20 ноября 2008 г. |
Дело N А65-13052/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 ноября 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 ноября 2008 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Базановой С.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен;
от Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу
Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы", г. Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2008 г.
по делу N А65-13052/2008 (судья Мухаметшин Р.Р.)
по заявлению Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы", г. Казань,
к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными действий, недействительным распоряжения,
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан (далее - Министерство) о признании незаконными действий по исключению из реестра государственной собственности Республики Татарстан зданий, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Марджани, 28, общей площадью 2393,5 кв.м. и государственного унитарного предприятия "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы", о признании недействительным распоряжения от 25 июня 2008 г. N 1280-р.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2008 г. заявленные требования удовлетворены полностью.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что изымая имущество у предприятия, имеющего непогашенную задолженность перед кредиторами, без проведения процедур ликвидации либо реорганизации, уполномоченный орган должен доказать, что изъятие произведено правомерно: не нарушает интересы кредиторов и не влечет невозможности осуществления предприятием уставной деятельности. Таких доказательств суду не представлено; Министерством не представлено суду допустимых доказательств, однозначно и достоверно свидетельствующих о правомерности принятия оспариваемого ненормативного акта и его действий.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить в части признания недействительным распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 июня 2008 г. N 1280-р и принять по делу новый судебный акт, признать недействительным пункт 2 распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 июня 2008 г. N 1280-р.
В апелляционной жалобе указывает, что в ходе судебного разбирательства заявителем уточнялось, что оспаривается только лишь пункт 2 распоряжения; недействительность отдельного пункта не влечет недействительности всего распоряжения.
В судебное заседание представитель подателя жалобы не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, Министерство представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда законным и обоснованным.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Министерством исключены из Реестра государственной собственности Республики Татарстан здания, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Марджани, 28, общей площадью 2393,5 кв.м. и государственное унитарное предприятие "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы" и принято распоряжение N 1280-р, в пункте 2 которого Министерство указало Управлению учета, мониторинга и информационного взаимодействия исключить из Реестра государственной собственности Республики Татарстан два здания, расположенные по адресу: г. Казань, ул. Марджани д. 28, общей площадью 2 393,5 кв.м. и государственное унитарное предприятие "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы".
При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании указанных действий и распоряжения незаконными суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2008 г. по делу N А65-490/2008-СГ4-27 заявитель признан несостоятельным (банкротом) и в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с п. 1.4. Устава предприятия полномочия учредителя и собственника имущества заявителя от имени Республики Татарстан осуществляет Министерство (л.д. 8-15).
Пунктом 3.1 Устава предусмотрено, что имущество предприятия находится в государственной (республиканской) собственности и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения.
Договором о закреплении государственного имущества на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием от 24 марта 2003 г. N 007-114 и дополнительными соглашениями к нему имущество предприятию передано на праве хозяйственного ведения, в том числе и 2-х этажное административное здание инв. N 1502, лит. А, расположенное по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ш. Марджани, д. 28 (л.д. 16-22).
Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Из свидетельств о государственной регистрации права Серия 16-АА 756153 и Серия 16-АА 756319 следует, что заявителю на праве хозяйственного ведения принадлежит пристрой к административному зданию, инв. N 1502, лит. Б, и 2-х этажное административное здание, инв. N 1502, лит. А, расположенные по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Ш. Марджани, д. 28.
В соответствии с ст. 4 Закона Республики Татарстан от 26 июля 2007 г. N 35-ЗРТ "Об управлении и распоряжении государственным имуществом Республики Татарстан" недвижимое имущество, акции (доли в уставном капитале) хозяйственных обществ, принадлежащие Республике Татарстан на праве собственности, подлежат учету в Реестре государственной собственности Республики Татарстан.
В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 20 марта 2003 г. N 150 "Об утверждении Положения о Реестре государственной собственности Республики Татарстан" организация учета государственного имущества Республики Татарстан и ведение Реестра государственной собственности Республики Татарстан возложены на Министерство, определен порядок ведения Реестра, в соответствии с которым собственником Реестра является Республика Татарстан.
Как определено частью 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника. Основания прекращения права собственности установлены законом.
В силу части 1 статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от прав собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество (статья 236 Кодекса).
При отсутствии у предприятия возможности осуществлять задачи, определенные уставом, собственник вправе решить вопрос о прекращении деятельности предприятия путем его ликвидации или реорганизации до изъятия имущества из его хозяйственного ведения, а если стоимость имущества предприятия недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, оно могло быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса Российской Федерации (вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Предоставленное статьями 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственника изъять у предприятия закрепленное за ним имущество без ликвидации при условии, что самим унитарным предприятием будут произведены действия, свидетельствующие об отказе от принадлежащего ему права, а также право самого предприятия распорядиться закрепленным за ним имуществом путем передачи его собственнику, не должны использоваться исключительно с намерением причинить вред другому лицу (статья 10 Кодекса).
В соответствии с п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" перечень прав собственника имущества, находящегося в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия, определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации и иными законами.
При разрешении споров необходимо учитывать, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
С учетом этого судом правильно указано в решении, что изымая имущество у предприятия, имеющего непогашенную задолженность перед кредиторами, без проведения процедур ликвидации либо реорганизации, уполномоченный орган должен доказать, что изъятие произведено правомерно: не нарушает интересы кредиторов и не влечет невозможности осуществления предприятием уставной деятельности; таких доказательств суду не представлено; и удовлетворены требования заявителя.
Ссылка подателя жалобы на то, что требования им уточнялись и в результате уточнения оспаривался только п. 2 распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 июня 2008 г. N 1280-р, является необоснованной, Государственным унитарным предприятием "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы" заявлено требование о признании незаконными действий по исключению из реестра государственной собственности Республики Татарстан зданий, расположенных по адресу: г. Казань, ул. Марджани, 28, общей площадью 2393,5 кв.м., и государственного унитарного предприятия "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы", и о признании недействительным распоряжения от 25 июня 2008 г. N 1280-р, в материалах дела, в том числе протоколах судебных заседаний, отсутствуют данные о том, что требования заявителем изменялись или уточнялись, судом рассмотрено и удовлетворено заявленное требование.
С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы являются необоснованными, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 15 сентября 2008 г. по делу N А65-13052/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с Государственного унитарного предприятия Республики Татарстан "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы", г. Казань, в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-13052/2008
Истец: ГУП РТ "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статической информационной системы", Государственное унитарное предприятие "Волго-Вятский научно-исследовательский и проектно-технологический институт статистической информационной системы", г.Казань
Ответчик: Министерство земельных и имущественных отношений РТ, г.Казань
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N14 по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7600/2008