19 августа 2008 г. |
Дело N А55-17970/2006 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 19 августа 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 августа 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Часовскому А.П., доверенность от 18.07.2008 г., N 1165,
от ответчика - Тихоненко Н.В., доверенность от09.01.2008 г., N 5,
от третьего лица - не явился, извещен, ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7 дело по апелляционной жалобе Управления Федерального казначейства по Самарской области на определение Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2008 г. по делу N А55-17970/2006 (судья Мальцев Н.А.),
по заявлению Администрации Пестравского района Самарской области, с. Пестравка, Самарская обл.,
к Управлению Федерального казначейства по Самарской области, г. Самара,
третье лицо: ОАО "Самаранефтегаз", г. Самара,
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Администрация Пестравского района Самарской области (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнения) об изменении способа и порядка исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2007 г. по делу N А55-17970/2006, которым признано незаконным бездействие Управления федерального казначейства по Самарской области, выразившееся в неперечислении денежных средств в размере .310.272 р. в бюджет Пестравского района Самарской области, на Управление федерального казначейства по Самарской области возложена обязанность перечислить денежные средства в размере 6.310.272 р. в бюджет Пестравского района.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2008 г. заявление удовлетворено. Изменен порядок и способ исполнения решения от 02 февраля 2007 года и установлен следующий порядок исполнения решения: 1 .Взыскатель Администрация Пестравского района Самарской области направляет исполнительный лист по делу Должнику Управлению федерального казначейства по Самарской области. 2.Должник Управление федерального казначейства по Самарской области направляет данный исполнительный лист в Министерство финансов Российской Федерации как финансовому органу, выступающему от имени Казны Российской Федерации. 3. Министерство финансов Российской Федерации, во исполнение решения суда, направляет соответствующие денежные средства Управлению федерального казначейства по Самарской области, которое, в свою очередь, перечисляет их в бюджет Пестравского района Самарской области.
Управление Федерального казначейства по Самарской области подало в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит отменить определение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя и ответчика, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает определение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене по следующим основаниям
В соответствии со ст. 324 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, арбитражный суд, выдавший исполнительный лист, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Статьей 37 Федерального закона "Об исполнительном производстве" также предусмотрено право судебного пристава-исполнителя и сторон обратиться в суд или другой орган, выдавший исполнительный лист, с заявлением об отсрочке или рассрочке его исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, при наличии обстоятельств, препятствующих совершению исполнительных действий.
Поскольку ни Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации ни Федеральный закон "Об исполнительном производстве" не содержат перечня оснований для отсрочки, рассрочки или изменения способа и порядка исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, суду в каждом конкретном случае предоставлена возможность решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, о чем было указано в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.12.2003 N 467-О.
07.07.2007 на основании решения Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2007 г. был выдан исполнительный лист N 049939 и направлен на исполнение в Управление Федерального казначейства по Самарской области.
30.07.2007 г. Управление Федерального казначейства по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о разъяснении решения суда от 02.02.2007 г.
Определением от 09.08. 2007 г. суд разъяснил решение, указав, что исполнение решения в части обязания Управления федерального казначейства по Самарской области перечислить денежные средства в размере 6 310 272 руб. в бюджет Пестравского района необходимо исполнять путём перечисления вышеуказанных денежных средств в бюджет Пестравского района Самарской области за счёт казны Российской Федерации.
Решение суда в указанной части на момент рассмотрения Арбитражным судом Самарской области заявления об изменения порядка и способа исполнения судебного акта не исполнено.
Суд первой инстанции, определяя порядок и способ исполнения судебного акта, обоснованно исходил из того, что экономический спор по данному делу возник из бюджетных правоотношений по формированию доходов местного бюджета Пестравского района Самарской области на 2004 год за счет налога на добычу полезных ископаемых, уплачиваемого открытым акционерным обществом "Самаранефтегаз", и связан с осуществлением Управлением Федерального казначейства полномочий по распределению доходов от уплаты данного налога в порядке межбюджетного регулирования между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами по установленным нормативам отчислений в соответствии с Федеральным законом N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год".
Суммы налога распределены Управлением по нормативам: 95% в федеральный бюджет, 5% в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом N 120-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации", вступившим в действие с 01.01.2005 года.
На момент принятия арбитражным судом решения 02 февраля 2008 г. спорные денежные средства в порядке распределения, осуществленного Управлением, поступили в федеральный бюджет и бюджет субъекта Российской Федерации по указанным нормативам.
Перечисление в 2007 году в местный бюджет Пестравского района Самарской области указанных денежных средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых за 2004 год, распределенных в федеральный бюджет, возможно только в порядке исполнения доходов федерального бюджета ст. 245 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия по организации исполнения федерального бюджета в бюджетном процессе возложены на Министерство финансов Российской Федерации.
По смыслу к содержанию ст. 166.1 Кодекса бюджетные полномочия Федерального казначейства не предусматривают возможности перечисления казначейством денежных средств непосредственно из федерального бюджета в местные бюджеты в порядке исполнения судебных решений.
Согласно определению суда от 10.08.2007 о разъяснении решения исполнение решения в части возложения на ответчика обязанности по перечислению денежных средств необходимо исполнять путем перечисления их в бюджет Пестравского района Самарской области за счет казны Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации для исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации, а также 1 по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской федерации исполнительные листы и документы, предусмотренные п. 2 ст. 242.1 Кодекса направляются для исполнения и Министерство финансов Российской Федерации
При этом в силу п. п. 5, 7 ст. 242.2 Кодекса исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законом о бюджете. Министерство финансов Российской Федерации ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.
При таких обстоятельствах, непосредственно Министерство финансов Российской Федерации должно исполнять вышеуказанное решение в части обязания перечислить денежные средства в размере 6 310 272 руб. в бюджет Пестравского района.
Однако, поскольку должником по данному делу является Управление федерального казначейства по Самарской области, оно также должно предпринимать действия по исполнению решения.
Вывод суда о наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, соответствует обстоятельствам дела и по существу является правильным.
В связи с чем, арбитражный апелляционный суд считает, что суд первой инстанции, изменяя порядок и способ исполнения решения Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2007 г., принял судебный акт в пределах предоставленной ему законом полномочий, оценив все представленные сторонами доказательства.
Суд апелляционной инстанции считает, что Администрация Пестравского района Самарской области доказала обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, а потому определение Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2008 года по делу N А55-17970/2006 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 23 июня 2008 г. по делу N А55-17970/2006 об изменении способа и порядка исполнения решения оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17970/2006
Истец: Администрация Пестравского р-на Самарской области
Ответчик: Управление федерального казначейства по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Самаранефтегаз", Министерство Финансов Российской Федерации