23 сентября 2008 г. |
Дело N А65-694/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 сентября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 23 сентября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Рогалевой Е.М., Холодной С.Т.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глущенко Е.И.,
с участием:
от заявителя - Дербенев Г.И., ликвидатор, паспорт 36 01. 445790,
от налогового органа - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, дело по апелляционной жалобе Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2008 г. по делу N А65-694/2008 (судья Якупова Л.М.),
принятое по заявлению Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя, г. Набережные Челны, Республика Татарстан,
к Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, Республика Татарстан,
третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,
о признании решения незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное производственно-коммерческое предприятие общественного питания г. Чистополя (далее по тексту заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 12 (далее налоговый орган) о признании решения от 20 ноября 2007 года незаконным.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2008 г. по делу N А65-694/2008 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение арбитражного суда первой инстанции, так как считает. Что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела и удовлетворить заявленное требование.
Дело рассмотрено в отсутствие налогового органа и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 31 марта 2005 года N 342-р принято решение о ликвидации Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя, ликвидатором предприятия назначен Дербенев Г.И.
08 августа 2005 года в Государственный реестр юридических лиц внесена запись о принятии решения о ликвидации юридического лица, о формировании ликвидационной комиссии, о чем выданы свидетельства.
В Вестнике государственной регистрации N 28 от 3 августа 2005 года помещена публикация о ликвидации предприятия и приеме требований кредиторов в течение двух месяцев с момента публикации.
14 февраля 2006 года Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан утвержден ликвидационный баланс, о чем выдано свидетельство от 23 февраля 2006 года.
15.10.2007 г. ликвидатор Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя Дербенев Г.И. направил в налоговый орган заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией и документы, предусмотренные ст. 21 Закона РФ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"
20 ноября 2007 налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации ликвидации Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя. Основанием отказа указано несоблюдение установленного Федеральным законом порядка ликвидации юридического лица, незавершение расчетов с кредиторами, представление ликвидационного баланса с указанием недостоверных сведений об отсутствии задолженности перед бюджетом, при наличии такой задолженности по налогам и пеням в сумме 266 500 руб. по карточке лицевого счета.
Из материалов дела следует, что 09 августа 2005 года налоговый орган на уведомление ликвидатора от 01.06.2005 года предъявил требование кредитора по задолженности в бюджеты всех уровней в размере 269 503, 11 руб. для включения в реестр требований кредиторов.
К заявлению налоговый орган приложил справку о состоянии расчетов налогоплательщика по состоянию на 31.03.2005 г., Постановление о N 72 от 14.12.2001 г. о взыскании налога, пени, штрафа за счет имущества Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя, акт о невозможности взыскания от 31.05.2002 г.
Письмом от 05.09. 2005 года ликвидатор Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя Дербенев Г.И. отклонил заявление налогового органа о включении требований в размере 269 503, 11 руб. в реестр кредиторов в связи с тем, что налоговый орган не приложил к справке документы, подтверждающие размер задолженности, а также в связи с тем, что истек срок исковой давности в три года.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования сделал вывод о том, что налоговый орган своевременно направил в адрес Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя требование N 219 по состоянию на 16 марта 2001 года об уплате налогов и пени в общей сумме 284 366, 12 руб., на основании статей 31 и 47 НК РФ налоговый орган принял постановление N 72 от 14 декабря 2001 года о взыскании налога, пени за счет имущества, а также решение N 72 от 14 декабря 2001 года о взыскании налога, пени за счет имущества. Документы на принудительное взыскание были своевременно направлены судебному приставу исполнителю. В судебном порядке ненормативные акты налогового органа, а именно требование об уплате задолженности и решение о взыскании налога (сбора), пени, штрафа за счет имущества, не признаны недействительными. Налоговым органом был соблюден порядок предъявления своих требований в интересах федерального бюджета, предусмотренный статьей 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, следовательно, ликвидационный баланс содержит недостоверную информацию и правовых оснований для удовлетворения заявленного требования предприятия не имеется.
Выводы суда первой инстанции являются ошибочными и не соответствующими фактическим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что задолженность по уплате налогов возникла у Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя по состоянию на 16.03.2001 г., что следует из требования об уплате налога пени N 219.
Налоговый орган своевременно предпринял меры ко взысканию задолженности, в том числе и за счет имущества Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя, но в связи с отсутствием имущества, судебным приставом - исполнителем был составлен акт о невозможности взыскания от 31.05.2002 г. и исполнительный документ возвращен в налоговый орган.
Налоговый орган с 31.05.2002 г. по 09.08.2005 г. никаких мер ко взысканию не предпринимал, в деле отсутствуют доказательства принятия таких мер.
Как с момента возникновения обязанности по уплате налогов, так и с момента составления акта о невозможности взыскания и до момента обращения налогового органа к ликвидатору Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя Дербеневу Г.И. с заявлением о включении в реестр требований кредиторов задолженности в размере 266 500 руб. прошло более трех лет, а поэтому налоговый орган утратил право на взыскание налогов, поскольку давностный срок взыскания налогов исходя из сравнительного анализа и системного толкования статей 23, 78 87, 113 НК РФ ограничивается тремя годами, что соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении ВАС РФ от 18 марта 2008 г. N 13084/07.
В справке налогового органа, представленного ликвидатору вместе с требованием о включении задолженности в реестр кредиторов, указаны такие налоги как налог с владельцев транспортных средств, сбор на нужды образовательных учреждений, а также штрафы, в то же время в требовании об уплате налога и пени N 219 эти налоги и штрафы отсутствуют, а поэтому ликвидатор обоснованно отклонил требования налогового органа, о включении требований налогового органа в реестр кредиторов, поскольку размер задолженности не был подтвержден документально.
Арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что сведения, содержащиеся в ликвидационном балансе Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя являются достоверными, а поэтому у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с его ликвидацией.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует отменить, заявленное требование удовлетворить.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 руб. следует взыскать с Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, Республика Татарстан, в пользу ликвидатора Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя - Дербенева Геннадия Ивановича, г. Набережные Челны, пос. Зяб, квартал 27 д. 2.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 июля 2008 г. по делу N А65-694/2008 отменить.
Признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан от 20.11.2007 г. N 12.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 12 по Республике Татарстан устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя.
Расходы по уплате государственной пошлины в размере 1 000 руб. взыскать с Межрайонной ИФНС России N 12 по Республике Татарстан, г. Чистополь, Республика Татарстан, в пользу ликвидатора Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г. Чистополя - Дербенева Геннадия Ивановича, г. Набережные Челны, пос. Зяб, квартал 27 д. 2.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-694/2008
Истец: Ликвидатор Государственного производственно-коммерческого предприятия общественного питания г.Чистополя - Дербенев Геннадий Иванович, Государственное производственно-коммерческое предприятие общественного питания г.Чистополя, г.Набережные Челны , Государственное производственно-коммерческое предприятие общественного питания г.Чистополя
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N12 по Республике Татарстан,г.Чистополь
Третье лицо: Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5908/2008