцу", за выполнение работ по подгруппировке вагонов для подачи вагонов под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовке их к подаче и за выполнение приемосдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении) "Перевозчик" производит предварительную оплату в полном объеме платежными поручениями на расчетный счет "Владельца" стоимости предстоящих услуг за месяц не позднее последнего числа предшествующего месяца.
Подтверждением совершенного платежа является факт поступления денежных средств на расчетный счет "Владельца".
Окончательный расчет по всем видами работ, произведенных "Владельцем", осуществляется в течение трех банковских дней по итогам работы за месяц, по не позднее 5-го числа следующего месяца по выставленным счетам "Владельца" на основании Акта выполненных работ. В зависимости от уровня цен тарифы могут увеличиваться (уменьшаться) "Владельцем" в одностороннем порядке с последующим уведомлением "Перевозчика". При отсутствии предварительной оплаты, наличии задолженности и использование путей без оформления ведомости подачи и уборки вагонов "Перевозчик" несет ответственность перед Владельцем в размере, равном установленному статьями 99 и 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации".
Судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции правомерно не принят пункт 17 (в том числе пункты 17.1, 17.2 , 17.3) в редакции истца, а принят подлежащим включению в текст договора в редакции ответчика, за исключением изменений п. 17.1 договора, предусматривающих не помесячную оплату за пользование железнодорожным путем, а оплату пользования железнодорожным путем в иных целях для производства маневровых работ собственным локомотивом и временного размещения вагонов, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 63 Устава железнодорожного транспорта, закон не устанавливает ограничения, в зависимости от видов договора, получения согласия у Владельца путей на использование железнодорожных путей необщего пользования, находящихся у него в собственности. За использование железнодорожных путей необщего пользования без оплаты и согласия Владельца установлена ответственность в соответствии со статьями 63, 99, 100 Устава железнодорожного транспорта.
В соответствии со статьей 59 Устава железнодорожного транспорта требование Владельца подписывать ведомости подачи и уборки вагонов обусловлено необходимостью учета выполненных начально-конечных операций, но не для проверки технического состояния вагонов.
Истцом также не применен пункт 2.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. N 26, соответствующий статье 58 Устава железнодорожного транспорта о заключении договоров на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования в соответствии с технологией работы станции и железнодорожных путей необщего пользования.
Согласно пункта 2.3 абзаца 4 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования в случаях, когда владелец, пользователь путей необщего пользования, контрагент осуществляют своими силами и средствами отдельные работы, услуги, входящие в состав начально-конечных операций и включенных в тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом, оплата таких услуг осуществляется по соглашению сторон.
При подготовке пункта 17.2 истцом неправильно истолкован и применен пункт 1.16 Тарифного руководства N 1 Прейскуранта 10-01 "Тарифы на перевозку грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российским железными дорогами" (Тарифное руководство N 1). Согласно указанного пункта в установленный перечень начально-конечных операций, включенных в тарифы на перевозки грузов железнодорожным транспортом, с включением расходов, в частности, по следующим видам работ и услуг: подгруппировка вагонов для подачи под погрузку (выгрузку) определенным грузоотправителям (грузополучателям) и подготовка их к подаче; выполнение приемо-сдаточных операций (осмотр и передача вагонов в техническом и коммерческом отношении). Кроме того, в тарифы, указанные в Тарифном руководстве N 1, по начально-конечным операциям, включены также по содержанию технологических центров по обработке перевозочных документов.
Согласно статье 30 Устава железнодорожного транспорта плата за перевозку грузов внесена грузоотправителем до момента приема груза к перевозке по Тарифному руководству с оплатой всех начально-конечных операций.
Судебная коллегия также приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно отклонил оспариваемые пункты договора в редакции истца, так как его доводы, что Владельцу за выполнение начально-конечных операций предоставлено технологическое неоплачиваемое время, противоречат Тарифному руководству N 1. Согласно Тарифного руководства N 1 тариф за перевозку грузов в вагонах общего парка железных дорог имеет две составляющие: за использование инфраструктуры железных дорог и за использование вагонного парка железных дорог.
На основании вышеизложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением требований материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
В апелляционной жалобе истца не приведено доводов, опровергающих выводы суда.
Руководствуясь ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 апреля 2008 г. по делу N А55-4334/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Т.А. Лукьянова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-4334/2007
Истец: ОАО "РЖД" в лице Оренбургского отделения Куйбышевской железной дороги, ОАО "РЖД"
Ответчик: ОАО "Волжско-Уральская транспортная компания"
Хронология рассмотрения дела:
18.08.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5662/2007