10 декабря 2008 г. |
Дело N А55-11614/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2008 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 декабря 2008 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мавлютовой Р.И.,
с участием:
от заявителя - Федотов Д.Ю., доверенность от 30.08.2008 г. N 4190,
от ответчика - Тюпова С.В., доверенность от 09.10.2008 г. N 02-12/886,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2008 г. в зале N 7 апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2008 г. по делу N А55-11614/2008 (судья Корнилов А.Б.)
по заявлению Закрытого акционерного общества "Юкос-Транссервис", г. Новокуйбышевск, Самарская область
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области, г. Самара
о признании недействительными решения N 10-24/4382/103 от 18.07.2008 г. и решения N 10-15/4381/71 от 18.07.2008 г.,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Юкос-Транссервис" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области о признании недействительными решения N 10-24/4382/103 от 18 июля 2008 года об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 14 507 651 руб., решения N10-15/4381/71 от 18 июля 2008 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части предложения уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 13 522 701 руб.
Решением суда 1 инстанции от 09 октября 2008 г. заявление Общества удовлетворено, оспариваемые решения налогового органа признаны недействительными.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить как принятое при неправильном применении норм материального права.
При этом налоговый орган повторяет содержание оспариваемых налогоплательщиком решений и ссылается на то, что Общество при подтверждении ставки 0 % в перечень затрат по транспортно-экспедиционному обслуживанию экспортных грузов неправомерно включило затраты по аренде вагоноцистерн и работы по ремонту вагоноцистерн, поскольку услуги по аренде и ремонту не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию товаров. В связи с этим, по мнению налогового органа, обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации ремонтных работ подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с п.9 ст.165 НК РФ по ставке 18 %, а сумма НДС по аренде цистерн и ремонту вагоноцистерн может быть предъявлена к вычету в соответствии со ст.ст.171-172 НК РФ.
Заявитель в отзыве просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По результатам проведенной камеральной проверки представленных ЗАО "ЮКОС-Транссервис" 28 февраля и 15 апреля 2008 года уточненных налоговых деклараций по НДС за сентябрь 2007 года МИ ФНС России по КНП по Самарской области были приняты решение N 10-24/4382/103 от 18 июля 2008 года об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению в размере 14 507 651 руб. (т.1 л.д. 9-18) и решение N 10-15/4381/71 от 18 июля 2008 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 13 522 701 руб. (т. 1 л.д.19-32).
Решения налогового органа мотивированы тем, что заявитель фактически не является перевозчиком экспортных товаров, а оказываемые им услуги по аренде и работы по ремонту цистерн не относятся к услугам по сопровождению и экспедированию экспортируемых товаров. Обороты по данным услугам и работам в соответствии с п.9 ст.165 НК РФ в сумме 90 403 581 руб. подлежат обложению НДС по налоговой ставке 18 %, а налоговые вычеты должны производиться в соответствии со ст.ст.171-172 НК РФ. Налогообложение реализации данных услуг по ставке 0 % в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ налогоплательщиком произведено неправомерно. Таким образом, сумма подтвержденного экспорта за сентябрь 2007 г. составляет 43 593 828 руб. (133 997 409 руб. - 90 403 581 руб. - общая сумма заявленной реализации за минусом реализации по аренде цистерн и ремонту вогоноцистерн. Общая сумма отказанных налоговых вычетов по аренде и ремонту вагоноцистерн по налоговой декларации за сентябрь 2007 г. составляет 11 873 808 руб., сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - 13 638 801 руб. Нарушение требований ст.ст.164,165,167 НК РФ привело к неуплате НДС по сроку 22.10.2007 г. в размере 13 638 801 руб.
Между тем данные выводы налогового органа являются ошибочными.
Из материалов дела и содержания оспариваемых решений налогового органа следует, что в представленных уточненных налоговой декларациях заявитель отразил реализацию услуг по ставке 0 % в размере 133 997 409 руб. и исчислил к возмещению из бюджета за сентябрь НДС в сумме 14 507 651 руб.
В решениях отражено, что при подтверждении ставки 0 % в перечень затрат по транспортно-экспедиторскому обслуживанию экспортных грузов ЗАО "Юкос-Транссервис" включило затраты по аренде вагоноцистерн в сумме 78 946 575 руб. (НДС - 12 042 698 руб.) и работы по ремонту вагоноцистерн в сумме 11 457 006 руб. (НДС - 1 747 526 руб.).
В решениях налогового органа отражено, что для проведения камеральной налоговой проверки налогоплательщик представил документы, предусмотренные ст.165 НК РФ, в том числе копии договоров транспортной экспедиции, заключенные с ООО "ЮКОС Экспорт Трейд", с ОАО "НК Роснефть", копии грузовых таможенных деклараций, копии товаросопроводительных документов с отметками таможенных органов о вывозе товаров за пределы таможенной территории РФ, копии поручений на погрузку, копии коносамента на перевозку экспортируемого товара, справку о распределении отгрузки на экспорт и Россию, справку по оплате по договорам, копии счетов-фактур и выписок банков, платежные поручения, акты об оказании услуг, акты финансовой сверки расчетов, книгу покупок за апрель 2007 г.
В решениях также отражено, что оплата транспортно-экспедиционных услуг производится в российских рублях по курсу ЦБ РФ на дату оказания услуг, транспортируемый товар поставляется в страны дальнего и ближнего зарубежья в железнодорожных цистернах, морских судах и автомобильным транспортом, выпуск товаров производился таможнями в соответствии с приведенным перечнем.
В соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК РФ при реализации работ (услуг), непосредственно связанных с реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных ст.165 НК России, налогообложение производится по налоговой ставке 0 %.
Данное положение распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых товаров за пределы территории РФ.
Из содержания решений налогового органа следует, что указанные документы налогоплательщиком были представлены в полном объеме и в соответствии с установленными ст.165 НК РФ требованиями, замечания по представленным документам в решениях налогового органа не отражены.
Таким образом, факт реального экспорта товаров, в отношении которых заявителем по указанным договорам транспортной экспедиции были оказаны транспортно-экспедиционные услуги, представленными налогоплательщиком для проведения камеральной налоговой проверки документами применительно к положениям ст.165 НК РФ подтвержден.
Налоговым органом данное обстоятельство ни в оспариваемых заявителем решениях, ни в апелляционной жалобе не опровергается.
Вместе с тем при принятии оспариваемых решений налоговым органом не были учтены следующие обстоятельства.
Согласно положениям ст.801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
При этом договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранному экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
Кроме того, в качестве дополнительных услуг, договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон.
Таким образом, экспедитор обязуется выполнить или организовать выполнение любых услуг, связанных с перевозкой груза, при этом перечень таких услуг законодателем не ограничен.
В соответствии со ст.805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц.
В соответствии с п.2 ст.1 ГК РФ стороны свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора.
Таким образом, закон не содержит норм, запрещающих сторонам в рамках договоров транспортной экспедиции заключать договоры аренды цистерн и выполнения работ по их ремонту.
Поскольку предоставленные Обществом услуги по договорам транспортной экспедиции, в том числе услуги по аренде и ремонту цистерн, согласно представленным договорам (л.д. 132-142 т.1, л.д. 1-9 т.2) непосредственно связаны с работами по сопровождению, транспортировке товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, то в соответствии с пп.2 п.1 ст.164 НК России обложение оказанных исполнителем и оплаченных заказчиком услуг налогом на добавленную стоимость должно производиться по ставке 0%, о чем правомерно сделан вывод судом 1 инстанции.
При этом довод налогового органа о том, что у ЗАО "ЮКОС-Транссервис" при оказании услуг по сопровождению и экспедированию грузов не могут возникать затраты, связанные с арендой и ремонтом вагоноцистерн, является ошибочным.
Следовательно, вывод налогового органа о том, что обороты по сдаче в аренду цистерн и реализации работ по их ремонту в общей сумме 90 403 581 руб. подлежат в соответствии с п.9 ст.165 НК РФ обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 18% является необоснованным.
ЗАО "ЮКОС-Транссервис" имело право на применение налоговой ставки 0 процентов при реализации указанных услуг.
Данные выводы соответствуют единообразию судебной практики, сложившемуся по делам данной категории по аналогичным спорам между теми же сторонами, и неоднократно подтверждены постановлениями кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
Таким образом, у налогового органа отсутствовали правовые основания для отказа Обществу в возмещении НДС за сентябрь 2007 г. по указанным уточненным налоговым декларациям в сумме 14 507 651 руб.
Соответственно этому у налогового органа отсутствовали правовые основания для предложения Обществу уплатить недоимку по НДС по сроку уплаты 22.10.2007 г. в сумме 13 522 701 руб.
С учетом изложенного доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, являются ошибочными и во внимание приняты быть не могут.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно удовлетворил требования налогоплательщика, оснований для отмены решения суда не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 101,110,268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 октября 2008 г. по делу N А55-11614/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11614/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Юкос-Транссервис"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Самарской области