29 октября 2008 г. |
Дело N А65-10013/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 28 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю., судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т., при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В., с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 октября 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2008 года по делу N А65-10013/2008 (судья Логинов О.В.)
по заявлению ЗАО "Внешнеторговая компания "КАМАЗ"
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Набережные Челны Республики Татарстан
о признании незаконным бездействия, выразившегося в неуплате процентов за несвоевременный возврат НДС за апрель 2007 года и обязании уплатить проценты за нарушение сроков возврата суммы НДС в размере 556 499, 49 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ" (далее - заявитель, Общество), обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Инспекции ФНС России по г. Набережные Челны РТ (далее - ответчик, Инспекция), с учетом уточнения требования в порядке ст. 49 АПК РФ, об обязании ответчика уплатить в пользу заявителя проценты за нарушение сроков возврата суммы НДС в размере 556 499,49 руб.
Решением суда первой инстанции от 21 августа 2008 года заявление Общества удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Общества.
По мнению ответчика, судом неправильно определен размер процентов за несвоевременный возврат НДС, поскольку проценты не могут быть начислены по заявлению Общества от 19.07.2007 г., по которому у налогового органа отсутствовала обязанность его возвратить. Полагает, что данная обязанность у налогового органа возникла после вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А65-26376/2007-СA2-46 и обращения 24.03.2007 г. Общества с заявлением о возврате суммы НДС в размере 8 921 489 руб.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Общества и Инспекции в судебное заседание не явились. Общество обратилось с ходатайством о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя заявителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим обстоятельствам.
Из материалов дела следует, что Общество 18.05.2007 г. представило в налоговый орган налоговую декларацию по НДС за апрель 2007 г. Согласно представленной налоговой декларации сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению из бюджета, составляет 18 373 519 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной декларации и приложенных к ней в соответствии со ст.165 НК РФ документов.
По результатам проверки было принято решение от 25.09.2007 г. N 260, которыми налоговый орган отказал в возмещении НДС за апрель 2007 г. в размере 8 922 557 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2007 г. по делу А65-26376/2007-СA2-46, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2008 г., признано недействительным решение ответчика от 25.09.2007 г. N 260 в части отказа в возмещении НДС в сумме 8 921 489 руб. (л.д. 25-33, 34-41).
Заявитель 19.07.2007г. обратился в налоговый орган с заявлением исх. N 85-078-300 о возврате суммы НДС в размере 33 272 177 руб., в том числе 18 373 519 руб. (9 450 962 руб. + 8 922 557 руб.), заявленной в налоговой декларации за апрель 2007 г. (л.д. 42).
Ответчик решением от 03.08.2007 г. N 1946 отказал в возврате 33 272 177 руб. налога на добавленную стоимость по причине проведения камеральной проверки (л.д. 44).
После вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Татарстан по делу N А65-26376/2007-СA2-46 заявитель письмом от 24.03.2008 г. за N 85004/82 повторно обратился в налоговый орган с заявлением о возврате НДС в размере 8 921 489 руб. в порядке исполнения данного судебного акта (л.д. 45).
Фактический возврат заявителю суммы НДС в размере 8 921 489 руб. произведен налоговым органом на основании решения от 23.04.2008 г. N 4706 (л.д. 56) 28.04.2008 г., что подтверждается платежным поручением от 24.04.2008 г. N 771 (л.д. 46).
Посчитав, что налоговым органом возврат НДС в размере 8 921 489 руб. за апрель 2007 г. произведен несвоевременно, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявление Общества об обязании Инспекции уплатить проценты в сумме 556 499 руб., суд первой инстанции правомерно исходил из периода просрочки с 13.09.2007 г. (дата начала срока исчисления процентов за несвоевременный возврат НДС) по 27.04.2008 г. (дата, предшествующая дате фактического возврате налога на расчетный счет).
В соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 176 НК РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 г. N 137-ФЗ, действующей с 01.01.2007 г.) по окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 Кодекса.
Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
Согласно п. 6 ст. 176 НК РФ при отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
Пунктом 7 ст. 176 НК РФ предусмотрено, что решение о зачете (возврате) суммы налога принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (полностью или частично).
В силу п. 8 ст. 176 НК РФ поручение на возврат суммы налога, оформленное на основании решения о возврате, подлежит направлению налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства на следующий день после дня принятия налоговым органом этого решения.
Территориальный орган Федерального казначейства в течение пяти дней со дня получения указанного поручения осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и в тот же срок уведомляет налоговый орган о дате возврата и сумме возвращенных налогоплательщику денежных средств.
Пунктом 10 статьи 176 НК РФ установлено, что при нарушении сроков возврата суммы налога считая с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы налога, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возмещения.
Таким образом, положениями ст. 176 НК РФ установлен строго регламентированный порядок возмещения из бюджета сумм налога на добавленную стоимость, который гарантирует налогоплательщику возмещение налога путем зачета или возврата в законодательно предусмотренные сроки либо компенсацию его потерь вследствие несвоевременного возврата налога в виде выплаты процентов, начисленных на эту сумму.
Факт нарушения Инспекцией сроков возврата заявителю 8 921 489 руб. налога на добавленную стоимость установлен судом первой инстанции и не оспаривается ответчиком.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочным довод заявителя апелляционной жалобы о том, что обязанность по возврату НДС у налогового органа возникла после вступления в законную силу решения арбитражного суда по делу N А65-26376/2007-СA2-46 и обращения 24.03.2007 г. Общества с заявлением о возврате суммы НДС в размере 8 921 489 руб.
В силу п. 10 ст. 176 НК РФ период просрочки исчисляется с 12-го дня после завершения камеральной налоговой проверки.
В соответствии со статьей 176 Кодекса проценты начисляются на сумму налога, подлежащую возврату налогоплательщику, с того момента, когда эта сумма должна быть возвращена в силу закона, если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение, а также при наличии письменного заявления налогоплательщика о ее возврате.
Аналогичная правовая позиция по данному вопросу содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2005 г. N 7528/05.
Из материалов дела следует, что налоговая декларация представлена Обществом 18.05.2007 г., следовательно, датой принятия надлежащего решения следует считать 25.08.2007 г.
Поскольку заявление Обществом подано в трехмесячный период проведения камеральной налоговой проверки (19.07.2007 г.), то период просрочки начинается в силу п. 10 ст. 176 НК РФ с 13.09.2007 г.
Суд апелляционной инстанции признает несостоятельным указание налогового органа на то, что Общество обратилось к ответчику с заявлением о возврате указанной суммы НДС лишь 24.03.2008 г., со ссылкой на пункт 3.4.6 Методических рекомендаций по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам, утвержденных приказом Федеральной налоговой службы России от 15.09.2005 г. N САЭ-3-19/446@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам".
Судом первой инстанции правомерно установлено и материалами дела подтверждается, что Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате НДС 19.07.2007 г.
По смыслу ст. 176 НК РФ при нарушении сроков возврата суммы налога и при наличии соответствующего заявления налогоплательщика начисление процентов является обязательным для налогового органа. Последующее заявление налогоплательщика от 24.03.2008 г., поданное в порядке исполнения судебного акта по делу N А65-26376/2007-СA2-46, не относится к предшествующему периоду, когда срок возврата был уже нарушен, следовательно, не может иметь правовых последствий при решении вопроса о начислении процентов.
Аналогичная правовая позиция по данному вопросу содержится в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27.02.2007 г. N 13584/06.
Ссылку ответчика на ст. 333 ГК РФ об уменьшении суммы процентов суд апелляционной инстанции считает необоснованной, поскольку нормы указанной статьи применимы в гражданских правоотношениях, а в данном случае в силу ст. 2 ГК РФ к налоговым правоотношениям применению подлежат нормы налогового законодательства, в частности ст. 176 НК РФ, которыми уменьшение размера процентов за нарушение сроков возврата налогов не предусмотрено.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование Общества об обязании Инспекции уплатить в пользу заявителя проценты за нарушение сроков возврата суммы НДС в размере 556 499,49 руб.
В связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 21 августа 2008 г. по делу N А65-10013/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-10013/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Внешнеторговая компания "КАМАЗ", г.Набережные Челны
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы по г.Набережные Челны Республики Татарстан