29 октября 2008 г. |
Дело N А49-3600/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 октября 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
от заявителя - Земцовский А.М., председатель, протокол N 8 от 4 мая 2006 г., Шепотько А.В., доверенность от 20 июля 2008 г.;
от Администрации г. Пензы - не явился, извещен;
от Комитета по управлению муниципальным имуществом г. Пензы - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Администрации г. Пензы, г. Пенза,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 августа 2008 г.
по делу N А49-3600/2008 (судья Земцова М.В.),
по заявлению Гаражно-строительного кооператива "Нептун", г. Пенза,
к Администрации г. Пензы, г. Пенза,
Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, г. Пенза,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Гаражно-строительный кооператив "Нептун" (далее - заявитель, ГСК "Нептун") обратился в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к администрации города Пензы и Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Пензы о признании незаконными действий администрации города Пензы, выразившихся в непредоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 11255 кв.м. (кадастровый N 58:29:01 008 004:0036) категории земель населенных пунктов для завершения строительства и эксплуатации кооперативных боксовых гаражей, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Лядова, 40Г, а также заявитель просил обязать ответчиков предоставить испрашиваемый земельный участок в собственность за плату.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 19 августа 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что ошибочной является ссылка на подпункт 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в указанной норме речь идет о непосредственном расположении на испрашиваемом земельном участке гидротехнического сооружения, а не об охранной зоне такового; ссылка на СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" не имеет правового значения, поскольку предоставление земельного участка в собственность не исключает соблюдения режима охранной зоны канализации; постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 г. N 800 постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", в соответствии с которым была установлена водоохранная зона Арбековского пруда, признано утратившим силу; Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" были внесены изменения в п. 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которым земельные участки в составе земель водоохранного назначения были исключены из перечня земельных участков, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат отчуждению.
Не согласившись с выводами суда, администрация г. Пензы подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что согласно строительным нормам и правилам СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" расстояние от подземных сетей до фундаментов зданий и сооружений должно быть 3 метра и в пределах данной зоны необходимо соблюсти правовой режим охранной зоны канализации; исходя из содержания статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" ливневая канализация относится к гидротехническим сооружениям.
Согласно пункту 10 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, расположенные под объектами гидротехнических сооружений, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте; кроме того, согласно кадастровому плану земельного участка от 13 февраля 2007 г. N 62/07-01386 и согласования отдела водных ресурсов по Пензенской области Верхне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов от 19 июня 2006 г. N 11-27/27 часть земельного участка площадью 4763 кв.м. имеет особый режим использования земельного участка, поскольку входит в водоохранную зону Арбековского пруда, что является ограничением оборотоспособности земельного участка.
Таким образом, в настоящий момент указанный участок является ограниченным в обороте и в соответствии с п. 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации не может быть предоставлен в частную собственность.
Представители ГСК "Нептун" считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
ГСК "Нептун" является собственником гаражных боксов литеры: А, Б, В, Д общей площадью 3229, 2 кв.м., расположенных по адресу: г. Пенза, ул. Лядова, 40 Г, указанные гаражные боксы находятся на земельном участке площадью 11255 кв.м. (кадастровый N 58:29:01 008 004:0036) категории земель населенных пунктов для завершения строительства и эксплуатации кооперативных боксовых гаражей, расположенного по адресу: г. Пенза, ул. Лядова, 40 Г, предоставленном ГСК "Нептун" в аренду постановлением главы администрации г. Пензы от 10 января 2007 г. N 12 и договором аренды земельного участка, предназначенного для строительства, от 22 марта 2007 г. N 7813.
25 марта 2008 г. ГСК обратился в администрацию города Пензы с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность за плату.
Письмом от 25 мая 2008 г. N 8-17-179 администрация города Пензы сообщила о невозможности предоставления ГСК в собственность земельного участка, на котором расположены гаражные боксы, так как земельный участок по ул. Лядова, 40 Г, попадает в охранную зону ливневой канализации.
При принятии решения о признании указанных действий незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 3 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка, которое осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством для случаев продажи доли в праве общей собственности постороннему лицу. В случае, если земельный участок находится в государственной или муниципальной собственности, применяются правила, установленные пунктом 1 статьи 36 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев:
изъятия земельных участков из оборота;
установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков;
резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
В силу пункта 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Администрация г. Пензы мотивирует свой отказ в предоставлении испрашиваемого участка, ссылаясь на норму подпункта 10 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и норму статьи 3 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" (с изменениями от 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г., 24 декабря 2002 г., 10 января 2003 г., 23 декабря 2003 г., 22 августа 2004 г., 09 мая 2005 г., 18 декабря 2006 г.).
Спорный земельный участок расположен под гаражными боксами, непосредственно на территории испрашиваемого земельного участка не находится гидротехническое сооружение, никаких доказательств, подтверждающих обратное, администрацией не представлено.
Судом правильно указано в решении, что ссылка ответчика на пункт 10 части 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации необоснованна, так как в указанной норме речь идет о непосредственном расположении на испрашиваемом земельном участке гидротехнического сооружения, а не об охранной зоне такового, а также, что ссылка на СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" не имеет правового значения, поскольку предоставление земельного участка в собственность не исключает соблюдения режима охранной зоны канализации.
Судом правомерно отклонен довод администрации г. Пензы о том, что поскольку часть земельного участка площадью 4763 кв.м. входит в водоохранную зону Арбековского пруда, что является ограничением оборотоспособности земельного участка, то он не может быть предоставлен в собственность.
Согласно положениям статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Указанной нормой закона также установлена ширина водоохраной зоны поверхностных водных объектов, однако для таких водных объектов как пруды, ширина водоохранной зоны в настоящий момент водным законодательством не предусмотрена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2007 г. N 800 постановление Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1404 "Об утверждении Положения о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах", в соответствии с которым была установлена водоохранная зона Арбековского пруда, признано утратившим силу.
Федеральным законом Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 212-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в части уточнения условий и порядка приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности" были внесены изменения в п. 8 статьи 28 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", согласно которым земельные участки в составе земель водоохранного назначения были исключены из перечня земельных участков, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат отчуждению.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу, что заявленные ГСК "Нептун" требования подлежат удовлетворению, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 19 августа 2008 г. по делу N А49-3600/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-3600/2008
Истец: Гаражно-строительный кооператив "Нептун"
Ответчик: Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Пензы, Администрация г. Пензы
Хронология рассмотрения дела:
29.10.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-6994/2008