27 октября 2008 г. |
Дело N А55-6601/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
от заявителя - Крамаренко К.Ю., доверенность от 23 апреля 2008 г. N 48, Бусарова Н.В., доверенность от 6 июня 2008 г. N 57;
от Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - не явился, извещен;
от третьих лиц:
от Администрации городского округа Самара - не явился, извещен;
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Петряйкин С.А., доверенность от 30 мая 2008 г. N Д05-01/1511,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Общества с ограниченной ответственностью "Волга-Ритейл", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2008 г.
по делу N А55-6601/2008 (судья Щетинина М.Н.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Волга-Ритейл", г. Самара,
к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара,
третьи лица:
Администрация городского округа Самара, г. Самара,
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным действия (бездействия), обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Волга-Ритейл" (далее - заявитель, Общество), с учетом уточнений (т. 1 л.д. 81-91) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (далее - Министерство) относительно невыполнения требований заявителя об издании Министерством нормативного правового акта, о внесении нижеуказанных изменений в постановление главы города Самары от 22 июня 2005 г. N 1721 относительно:
- площади разрешенного проектирования (абз. 2 п. 3) с "79 544, 40 кв.м." на "78 322, 30 кв.м.";
- наименования объекта строительства с "торговый комплекс (магазин класса "гипермаркет", действующий под знаком обслуживания "Карусель") на "торговый комплекс";
- продления сроков действия постановления главы города Самары от 22 июня 2005 г. N 1721 на пять лет до 22 июня 2013 г.;
- продления сроков аренды земельного участка с 3-х лет на 10 лет и сроков проектирования торгового комплекса еще на 3 (три) года, а также обязании Министерства подготовить и представить заявителю проект договора аренды земельного участка в соответствии с новой редакцией постановления от 22 июня 2005 г. N 1721.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что постановление Самарской Городской Думы от 03 июля 2004 г. N 351 официально не опубликовано, следовательно, в законную силу не вступило; факт того, что постановление от 03 июля 2004 г. N 351 Самарской Городской Думой не принималось, подтверждается также ответом председателя Думы Ильиным В.А. (вход. N 34938, т. 2 л.д. 92); Министерство правомерно не приняло во внимание наличие постановления N 1721, принятого с нарушениями правил, которые действовали на момент его принятия. Земельный участок расположен в рекреационной зоне (Р-2), в которой строительство торгового комплекса не допускается. Оснований для внесения изменений в Правила застройки и землепользования, и, как следствие, в карту правового зонирования, не имелось; предоставленный заявителю земельный участок относится к рекреационным зонам (зоне парков), которые в силу прямого указания закона относятся к местам общего пользования; в материалах дела отсутствуют доказательства, что имеется решение Городской Думы о внесении изменений в Правила застройки и землепользования; требование о продлении срока аренды земельного участка с 3-х лет на 10 лет и сроков проектирования торгового комплекса еще на три года не мотивировано заявителем, поскольку постановление N 1721 предоставляло заявителю право аренды сроком на три года.
Не согласившись с выводами суда, ООО "Волга-Ритейл" подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что Министерством не было предоставлено надлежащих доказательств обстоятельств, на которые ссылалось Министерство в обоснование отказов в письмах от 11 сентября 2007 г. N Л-21/3264; от 25 марта 2008 г. N Д-21/808; от 07 мая 2008 г. N Д-21/1611: нахождения участка либо его части в рекреационной зоне Р-2; противоречия законодательству постановления N 1721 - отмены его судом либо органом местного самоуправления; признания недействительным постановления Самарской Городской Думы от 03 июля 2004 г. N 351; определение Федерального суда Ленинского района городского округа Самара о прекращении производства по делу о признании недействительным и не подлежащим применению постановления Самарской Городской Думы от 03 июля 2004 г. N 351, необоснованно применено судом как доказательство недействительности постановления N 351; действующее законодательство не предусматривает ограничений по срокам аренды земельных участков под строительство, поэтому требование заявителя о продлении срока аренды земельного участка с 3-х на 10 лет не противоречит нормам закона; суд не применил, хотя обязан был применить, постановление N 1721, обязательное к исполнению всеми без исключения органами на территории городского округа Самара; постановление N 351 опубликовано в Вестнике Самарской Городской Думы от 21 июля 2004 г. N 15, что было установлено и подтверждается прокуратурой Самарской области по итогам проведенной прокурорской проверки (абз. 2 стр. 5 письма Прокуратуры Самарской области от 19 мая 2008 г. N 7-370-08); вынесенное на законных основаниях постановление N 1721 является единственным и безусловным основанием для заключения и государственной регистрации договора аренды участка; законность и обоснованность постановления N 1721 неоднократно проверена и подтверждена вступившими в законную силу судебными актами; ссылки Министерства на несоответствие градостроительной зоны расположения участка либо его части разрешенному использованию также являются несостоятельными.
Кроме того, в заседании суда 20 октября 2008 г. ООО "Волга-Ритейл" представлены письменные объяснения к апелляционной жалобе, в которых Общество указывает на то, что согласно абз. 1 и 3 стр. 2 протокола судебного заседания от 07 июня 2008 г. представитель Министерства признал надлежащим факт обращения заявителя по вопросу внесения изменений в постановление именно в Министерство, а именно дал объяснение, что "за внесением изменений в постановление заявитель правильно обратился в Министерство", поэтому в силу ст. 75 АПК РФ в деле имеются письменные доказательства признания Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области того обстоятельства, что Министерство может вносить изменения в постановления главы города Самары.
Податель жалобы сослался также на то, что распоряжение Министерством участками, предоставленными до 01 июля 2006 г., невозможно без внесения изменений в условия уже изданных до 01 июля 2006 г. муниципальных правовых актов, распоряжение земельными участками, предоставленными до 01 июля 2006 г., предусматривает, при необходимости, внесение изменений в соответствующую документацию, в том числе, в муниципальные правовые акты о предоставлении земельного участка.
Изложенное подтверждается протоколом от 16 июля 2007 г. совещания по вопросу применения законодательства, подписанного, в том числе, министром строительства и жилищно-коммунального хозяйства, и определившего возможность продления Министерством постановлений главы города, изданных до 01 июля 2006 г.
В судебном заседании представители ООО "Волга-Ритейл" доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представитель Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара в заседании арбитражного апелляционного суда указал, что не возражает против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Администрации городского округа Самара в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, считают решение суда законным и обоснованным по доводам, указанным в отзывах.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
На основании постановления главы г. Самары от 22 июня 2005 г. N 1721 "Об утверждении акта о выборе земельного участка для строительства, проекта границ земельного участка, предварительном согласовании места размещения, разрешении проектирования торгового комплекса (магазин класса "гипермаркет", действующего под знаком обслуживания "Карусель") ООО "Волга-Ритейл" и предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: улица Ставропольская / улица Ново-Вокзальная в Промышленном районе города Самары" утвержден акт о выборе, проект границ, предварительно согласовано место размещения объекта земельного участка площадью 79 544, 40 кв.м., расположенного в г. Самара, ул. Ставропольская / ул. Ново-Вокзальная в Промышленном районе. Участку присвоен кадастровый номер 63:01:07: 22 003:0002 (т. 1 л.д. 49-51, 60-66).
Процедура предоставления участка в аренду под строительство не была завершена, 15 июля 2005 г. Комитетом по управлению имуществом г. Самары с заявителем был заключен договор аренды N 023673з на 11 месяцев, вместо 3-х лет, как было предусмотрено в постановлении N 1721 (п. 3 постановления).
В период с августа 2006 г. по апрель 2008 г. заявитель неоднократно обращался в Министерство с просьбой о внесении изменений в постановление N 1721 и надлежащем оформлении отношений аренды в соответствии с этими изменениями, однако Министерство письменно неоднократно отказывало в удовлетворении заявлений, что следует из писем Министерства от 11 сентября 2007 г. N Л-21/3264; от 25 марта 2008 г. N Д-21/808; от 07 мая 2008 г. N Д-21/1611 (т. 1 л.д. 46-48, 111-119).
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных ООО "Волга-Ритейл" требований о признании незаконными действий (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области относительно невыполнения требований заявителя об издании Министерством нормативного правового акта, о внесении нижеуказанных изменений в постановление главы города Самары от 22 июня 2005 г. N 1721 относительно:
- площади разрешенного проектирования (абз. 2 п. 3) с "79 544, 40 кв.м." на "78 322, 30 кв.м.";
- наименования объекта строительства с "торговый комплекс (магазин класса "гипермаркет", действующий под знаком обслуживания "Карусель") на "торговый комплекс";
- продления сроков действия постановления главы города Самара от 22 июня 2005 г. N 1721 на пять лет до 22 июня 2013 г.;
- продления сроков аренды земельного участка с 3-х лет на 10 лет и сроков проектирования торгового комплекса еще на 3 (три) года, а также обязании Министерства заключить договор аренды земельного участка в соответствии с новой редакцией постановления от 22 июня 2005 г. N 1721 суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Постановлением главы города Самары от 22 июня 2005 г. N 1721 утвержден акт о выборе, проект границ, а также предварительно согласовано место размещения объекта на земельном участке площадью 79 544, 40 кв.м.
Изданию указанного постановления предшествовало внесение изменений в карту правового зонирования города Самары, а именно пунктом 14 постановления Самарской Городской Думы от 03 июля 2004 г. N 351 по рассматриваемой территории зона парков, бульваров, набережных (Р-2) площадью 24 га (территория парка "Городской парк культуры и отдыха "Молодежный" (50-летия ВЛКСМ)) переведена в зону деловых и коммерческих предприятий общегородского и регионального значения (Ц-2).
Прокуратурой Самарской области в письме от 25 мая 2007 г. сообщается, что в аппарате и архиве Самарской Городской Думы, а также в Управлении главного архитектора, Департаменте по строительству и архитектуре оригинал постановления N 351, протокол заседания Самарской Городской Думы от 03 июля 2004 г. и иные документы, подтверждающие факт проведения этого заседания, обнаружены не были. Руководителем аппарата Самарской Городской Думы существование постановления от 03 июля 2004 г. N 351 отрицается, поскольку Думой 3-го созыва было принято всего 350 постановлений, последний раз заседание Думы этого созыва проводилось 02 июля 2004 г.
В ходе проведенных прокуратурой обысков и выемок оригинал постановления N 351 (или его копии с подписями) и документы по заседаниям Комиссии по застройке и землепользованию обнаружены не были.
Прокуратура Самарской области обратилась в Федеральный суд Ленинского района городского округа Самары с иском о признании недействительным указанного постановления Самарской Городской Думы N 351.
В соответствии со статьей 3 Закона Самарской области от 10 мая 1995 г. N 3-ГД "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Самарской области" любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также права и обязанности юридических лиц, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
С учетом указанной нормы суд прекратил производство по гражданскому делу, указав, что в настоящее время отсутствует предмет судебного разбирательства, поскольку нет доказательства публикации в средствах массовой информации оспариваемого прокуратурой нормативного правового акта.
В соответствии с нормами действующего законодательства нормативный правовой акт вступает в законную силу после его опубликования, если иное не установлено самим нормативным актом. Постановление N 351 официально не опубликовано, следовательно, в законную силу не вступило.
Данный факт подтверждается определением Федерального суда Ленинского района городского округа Самара от 08 ноября 2007 г. Судебным актом установлено, что нет доказательств вступления в законную силу (официального опубликования) постановления N 351, в связи с чем постановление Самарской Городской Думы N 351 не может применяться в силу отсутствия у данного документа юридической силы (т. 2 л.д. 93-94). По этому основанию отказано в удовлетворении иска о признании постановления недействительным.
Факт того, что постановление от 03 июля 2004 г. N 351 Самарской Городской Думой не принималось, подтверждается также ответом председателя Думы Ильиным В.А. (вход. N 34938, т. 2 л.д. 92).
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что постановление Самарской Городской Думы N 351 не может применяться в силу отсутствия у данного документа юридической силы, земельный участок расположен в рекреационной зоне (Р-2), в которой строительство торгового комплекса не допускается.
Ссылка подателя жалобы на судебные акты арбитражного суда по делу N А55-12356/2006 не может быть принята во внимание, поскольку в предмет доказывания по данному делу не входил факт нахождения спорного земельного участка в рекреационной зоне.
Кроме того, из представленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Положения о Министерстве не следует, что Министерство является универсальным правопреемником главы городского округа Самара.
Никакими законами или иными нормативными актами Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области не наделено полномочиями по изменению ранее принятых органом местного самоуправления - главой городского округа Самара - в пределах его компетенции ненормативных актов.
С 01 июля 2006 г. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области переданы функции предоставления земельных участков для строительства, однако это не означает наделение Министерства какими-либо нормативными правовыми актами полномочий по внесению изменений в ранее изданные акты главы городского округа Самара.
Ссылка подателя жалобы на протокол от 16 июля 2007 г. совещания по вопросу применения законодательства, подписанного, в том числе, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, является неосновательной, т.к. данный документ не может быть признан обязательным к применению судом, и лишь является оформлением мнения ряда должностных лиц по применению законодательства.
Ссылка подателя жалобы на то, что в суде Министерство признало надлежащим факт обращения заявителя по вопросу внесения изменений в постановление именно в Министерство, не может быть принята судом во внимание в связи с тем, что данное признание не может наделить Министерство полномочиями, не предусмотренными нормами права.
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области является уполномоченным с 01 июля 2006 г. органом по предоставлению земельных участков для строительства, однако заявитель обращался в Министерство не с заявлением о предоставлении участка, а с заявлением о внесении изменений в постановление главы городского округа Самары, что не входит в его компетенцию.
С учетом того, что все заявленные Обществом требования связаны с изменениями, которые он просит обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области внести в постановление главы городского округа Самары, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований о признании незаконным действия (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области относительно невыполнения требований заявителя об издании Министерством нормативного правового акта, о внесении нижеуказанных изменений в постановление главы города Самары от 22 июня 2005 г. N 1721 относительно:
- площади разрешенного проектирования (абз. 2 п. 3) с "79 544, 40 кв.м." на "78 322, 30 кв.м.";
- наименования объекта строительства с "торговый комплекс (магазин класса "гипермаркет", действующий под знаком обслуживания "Карусель") на "торговый комплекс";
- продления сроков действия постановления главы города Самара от 22 июня 2005 г. N 1721 на пять лет до 22 июня 2013 г.;
- продления сроков аренды земельного участка с 3-х лет на 10 лет и сроков проектирования торгового комплекса еще на 3 (три) года, а также обязании Министерства заключить договор аренды земельного участка в соответствии с новой редакцией постановления от 22 июня 2005 г. N 1721, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 21 июля 2008 г. по делу N А55-6601/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Волга-Ритейл", г. Самара, из федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб.
Справку на возврат госпошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6601/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Волга-Ритейл"
Ответчик: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области
Третье лицо: Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, Администрация г.о. Самара