24 октября 2008 г. |
Дело N А72-1710/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
от индивидуального предпринимателя Тюриной Натальи Александровны - Тюрин В.С., доверенность от 14 марта 2008 г.;
от индивидуального предпринимателя Васильевой Марины Дмитриевны - Васильев К.А., доверенность от 19 октября 2008 г.;
от Администрации (мэрии) г. Ульяновска - Попова Т.В., доверенность от 21 января 2008 г. N 7-01-08;
от третьих лиц:
от Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска - Попова Т.В., доверенность от 16 января 2008 г. N 01-13/91;
от Комитета Ульяновской области по культурному наследию - не явился, извещен;
от ФГУ Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина" - не явился, извещен;
от Департамента культуры и архивного дела Ульяновской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2008 г.
по делу N А72-1710/2008 (судья Замалетдинова Д.М.)
по заявлению индивидуального предпринимателя Тюриной Натальи Александровны, г. Ульяновск,
индивидуального предпринимателя Васильевой Марины Дмитриевны, г. Ульяновск,
к Администрации (мэрии) г. Ульяновска, г. Ульяновск,
третьи лица:
Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, г. Ульяновск,
Комитет Ульяновской области по культурному наследию, г. Ульяновск,
ФГУ Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина", г. Ульяновск,
Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании недействительным постановления, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальные предприниматели Тюрина Наталья Александровна и Васильева Марина Дмитриевна обратились в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Администрации (мэрии) г. Ульяновска о признании недействительным постановления главы г. Ульяновска от 20 ноября 2007 г. N 10179 и о понуждении Администрации (мэрии) г. Ульяновска рассмотреть вопрос о согласовании градостроительного плана.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что размещение административно-торгового здания на спорном земельном участке не противоречит Правилам землепользования и застройки в г. Ульяновске (в редакции от 26 марта 2008 г.).
Не согласившись с выводами суда, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что на момент выхода постановления главы города от 26 апреля 2006 г. N 1039 "О предварительном согласовании ИП Тюриной Н.А. и ИП Васильевой М.Д. места размещения административно-торгового здания по пер. Комсомольскому в Ленинском районе" на территории города Ульяновска действовали Правила землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденные решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, согласно которым испрашиваемый земельный участок располагался в территориальной зоне Ц-2, в которой не поименовано размещение административно-торгового здания в качестве основного вида разрешенного использования; спорный земельный участок находится в зоне регулирования застройки, относится к землям историко-культурного значения в пределах городской черты и режим использования этих земель определяется в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и правовых актов органов местной власти Ульяновской области и, соответственно, производство земляных, строительных и других работ в зоне регулирования застройки должно было быть согласовано с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия, согласно требованиям п. 5 ст. 20 Правил; в связи с тем, что порядок предоставления земельного участка, предусмотренный ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации и Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, не соблюдён, главой города правомерно отменен принятый им муниципальный правовой акт.
В судебном заседании представитель Комитета архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска и мэрии г. Ульяновска доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителей считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Комитет Ульяновской области по культурному наследию представил отзыв на жалобу, в котором считает решение суда подлежащим отмене.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Постановлением главы г. Ульяновска от 26 апреля 2006 г. N 1039 (т. 1 л.д. 12) индивидуальным предпринимателям Тюриной Н.А. и Васильевой М.Д. предварительно согласовано место размещения административно-торгового здания на земельном участке площадью 149,0 кв.м., сформированном из земельного участка с кадастровым номером 73:24:041802:94 по пер. Комсомольскому (восточнее здания N 15) в Ленинском районе. Этим же постановлением утвержден акт выбора земельного участка от 29 июня 2005 г. и проект его границ (земли поселений, территориальная зона Ц-2), земельный участок передан в аренду сроком на 11 месяцев и указанным предпринимателям разрешено проведение проектных работ для строительства административно-торгового здания.
На основании упомянутого постановления и заявлений предпринимателей подготовлен градостроительный план земельного участка с указанием основного вида разрешенного использования - административно-торговое здание (т. 1 л.д. 13-18).
16 мая 2006 г. предпринимателями Тюриной Н.А. и Васильевой М.Д. и Администрацией г. Ульяновска заключен договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора земельного участка, находящегося по адресу: г. Ульяновск, пер. Комсомольский (восточнее здания N 15) в Ленинском районе площадью 149 кв.м. для выполнения изыскательских работ. В 2007 г. ООО "Топограф" по заявлению предпринимателей подготовлено землеустроительное дело, которое утверждено территориальным межрайонным отделом N 1 УФАКОН по Ульяновской области. Земельный участок поставлен на кадастровый учет (N 73:24:04 18 02:117) и заявителям 03 августа 2007 г. выдан кадастровый план N 48/07-11357 (т. 1 л.д. 63-68).
ООО "Ульяновскархпроект" выполнен рабочий проект административно-торгового здания, который согласован с Федеральным государственным учреждением культуры Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина" (далее - ФГУК ГИММЗ "Родина В.И. Ленина"), поскольку спорный земельный участок является прилегающей к территории заповедника. Рабочий проект здания также согласован Комитетом Ульяновской области по культурному наследию.
Постановлением от 20 ноября 2007 г. N 10179 глава г. Ульяновска, ссылаясь на ст. 48 Федерального закона Российской Федерации от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст.ст. 9, 32 Устава муниципального образования "город Ульяновск", ст.ст. 4, 17 Правил землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90, и в связи с несоответствием градостроительным регламентам, установленным ст. 19 указанных Правил для территориальной зоны Ц-2, признал утратившим силу постановление от 26 апреля 2006 г. N 1039 "О предварительном согласовании ИП Тюриной Н.А. и ИП Васильевой М.Д. места размещения административно-торгового здания по пер. Комсомольскому в Ленинском районе".
При принятии решения о признании этого постановления недействительным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно данному порядку предоставление земельных участков для строительства осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного и с предварительным согласованием мест размещения объектов. Пунктом 5 упомянутой нормы предусмотрено, что предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием осуществляется в следующем порядке:
выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
проведение работ по формированию земельного участка;
государственный кадастровый учет земельного участка;
принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства...
Аналогичный порядок предоставления земельных участков для строительства установлен и в Правилах землепользования и застройки в городе Ульяновске, утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. N 90 (в редакции от 25 апреля 2007 г., с изменениями от 29 июня 2007 г.), действовавших на момент издания оспариваемого постановления.
В рассматриваемом случае имеет место предварительное согласование места размещения строительства административно-торгового здания по пер. Комсомольский (восточнее здания N 15). При этом выбор земельного участка в установленном порядке был согласован и утвержден Комиссией по землепользованию и застройке - постоянно действующим консультативным органом при администрации (мэрии) г. Ульяновска, главой г. Ульяновска. Работы по формированию земельного участка и постановке на кадастровый учет, т.е. требования пункта 5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 4.3, 4.3.1, 4.3.2 ст. 7 Правил землепользования и застройки в г. Ульяновске заявителями выполнены.
Согласно ст. 19 Правил землепользования и застройки (в редакции от 25 апреля 2007 г. с изменениями от 29 июня 2007 г.), действовавших на момент издания оспариваемого постановления, зона Ц-2 - зона деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения, в которой к основным разрешенным видам использования земельными участками, в числе прочих, отнесены торговые центры, магазины, офисы, конторы различных организаций при условии использования первого и нижних этажей под объекты коммерческого назначения, обслуживающего население.
В Правилах землепользования и застройки (в редакции от 26 марта 2008 г.) назначение земельных участков в зоне Ц-2 (зона делового, общественного и коммерческого назначения) определены в числе прочих, как объекты торговли, административные объекты, объекты делового и финансового назначения, объекты для осуществления средней и малой предпринимательской деятельности, многофункциональные объекты.
Доводы подателя жалобы о том, что в нарушение п. 5 ст. 20 Правил производство земляных, строительных и других работ в зоне регулирования застройки не было согласовано с соответствующими органами охраны объектов культурного наследия, являются необоснованными в связи со следующим.
На момент издания постановления N 1039 органом исполнительной власти Ульяновской области, в компетенцию которого входило осуществление государственного контроля за соблюдением юридическими лицами законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников при производстве строительных, мелиоративных, дорожных и других работ, являлось Управление по делам культуры и искусства администрации Ульяновской области. Согласно п. 3.5 Положения, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 20 сентября 2005 г. N 5/124, Управление осуществляло государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в пределах своей компетенции.
Учитывая, что на земельном участке, находящемся по адресу: г. Ульяновск, пер. Комсомольский, восточнее здания N 15, в Ленинском районе, объекты культурного наследия отсутствовали, что подтверждается, кроме материалов дела, и п. 4 Градостроительного плана земельного участка "Информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства и объектах культурного наследия" - Объекты, включенные в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации - отсутствуют, согласование выполнения каких-либо строительных работ с Управлением по делам культуры и искусства Ульяновской области не требовалось. Перечень лиц, визирующих градостроительную документацию, определяет Комиссия по землепользованию и застройке при мэрии г. Ульяновска, а проект постановления главы г. Ульяновска - разработчик проекта, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска. При подготовке акта о выборе земельного участка, генплана, проекта границ и других документов лицом, в компетенцию которого входило осуществление государственного контроля за соблюдением законодательства об охране и использовании памятников истории и культуры, был определен ФГУК ГИММЗ "Родина В.И. Ленина", с которым и были согласованы все необходимые документы.
ООО "Ульяновскархпроект" выполнило рабочий проект административно-торгового здания, который был также своевременно согласован с ФГУК ГИММЗ "Родина В.И. Ленина".
Рабочий проект здания также согласован Комитетом Ульяновской области по культурному наследию, поэтому строительство административно-торгового здания не противоречит действующему законодательству, и правовых оснований для отмены постановления от 26 апреля 2006 г. N 1039 у Администрации (мэрии) г. Ульяновска не имелось.
Поскольку, как следует из изложенного, на земельном участке, находящемся по адресу: г. Ульяновск, пер. Комсомольский, восточнее здания N 15, в Ленинском районе, объекты культурного наследия отсутствовали, согласование выполнения каких-либо строительных работ с Управлением по делам культуры и искусства Ульяновской области не требовалось, ФГУК ГИММЗ "Родина В.И.Ленина" документально подтвердил факт согласования в 2006 г. строительства спорного объекта на земельном участке, прилегающем к территории заповедника, суд пришел к правильному выводу о том, что строительство административно-торгового здания не противоречит действующему законодательству, поэтому правовые основания для отмены постановления от 26 апреля 2006 г. N 1039 у Администрации (мэрии) г. Ульяновска не имелись.
С учетом изложенного суд правомерно удовлетворил заявленные требования предпринимателей, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 25 июля 2008 г. по делу N А72-1710/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-1710/2008
Истец: ИП Тюрина Н.А., ИП Васильева М.Д.
Ответчик: Администрация (мэрия) г. Ульяновска
Третье лицо: ФГУ Государственный историко-мемориальный музей-заповедник "Родина В.И. Ленина", Комитет Ульяновской области по охране объектов культурного наследия, Комитет архитектуры и градостроительства мэрии г. Ульяновска, Департамент культуры и архивного дела Ульяновской области