17 ноября 2008 г. |
Дело N А55-8863/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 ноября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
от ЗАО "Юкос-Транссервис" - Федотов Д.Ю., доверенность от 30 августа 2008 года N 1-5734,
от налогового органа - Погоняева Е.Н., доверенность от 30 октября 2008 года N 02-12/973,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 ноября 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2008 года по делу N А55-8863/2008, судья Асадуллина С.П.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Юкос-Транссервис", г. Новокуйбышевск, Самарская область
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара,
о признании недействительными принятых Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области ненормативных правовых актов: решение от 09.04.2008 г. N 12-24/2304/63 о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в части отказа в возмещении НДС в размере 9 094 631 руб.; решение от 09.04.2008 г. N 12-15/2305/27 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части завышения НДС предъявляемого к возмещению в размере 9 094 631 руб.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Юкос-Транссервис", г. Новокуйбышевск (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с требованием, с учётом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании недействительными вынесенных Межрайонной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области (далее налоговый орган) ненормативных правовых актов, а именно: решения N 12-24/2304/63 от 09.04.2008 г. о возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению в части отказа в возмещении НДС в размере 9 094 631 руб.; решения N 12-15/2305/27 от 09.04.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части завышения НДС предъявляемого к возмещению в размере 9 094 631 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2008 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Принимая решение, суд первой инстанции исходил из того, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, принявшей оспариваемые решения, в порядке ст. ст. 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказаны обстоятельства, послужившие основанием для их принятия, соблюдения им требований закона. В соответствии с чем суд пришел к выводу о несоответствии Налоговому кодексу Российской Федерации решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области: N 12-24/2304/63 от 09.04.2008 г. о возмещении суммы НДС, заявленной к возмещению, в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в размере 9 094 631 руб.; N 12-15/2305/27 от 09.04.2008 г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового нарушения, в части завышения налога на добавленную стоимость в размере 9 094 631 руб.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
В апелляционной жалобе налоговый орган считает решение суда первой инстанции необоснованным и принятым при неправильном применении норм материального права, а именно ст.ст. 165, 171, 172 НК РФ. Ссылается на то, что у ЗАО "Юкос-Транссервис" при оказании услуг по сопровождению и экспедированию грузов не могут возникать затраты, связанные с арендой цистерн и ремонтом вагоноцистерн. Поскольку услуги ЗАО "Юкос-Транссервис" по аренде цистерн и работы по ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию товаров, то обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации ремонтных работ подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ по налоговой ставке 18 процентов. Налог на добавленную стоимость по аренде вагоноцистерн и проведению ремонтных работ подлежат вычету в соответствии со статьями 171-172 НК РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель налогоплательщика считает решение суда законным и обоснованным по основаниям, изложенным в мотивированном отзыве от 17.10.2008 года.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Самарской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела и исследовано судом первой инстанции налоговым органом проведена камеральная проверка представленной заявителем декларации за октябрь 2007 года, по результатам которой 09.04.2008 г. принято решение N 12-24/2304/63 об отказе в возмещении суммы НДС, которым налоговый орган не подтвердил обоснованность применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость в сумме 9 094 631 руб., налоговой ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость по операциям по реализации товаров (работ, услуг) в сумме 64 230 144 руб. Этим же числом принято решение N12-15/2305/27 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Заявитель, не согласившись с решениями налогового органа, обратился в арбитражный суд Самарской области, состоявшимся судебным актом которого требования заявителя удовлетворены.
Согласно позиции налогового органа предприятием не выполнены требования п.п. 2,3 ст.164 НК РФ для подтверждения ставки 0 процентов, поскольку заявитель включает в перечень затрат по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортных грузов затраты по аренде цистерн и работы по ремонту вагоноцистерн.
При этом налоговый орган сослался на ст. 606 ГК РФ, Государственный стандарт РФ Р 51133-98 "Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте", указав, что у заявителя при оказании услуг по сопровождению и экспедированию грузов не могут возникать затраты, связанные с арендой цистерн и ремонтом вагоноцистерн. Поскольку услуги по аренде цистерн и работы по ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию товаров, то включение в стоимость услуг по экспедированию, аренда и ремонт составляют 64 230 144 руб. и подлежат обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18 %, а сумма НДС по аренде цистерн и ремонту вагоноцистерн в размере 9 797 819 руб. может быть предъявлена к вычету в соответствии со статьями 171,172 НК РФ.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал позицию налогового органа ошибочной, не соответствующей закону и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 164 НК РФ при реализации работ (услуг) непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговый орган документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов. Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров за пределы территории Российской Федерации.
Судом установлено, что в соответствии с условиями договоров транспортной экспедиции Общество оказывало услуги по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортных грузов, которые включают в себя, в том числе, предоставление для перевозки продукции собственных (арендованных) технически исправных и коммерчески пригодных цистерн, а так же прочие экспедиторские услуги.
Согласно положениям ст. 801 ГК РФ, по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранным экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Из анализа указанной статьи следует, что законодатель рассматривает договор транспортной экспедиции как самостоятельный гражданско-правовой договор, в соответствии с которым экспедитор обязуется выполнить либо организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза, поскольку перечень таких услуг не ограничен. Действующее гражданское законодательство не содержит запрета на включение в договор транспортной экспедиции положений об аренде цистерн и выполнению работ по их ремонту, тем более, что указанные услуги непосредственно связаны с перевозкой груза. Право на возмещение НДС по ремонту вагоноцистерн заявитель основывает на договорах аренды (лизинга) цистерн, а так же договоров транспортной экспедиции. Согласно условиям вышеуказанных договоров, проведение ремонта (деповский, текущий ремонт, техническое обслуживание, капитальный ремонт) цистерн, подготовка цистерн под налив в техническом отношении является обязанностью арендатора (лизингополучателя).
Обоснованно суд посчитал ссылку налогового органа на Государственный стандарт РФ Р 51133-98 "Экспедиторские услуги на железнодорожном транспорте" несостоятельной, поскольку данный стандарт не исключает в числе прочих, связанных с организацией процесса отправления и получения груза услуг, услуги по аренде цистерн и работы по их ремонту. Транспортно-экспедиционное обслуживание экспортируемых грузов, осуществляемое заявителем, непосредственно связано с их реализацией (отгрузкой) на экспорт, что вытекает из смысла и содержания договора транспортной экспедиции, предусмотренного положениями гл. 41 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суд обоснованно посчитал ошибочными выводы налогового органа о том, что услуги по аренде цистерн и работы по ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию товаров, а сумма 64 230 144 руб. подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18%, сумма НДС по аренде цистерн и ремонту вагоноцистерн в размере 9 797 819 руб. может быть предъявлена к вычету в соответствии со ст.ст. 171-172 НК РФ, поскольку названные услуги включены в договор транспортной экспедиции и непосредственно связаны с перевозкой экспортируемого товара (груза).
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, являются ошибочными и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу- без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 22 сентября 2008 года по делу N А55-8863/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8863/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Юкос-Транссервис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области