12 декабря 2008 г. |
Дело N А55-13632/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю.,
судей Холодной С.Т., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Каляева ОА., паспорт 36 06 576162,
от ответчика - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 05 декабря 2008 г., в зале N 7, апелляционную жалобу Индивидуального предпринимателя Каляевой Ольги Александровны на решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2008 года по делу N А55-13632/2008 (судья Холодкова Ю.Е.),
принятое по заявлению Индивидуального предпринимателя Каляевой Ольги Александровны
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области
об отмене постановления от 14.08.2008 г. N 989,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Каляева Ольга Александровна (далее - заявитель, Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - ответчик, Инспекция) об отмене постановления от 14.08.2008 года N 989 по делу об административном правонарушении по ст. 14.5 КоАП РФ о наложении административного штрафа в размере 3 000 руб.
Решением суда первой инстанции от 20 октября 2008 года в удовлетворении требований заявителя отказано.
В апелляционной жалобе Предприниматель, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на неправильное применение судом норм материального права, просит отменить решение суда. По мнению Предпринимателя, налоговым органом в нарушение ст. 210 АПК РФ не представлены доказательства обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании заявитель поддержала доводы апелляционной жалобы.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что в результате проведенной 03.08.2008 г. сотрудниками Инспекции проверки торгового места N 27.1.13 ООО "Автозаводский рынок", принадлежащего заявителю, расположенного по адресу: г. Тольятти, ул. Революционная, 1, выявлен факт неприменения контрольно-кассового аппарата (по причине его отсутствия) при осуществлении наличных денежных расчетов с покупателями при продаже корма для средних попугаев, стоимостью 45 руб., чем нарушены ст.ст. 2, 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием денежных карт".
На основании акта проверки от 03.08.2008 г. N 3013 и протокола об административном правонарушении от 04.08.2008 г. N 3013 Предприниматель оспариваемым постановлением от 14.08.2008 г. N 989 привлечен к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд.
Отказывая заявителю в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - Закон от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ) обязанность применять контрольно-кассовую технику при осуществлении наличных денежных расчетов возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5 КоАП РФ.
При этом суд не установил нарушений законодательства при проведении Инспекцией проверки деятельности Предпринимателя, которые могли бы повлечь отмену оспариваемого постановления.
Вместе с тем данный вывод суда первой инстанции является ошибочным, и он подлежит исключению из мотивировочной части судебного акта.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы ст. 7 Закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ, ст. 7 Закона РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", п. 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 г. N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
В силу ст. 8 Федерального закона РФ от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ) контрольная закупка относится к оперативно-розыскным мероприятиям.
Из материалов дела следует, что сотрудниками Инспекции лично осуществлена проверочная закупка корма для средних попугаев на территории ООО "Автозаводский рынок" торговое место N 27.1.13, принадлежащего заявителю.
Между тем проверочная закупка в силу Закона от 12.08.1995 г. N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.
Принимая во внимание, что ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ запрещает использование доказательств, полученных с нарушением закона, суд апелляционной инстанции считает, что акт проверки от 03.08.2008 г. N 3013 и протокол об административном правонарушении от 04.08.2008 г. N 3013 не могут считаться надлежащими доказательствами наличия в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о пропуске заявителем срока на обжалование постановления административного органа по неуважительной причине.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, копия оспариваемого постановления получена заявителем 14.08.208 г. (л.д.15).
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В соответствии с ч. 2 ст. 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
В соответствии с ч. 2 ст. 117 АПК РФ арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Копия оспариваемого постановления получена заявителем 14 августа 2008 года. В арбитражный суд заявитель обратился 12 сентября 2008 года (л.д.8), то есть по истечении срока, установленного пунктом 2 ст. 208 АПК РФ.
В заявлении Предпринимателем заявлено ходатайство о восстановлении срока на обжалование.
Судом первой инстанции предложено заявителю представить документы в подтверждение уважительности причин пропуска срока на обращение в суд (л.д. 41).
Однако Предпринимателем не представлено доказательств, подтверждающих уважительность причин пропуска срока на обжалование.
Пропуск срока на обжалование в суд постановления административного органа и отказ суда в его восстановлении по ходатайству лица является самостоятельным основанием к отказу в удовлетворении требований.
Принимая во внимание, что по существу судом первой инстанции принято правильное решение, оснований для отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 20 октября 2008 г. по делу N А55-13632/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
С.Т. Холодная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13632/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Каляева Ольга Александровна
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8201/2008