Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 18 августа 2006 г. N КА-А40/7487-06
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью Коммерческого банка строительной индустрии "Стройиндбанк" (далее по тесту - ООО АКБ "Стройиндбанк") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с требованиями к Центральному банку Российской Федерации (ЦБ РФ) о признании недействительным решения Банка России от 7 сентября 2005 г.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 3 марта 2006 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2006 года, в удовлетворении заявленных требований отказано. При этом суд исходил из соответствия оспариваемого решения действующему законодательству.
ООО АКБ "Стройиндбанк", не согласившись с выводами суда, настаивает на отмене судебного акта по основаниям неправильного применения норм материального права, а именно статей 44, 45 Федерального закона Российской Федерации "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", Положения N 243-П, Указания Банка России N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов". Судом также допущены нарушения норм процессуального права. По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу и сделаны по недостаточно исследованным доказательствам.
В судебном заседании и представленных письменных объяснениях, представитель заявителя кассационной жалобы поддержал требования и доводы жалобы.
Представитель Банка России, возражая против удовлетворения жалобы, заявил о законности и обоснованности судебных актов.
Федеральный арбитражный суд Московского округа, изучив материалы дела, заслушав и обсудив доводы представителей сторон, проверив в порядке ст. 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального права и соблюдения норм процессуального права, не находит оснований к отмене судебных актов.
Суд первой инстанции, а впоследствии апелляционный суд, на основании всестороннего исследования фактических обстоятельств по делу, объективной оценки доказательств, правильного применения норм материального права пришел к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого решения закону и отсутствии оснований, предусмотренных статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для признания его недействительным.
Из установленных судебными инстанциями обстоятельств усматривается, что Комитетом банковского надзора Банка России на основании акта инспекционной проверки от 20.06.2005 г. N АТ1-55-13/189ДСП, проведенной за период с 01.10.2004 по 01.06.2005 г., принято решение по повторному ходатайству ООО АКБ "Стройиндбанк" о вынесении отрицательного заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов в связи с несоответствием пунктам 3, 4 части 1 статьи 44 Федерального закона Российской Федерации "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ".
Полагая, что указанным решением нарушены права и охраняемые законом интересы и в связи с несоответствием действующему законодательству, ООО АКБ "Стройиндбанк" обратился с требованием о признании его недействительным.
Отказывая в удовлетворении требований судебные инстанции, обоснованно указали на соответствие оспариваемого решения закону и нормативным актам Банка России.
Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ" (далее по тексту - Закон) регулирует отношения по созданию и функционированию системы страхования вкладов, формированию и использованию ее денежного фонда, выплатам возмещения по вкладам при наступлении страховых случаев, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением государственного контроля за функционированием системы страхования вкладов, и иные отношения, возникающие в данной сфере.
В соответствии со статьей 1 Закона отношения, возникающие в связи с созданием и функционированием системы страхования вкладов, регулируются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, - принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными актами Банка России.
Согласно части 1 статьи 44 Закона банк признается удовлетворяющим требованиям к участию в системе страхования вкладов при соответствии им одновременно следующим условиям: если учет и отчетность банка признаются Банком России достоверными; если банк выполняет обязательные нормативы, установленные Банком России; если финансовая устойчивость банка признается Банком России достаточной; если меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", статьей 20 Федерального закона "О банках и банковской деятельности", статьей 3 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам тематической инспекционной проверки. На основании статьи 44 Закона разработано Положение Банка России от 16 января 2004 г. N 248-П "О порядке рассмотрения Банком России ходатайства банка о вынесении Банком России заключения о соответствии банка требованиям к участию в системе страхования вкладов" (далее - Положение N 248-П).
Системный анализ указанных норм свидетельствует о том, что только Банк России вправе определить соответствие банка требованиям к участию в системе страхования вкладов.
Финансовая устойчивость банка определяется в соответствии Указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1379-У "Об оценке финансовой устойчивости банка в целях признания ее достаточной для участия в системе страхования вкладов", где установлены состав показателей, методики их расчета и определения обобщающего результата по ним в целях признания финансовой устойчивости банка достаточной для участия в системе страхования вкладов в следующем виде. Оценка финансовой устойчивости банка производится в соответствии с порядком, определенным Положением Банка России N 248-П.
Судом при разрешении спора проверено соблюдение Банком России указанных норм при определении соответствия ООО АКБ "Стройиндбанк" установленным законом, требованиям для участников в системе страхования вкладов. Основанием для принятия отрицательного заключения послужили нарушения нормативных актов Банка России, выявленные в ходе инспекционной проверки проведенной по повторному ходатайству которые повлекли недосоздание резервов на возможные потери по ссудам, также нарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. По результатам проверки банку направлены предписания от 16.08.2005 N 55-03-11/8677 ДСП, N 55-03-12/8672 ДСП по устранению нарушений и уплате штрафа. Баку даны рекомендации по корректировке сформированного резерва на возможные потери по ссудам. Нарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма выявленные, также при первичной проверки банком в полном объеме не устранены
Финансовая устойчивость ООО АКБ "Стройиндбанк" определена Банком России в соответствии с Указанием Банка России от 16 января 2004 г. N 1379-У и обоснованно признана недостаточной, в связи с неудовлетворительной оценкой показателей ГГУ-4, ПУ-5. Судом проверено соблюдение Банком России закона при проведении проверки, определении финансовой устойчивости и вывод судебных инстанций обоснован и подтвержден документально. Обоснованно отклонены доводы заявителя о неправильном определении Банком России указанных показателей, поскольку банком не представлено доказательств неправильного определения указанных показателей, расчета бальных оценок.
В соответствии со ст. 56 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации" Банк России является органом банковского регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций. Оспариваемое решение принято Комитетом банковского надзора на основании статьи 45 Федерального закона Российской Федерации "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", согласно пункту 13 которой Комитет банковского надзора Банка России рассматривает заявление банка об обжаловании отрицательного заключения в месячный срок в порядке, определенном Положением Банка России от 16 января 2004 года N 247-П, зарегистрированным в Минюсте РФ 23.01.2004 за N 5483.
Таким образом, оспариваемое решение принято Банком России в соответствии с его полномочиями.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 44 Закона банк признается удовлетворяющим требованиям к участию в системе страхования вкладов при соответствии им одновременно перечисленным в данной статье условиям, в том числе, если меры, предусмотренные статьи 74 Федерального закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" к банку не применяются, а также отсутствуют основания для их применения по итогам проверки.
Согласно ст. 74 Федерального закона Российской Федерации "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов, предписаний, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф, ограничивать проведение отдельных операций. В случае неисполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений он вправе применять перечисленные в статье принудительные меры воздействия.
Обоснованными являются выводы судебных инстанций о соответствии закону оспариваемого решения, Банком России признана финансовая устойчивость банка недостаточной для участия в системе страхования вкладов, на момент вынесения оспариваемого решения действовало Предписание Банка России. Законность предписания проверена в судебном порядке.
Указанные выводы суда соответствуют, фактическим обстоятельствам, установленным судебными инстанциями в ходе рассмотрения дела и основаны на правильном применении норм материального права.
Что же касается доводов заявителя о том, что выявленные в ходе первичной проверки нарушения своевременно устранены, после чего и подано повторное ходатайство. При повторной проверке недостатков, выявленных при первичной проверке, не обнаружено, то они не могут служить основанием к отмене судебных актов, поскольку при принятии решения по повторному ходатайству и определении финансовой устойчивости банка инспекционная проверка проведена за другой период и выявлены иные нарушения, свидетельствующие о несоответствии ООО АКБ "Стройиндбанк", установленным законом, требованиям для участников в системе страхования вкладов.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, и направлены на переоценку выводов арбитражного суда первой и апелляционной инстанции и выходят за пределы полномочий суда кассационной инстанции. Указанные доводы судебными инстанциями рассмотрены и им дана оценка, что нашло свое отражение в судебных актах.
Нормы процессуального права, несоблюдение которых является основанием для отмены решения в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не нарушены.
Руководствуясь статьями 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 3 марта 2006 г., постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15 мая 2006 г. N 09АП-3971/06-АК по делу N А40-81740/05-17-738 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2006 г. N КА-А40/7487-06
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании