09 сентября 2008 г. |
Дело N А55-456/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 сентября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 сентября 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю., судей Бажана П.В., Кузнецова В.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - Нижегородцев Д.С., доверенность от 20.06.2008 г., Радионов Г.С., доверенность от 03.01.2008 г. N 1,
от ответчика - Милакумова Е.В., доверенность от 25.10.2007 г. N 12-7822, Филюк Е.В., доверенность от 24.09.2007 г. N 12-6774
от третьих лиц:
от ФГУ Национальный парк "Самарская Лука" - не явился, извещен,
от Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области - Гришанова М.В., доверенность от 15.01.2008 г. N 9, Шаталова Е.Н., доверенность от 13.08.2008 г. N 464,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 сентября 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2008 г. по делу N А55-456/2008 (судья Стенина А.В.),
по заявлению ООО "Терра-М", г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третьи лица: ФГУ Национальный парк "Самарская Лука", г. Жигулевск, Самарская обл.,
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Терра-М" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, Управление) о признании недействительным отказа в государственной регистрации договора N 13 о предоставлении в аренду земельных участков, заключенного между ООО "Терра-М" и ФГУ "Национальный парк "Самарская Лука", площадью 4,0 га, кадастровый номер 63:01:02 01 001: 0001, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район; об обязании Управления зарегистрировать договор N 13 о предоставлении в аренду земельных участков, заключенный между ООО "Терра-М" и ФГУ "Национальный парк "Самарская Лука", площадью 4,0 га, кадастровый номер 63:01:02 01 001: 0001, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район.
Решением суда первой инстанции от 12 марта 2008 года требования Общества удовлетворены в общем объеме.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней Управление, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований Общества.
В апелляционной жалобе указывает, что категория земельного участка определена в договоре аренды как "земли особо охраняемой природной территории". Названная категория в перечень категорий земель, содержащийся в статье 7 Земельного кодекса РФ, не включена, следовательно, договор не содержит установленных законом существенных сведений о предмете договора и является незаключенным и несовершенным. Не только государственная регистрация договора, но и распоряжение земельным участком невозможно до государственной регистрации на него права федеральной собственности. Арбитражный суд, делая вывод о соблюдении формы договора аренды, необоснованно ограничился применением только статьи 3 Гражданского кодекса РФ, поскольку в статье 163 Гражданского кодекса РФ говорится не только о законах, регулирующих гражданские правоотношения, но об иных законах. Положение о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 926, предусматривающее возможность заключения договоров аренды национальными парками в отношении земельных участков, закрепленных за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования, не применяются с 30.10.2001 г. (вступление в действие Земельного кодекса РФ), как противоречащее ст. 20 Земельного кодекса РФ. Представленный договор аренды не соответствует действующим Правилам подготовки и заключения договора аренды земельного участка национального парка, утвержденным Постановлением Правительства от 26.01.2007 г. N 47.
В отзыве на апелляционную жалобу и в дополнениях к нему Общество, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представители Управления в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили ее удовлетворить.
Представители Общества возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представители третьего лица Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области поддержали доводы апелляционной жалобы Управления, просили ее удовлетворить.
Представитель третьего лица ФГУ Национальный парк "Самарская Лука" в судебное заседание не явился.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании 27 августа 2008 года объявлен перерыв до 02 сентября 2008 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что на основании протокола конкурсной комиссии по проведению конкурсов на право аренды участков особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории национального парка "Самарская Лука", от 18.08.2006 г. N 13 (л.д. 11) между Федеральным государственным учреждением Национальный парк "Самарская Лука" и ООО "Терра-М" 21.08.2006 г. оформлен договор N 13 о предоставлении в аренду земельных участков, природных объектов на территории Национального парка "Самарская Лука" (л.д. 11-13).
Согласно пункту 1.1. вышеуказанного договора "Арендодатель" обязуется представить "Арендатору" во временное пользование земельный участок размером 4 га с кадастровым номером 63:01:02 01 001:0001 под базу отдыха "Сосенки".
Адрес участка: Самарская область Национальный парк, лесничество Рождественское, квартал 5: выдел 9.10.
Категория земли: земли особо охраняемой природной территории.
Зона обслуживания посетителей.
В соответствии с п. 1.2. данного договора земельный участок, природный объект передается в аренду на срок до 21.08.2055 г.
Согласно п.1.3 договора разрешенные виды пользования (деятельности): осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка "Самарская Лука"
Заявитель 15.11.2007 г. обратился с заявлением в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области о государственной регистрации договора аренды, в чем ему 03.12.2007 г. было отказано.
Основаниями к отказу в государственной регистрации послужили, по мнению ответчика, следующие обстоятельства:
- представленный заявителем договор аренды не соответствует нормам статьи 7 Земельного кодекса РФ в части определения категории земельного участка, и данный договор в указанной части противоречит представленной на государственную регистрацию выписке из государственного земельного кадастра, в соответствии с которой категория земельного участка определена как "земли населенных пунктов".
- государственная регистрация договора аренды возможна только при наличии государственной регистрации права собственности Российской Федерации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, между тем, в Едином государственном реестре прав отсутствует регистрация права собственности Российской Федерации на данный земельный участок;
- предъявленный на регистрацию договор аренды не соответствует требованиям законодательства, действующим на момент обращения за регистрацией, в частности, Правилам подготовки и заключения договора аренды участка национального парка, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26.01.2007 г. N 47.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод Управления о том, что представленный договор аренды не соответствует нормам действующего законодательства в части определения категории земельного участка, поскольку условие о предмете договора согласовано сторонами, в договоре указаны: местоположение (адрес), площадь, кадастровый номер, категория земли, назначение, разрешенное использование земельного участка, что в соответствии с п.3 ст. 607 ГК РФ позволяет определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в состав которых включены земли особо охраняемых территорий и объектов.
Согласно п. 2 ст. 94, ст. 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий и объектов относятся земли особо охраняемых природных территорий.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", вхождение в территорию поселения земель не зависит от форм собственности и целевого назначения.
Следовательно, в границах поселений могут находиться и земли иных категорий, в том числе и земли особо охраняемых территорий, являющиеся федеральной собственностью, при этом категория земель изменению не подлежит.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает несостоятельным довод ответчика относительно наличия противоречия между правоустанавливающим документом - договором аренды от 21.08.2006 г. и выпиской из государственного земельного кадастра, являющегося препятствием для проведения государственной регистрации представленного договора аренды.
Требование регистрирующего органа о необходимости обязательной регистрации права федеральной собственности на национальный парк при решении вопроса о государственной регистрации договора аренды также является неправомерным, так как такое право закреплено за Российской Федерации в силу закона.
В частности, согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" национальные парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 6 статьи 95 Земельного кодекса РФ земли национальных парков находятся в федеральной собственности.
Довод подателя жалобы о том, что представленный на регистрацию договор аренды не соответствует нормам действующего законодательства, правомерно отклонен судом первой инстанции как необоснованный.
В соответствии со статьей 27 Земельного кодекса РФ "из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности _ национальными парками, за исключением случаев, установленных ст. 95 ЗК РФ".
Согласно ст. 95 Земельного кодекса РФ земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" организация рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на территории национальных парков осуществляется с соблюдением режима особой охраны национальных парков. В целях организации рекреационной деятельности, в том числе физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, земельные участки в соответствующих функциональных зонах могут предоставляться гражданам, юридическим лицам в аренду в соответствии с земельным законодательством. Порядок подготовки и заключения договора аренды земельного участка, расположенного в границах соответствующих функциональных зон, устанавливается Правительством РФ.
Порядок предоставления земельного участка на территории национального парка в аренду на момент объявления конкурса и заключения договора о предоставлении в аренду земельных участков, природных объектов на территории Национального парка "Самарская Лука" регулировался Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 926.
В соответствии с пунктом 2 указанного Положения земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на территориях национальных парков, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, предоставляются в пользование на основании договора аренды при наличии лицензии на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, выдаваемой дирекцией национального парка.
Пунктом 5 Положения определено, что предоставление земельных участков, природных объектов в аренду для целей, связанных с обеспечением регулируемого туризма и отдыха, может осуществляться на срок до 50 лет.
В соответствии с пунктом 6 Положения земельные участки, природные объекты предоставляются в аренду по результатам конкурса или аукциона.
Конкурсной комиссией был проведен конкурс на право аренды участков особо охраняемых природных территорий, расположенных на территории Национального парка "Самарская Лука".
ООО "Терра-М", участвовавшее в конкурсе, имело лицензию на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территории национального парка, выданную Федеральной службой лесного хозяйства России.
Пунктом 8 вышеуказанного Положения предусмотрено, что победитель конкурса или аукциона заключает с национальным парком договор аренды.
По результатам конкурса, оформленным протоколом конкурсной комиссии от 18.08.2006 г. N 13 (л.д. 30-31), между ФГУ Национальный парк "Самарская Лука" и ООО "Терра-М" 21.08.2006 г. заключен договор о предоставлении в аренду земельных участков, природных объектов на территории Национального парка "Самарская Лука" N 13. Согласно условиям договора и Приложению N 1 к Положению о Национальном парке "Самарская Лука", утвержденному Приказом МПР России от 09.03.2004 г. N 259, предоставленный в аренду земельный участок расположен в зоне обслуживания посетителей.
Согласно п. 10 Постановления Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 926 договор регистрируется в государственном органе, в ведении которого находится национальный парк. Согласно п. 5.1. Положения "О федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Самарская Лука", утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09.032004 г. N 259, а также Положению о Министерстве природных ресурсов РФ, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2004 г. N 370, национальный парк "Самарская Лука" находится в ведении Росприроднадзора.
Договор аренды от 21.08.2006 г. N 13 прошел все процедуры и был согласован Роприроднадзором. Действительность данного Договора аренды также подтверждается Соглашением о социально-экономической деятельности ООО "Терра-М" на территории Национального парка "Самарская Лука", утвержденным Руководителем Росприроднадзора 26.12.2007 г.
В отношении довода подателя жалобы о необходимости согласно постановлению Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 926 нотариального заверения договора следует отметить, что в соответствии со ст. 163 ГК РФ нотариальное удостоверение сделок обязательно:
- в случаях, указанных в законе;
- в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Согласно ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы). Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ именуются "иные правовые акты" (п. 6 ст. 3 ГК РФ). Таким образом, поскольку ни законом, ни соглашением сторон не предусмотрено нотариального удостоверения данной сделки, нельзя сделать вывод о несоблюдении формы сделки.
Все условия, предусмотренные Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 926, а также указанные в Положении "О федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Самарская Лука", утвержденном Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 09.03. 2004 г. N 259, как необходимые для включения в договоры аренды земельных участков на территориях национальных парков, намечаемые для использования в целях регулируемого туризма и отдыха, в договоре, заключенном между ФГУ Национальный парк "Самарская Лука" и ООО "Терра-М", предусмотрены.
Ссылка регистрирующего органа на нарушение порядка подготовки и заключения договора аренды земельного участка, предусмотренного постановлением Правительства РФ от 26.01 2007 г. N 47, правомерно отклонена судом первой инстанции.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом РФ. Исходя из этого определения, акт государственной регистрации не является юридическим фактом, из которого возникает правоотношение.
Моментом возникновения гражданско-правового отношения в данном случае является момент проведения конкурса на заключение договора аренды (август 2006 г.), а не момент обращения за государственной регистрацией договора, в связи с чем применение действующего в этот период порядка предоставления в аренду земельных участков на территориях национальных парков, урегулированного Положением о порядке предоставления в аренду земельных участков, природных объектов, зданий и сооружений на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. N 926, является правомерным.
Довод подателя жалобы о ничтожности договора аренды от 21.08.2006 г. N 13, исходя из того, что Национальный парк в соответствии с земельным законодательством, действовавшим на дату заключения с Обществом договора аренды земельного участка, расположенного в границах национального парка, не вправе был распоряжаться земельным участком, закрепленным за ним на праве постоянного (бессрочного) пользования, является неосновательным в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Земельного кодекса РФ к отношениям по охране особо охраняемых природных территорий и объектов применяется законодательство об особо охраняемых природных территориях и объектах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
Согласно пункту 3 статьи 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию, распоряжению земельными участками, а также по распоряжению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Таким образом, к отношениям по использованию и охране особо охраняемых природных территорий применяется Федеральный закон от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых территориях", устанавливающий специальные правила, регулирующие отношения по владению, использованию и распоряжению земельными участками и совершению с ними сделок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона "Об особо охраняемых территориях", в редакции действовавшей на дату заключения договора аренды земельного участка от 21.08.2006 N 13, при наличии соответствующей лицензии ее владельцам могут быть предоставлены в аренду земельные участки, природные объекты, здания и сооружения на условиях, определенных соответствующими договорами, заключаемыми с дирекциями национальных парков.
Данная статья была изложена в новой редакции только Федеральным законом от 04.12.2006 г. N 201-ФЗ.
При таких обстоятельствах, на дату проведения конкурса (18.08.2006 г.) Национальный парк в соответствии со статьей 17 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях", пунктами 2, 6 Положения о порядке предоставления в аренду земельных участков на территориях национальных парков для осуществления деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.08.1996 N 926, вправе был распоряжаться земельным участком, расположенным на территории национального парка.
Кроме того, как указано выше, договор аренды от 21.08.2006 г. N 13 заключен на основании проведенного Национальным парком конкурса на право аренды участков особо охраняемых территорий, расположенных на территории Национального парка (протокол от 18.08.2006 г. N13).
Согласно положениям статьи 447 Гражданского кодекса РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.
В соответствии со статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Однако из материалов дела следует, что торги в установленном законом порядке никем не оспорены, в связи с чем ссылка подателя жалобы о ничтожности договора аренды является несостоятельной.
С учетом изложенного, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования заявителя о признании недействительным отказа Управления в государственной регистрации договора аренды от 21.08.2006 г. N 13.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 марта 2008 г. по делу N А55-456/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-456/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Терра-М"
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: ФГУ "Национальный парк "Самарская Лука", Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
09.09.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2479/2008