18 ноября 2008 г. |
Дело N А55-11127/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 ноября 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поповой Е.Г., судей Семушкина В.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.,
с участием:
от заявителя - представителя Кинчаровой О.А. (доверенность от 30.04.2008г. N 58),
от ответчика - представителя Коршуновой В.В. (доверенность от 06.12.2007г. N 12-05/11773),
от третьих лиц:
от Департамента по управлению имуществом г. Самары - представителя Глуховой О.В. (доверенность от 20.08.2008г. N 4265),
от ООО "Альтернатива" - представителя Кинчаровой О.А. (доверенность от 04.06.2008г. N 483),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис", Самарская область, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 06 октября 2008 года по делу N А55-11127/2008 (судья Харламов А.Ю.), рассмотренному по заявлению ЗАО "Предприятие тепловых сетей - Сервис", Самарская область, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, Самарская область, г. Самара,
третьи лица: Департамент по управлению имуществом г. Самары, Самарская область, г. Самара,
ООО "Альтернатива", Самарская область, г. Самара,
о признании незаконным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Предприятие тепловых сетей - Сервис" (далее - ЗАО "ПТС - Сервис", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области (далее - Управление, административный орган) от 04.07.2008г. N 358/04 о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 06.10.2008г. ЗАО "ПТС - Сервис" отказано в удовлетворении заявленных требований.
ЗАО "ПТС - Сервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда т 06.10.2008г. и прекратить производство по делу.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы апелляционной жалобы, уточнила просительную часть жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель административного органа в судебном заседании просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Представитель ООО "Альтернатива" поддержала доводы апелляционной жалобы, просила отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента по управлению имуществом г. Самары просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу Общества без удовлетворения.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании Распоряжения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области от 25.06.2008г. N 04-1/618 10.07.2008г. осуществлена внеплановая проверка ЗАО "ПТС - Сервис" по вопросу соблюдения Обществом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Октябрьском районе г. Самары по улице Часовой, 5.
Результаты проверки оформлены актом от 10.07.2008г. N 04-1/248 (л.д. 23, 24), которым зафиксирован факт нарушения Обществом ст. 24 Федерального Закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пп. 9.1, 9.2 СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям", п. 3.3. СанПиН 3.5.2.1376-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации проведению дезинсекционных мероприятий против синантропных членистоногих".
На основании указанного акта административным органом составлен протокол об административном правонарушении от 10.07.2008г. N 04-1/150 (л.д. 26) и вынесено постановление от 14.07.2008г. N 358/04 о привлечении ЗАО "ПТС - Сервис" к административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, Общество обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая ЗАО "ПТС - Сервис" в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Суд апелляционной инстанции полагает, что выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права (л.д. 5).
В силу п. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к
ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (п. 2 ст. 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 1 ст. 22); содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам (п. 3 ст. 23).
Содержание жилищного помещения включает в себя комплекс работ и услуг по содержанию общего имущества жилого дома и техническому обслуживанию общих коммуникаций, технических устройств и технических коммуникаций жилого дома, выполняемых в течение всего жизненного цикла здания постоянно с целью поддержания его сохранности и надлежащего санитарно - гигиенического состояния.
Пункт 9 СанПиН 2.1.2.1002-00 "Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям" предусматривает следующие требования:
-не допускается: хранение и использование в жилых помещениях и в помещениях общественного назначения, размещенных в жилом здании, веществ и предметов, загрязняющих воздух; захламление, загрязнение и затопление подвалов и технических подполий, лестничных пролетов и клеток, чердачных помещений, других мест общего пользования;
-необходимо: своевременно принимать меры по устранению неисправностей инженерного и другого оборудования, расположенного в жилом помещении (систем водопровода, канализации, вентиляции, отопления, мусороудаления, лифтового хозяйства и пр.), нарушающих санитарно-гигиенические условия; обеспечивать своевременный вывоз бытовых отходов, содержать в исправном состоянии мусоропроводы и мусороприемные камеры; проводить мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний, связанных с санитарным состоянием жилого здания. При необходимости проводить мероприятия по уничтожению насекомых и грызунов (дезинсекция и дератизация).
Согласно ст. 55 Федерального закона от 30.03.1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" за нарушение санитарного законодательства установлена дисциплинарная, административная, уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 6.4 коАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет за собой административную ответственность юридических лиц в виде наложения на них административного штрафа или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что ЗАО "ПТС - Сервис" допущены нарушения требований санитарного законодательства Российской Федерации.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 6.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ юридическое лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ наличие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и иными доказательствами.
В данном случае вина Общества во вменяемом ему административном правонарушении подтверждается актом по результатам мероприятий по контролю от 10.07.2008г. N 04-1/248, протоколом об административном правонарушении от 10.07.2008г. N 04-1/150, постановлением о назначении административного наказания от 14.07.2008г. N 358/04 и другими материалами дела.
Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Характер совершенного правонарушения и иные обстоятельства учитываются при назначении административного наказания, и с учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ Обществу назначен минимальный размер штрафа в пределах санкции, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ.
Судом первой инстанции обосновано отклонен довод Общества о том, что ЗАО "ПТС - Сервис" не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.4 КоАП РФ.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. При этом в ч. 3 ст. 215 ГК РФ определено, что имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296 ГК РФ).
В силу ч. 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника этого имущества и назначением этого имущества.
Статьями 30 и 39 Жилищного кодекса Российской Федерации также определено, что бремя содержания общего имущества в многоквартирном доме лежит на собственниках жилых помещений в этом доме.
В силу п. 1 ст. 209 ГК РФ права владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежат собственнику этого имущества. При этом в пункте 2 указанной статьи определено, что собственник вправе по своему усмотрению передавать другим лицам, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Как усматривается из материалов дела, в результате проведенного 29.11.2007г. в порядке, предусмотренном ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Администрацией Октябрьского района городского округа Самара конкурса, Управляющей организацией муниципального жилищного фонда Октябрьского района было избрано ЗАО "ПТС - Сервис" (протокол конкурса от 29.11.2007г. N 3, л.д. 46-49).
В соответствии со ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации Администрация Октябрьского района городского округа Самара заключила с Управляющей компанией ЗАО "ПТС - Сервис" договора на управление многоквартирными домами, соответственно: от 06.12.2007г. без номера (л.д. 50-61) и от 23.05.2008г. без номера (л.д. 79-85), согласно которым
управляющая компания, в свою очередь, заключает договора управления многоквартирным домом с каждым собственником жилых помещений в отдельности.
В соответствии с приложением N 3 к договорам управления многоквартирным домом в перечень многоквартирных домов Октябрьского района городского округа Самара, обязанность по обслуживанию которых возложена по условиям договоров на Общество, входит дом N 5 по ул. Часовая (л.д. 87).
В связи с изложенным ЗАО "ПТС - Сервис" является ответственным лицом за содержание жилых домов и прилегающих к ним территорий, расположенных в Октябрьском районе городского округа Самара, а, следовательно, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ.
Кроме того, судом первой инстанции обосновано не принят довод Общества о неправомерности привлечения ЗАО "ПТС - Сервис" к административной ответственности, поскольку работы по адресу: г. Самара, ул. Часовая, 5, были выполнены подрядчиком Общества - ООО "Альтернатива", что подтверждается копией акта от 30.07.2008г.
Как усматривается из материалов дела, факт совершения Обществом административного правонарушения установлен административным органом 10.07.2008г., а представленный ЗАО "ПТС - Сервис" акт об устранении нарушений действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, составлен 30.07.2008г. (л.д. 31).
Указанный документ не может служить основанием для освобождения Общества от административной ответственности, предусмотренной ст. 6.4 КоАП РФ, поскольку не свидетельствуют о том, что ЗАО "ПТС - Сервис" были приняты все зависящие от него меры по соблюдению законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, и устранению последствий невыполнения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Арбитражным апелляционным судом не принимается довод апелляционной жалобы о нарушении административным органом процедуры привлечении Общества к административной ответственности.
Как усматривается из материалов дела, акт по результатам мероприятий по контролю от 10.07.2008г. N 04-1/248 и протокол об административном правонарушении от 10.07.2008г. N 04-1/150 составлены в присутствии представителя ЗАО "ПТС - Сервис" Поповой В.В., действующей от имени Общества на основании специальной доверенности от 01.07.2008г. без номера (л.д. 27), что подтверждается подписью данного представителя в указанных документах.
Указанная доверенность является специальной доверенностью, выданной от имени ЗАО "ПТС - Сервис" Поповой В.В. и содержащей конкретное полномочие на представление интересов Общества при составлении протокола об административном правонарушении по факту административного правонарушения по конкретному административному делу.
Представитель ЗАО "ПТС - Сервис" Попова В.В. была поставлена в известность о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Указанное обстоятельство подтверждается информацией, содержащейся в протоколе об административном правонарушении.
Вышеизложенное свидетельствует об отсутствии нарушений со стороны административного органа процедуры привлечения Общества к административной ответственности.
Кроме того, арбитражным апелляционным судом не принимается довод апелляционной жалобы об истечении в ходе судебного разбирательства срока давности привлечения Общества к административной ответственности по ст. 6.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения.
Как усматривается из материалов дела, постановление о назначении административного наказания N 358/04 вынесено 14.07.2008г., то есть в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с п. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В связи с изложенным суд первой инстанции обосновано пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемого постановления административного органа незаконным.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка. Указанные доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
В соответствии с ч. 4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 06 октября 2008 года по делу N А55-11127/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
В.С. Семушкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11127/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "ПТС-Сервис"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Альтернатива", Департамент по управлению имуществом г.Самары
Хронология рассмотрения дела:
18.11.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7661/2008