15 декабря 2008 г. |
Дело N А49-5335/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 декабря 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Кузнецова В.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
от заявителя - Сараева Н.В. доверенность от 1 января 2008 г.;
от ООО "Промресурс" - не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области, г. Кузнецк, Пензенская обл.,
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 октября 2008 г. по делу N А49-5335/2008 (судья Колдомасова Л.А.)
по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области, г. Кузнецк, Пензенская обл.,
к ООО "Промресурс", г. Кузнецк, Пензенская обл.,
о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области (далее - орган Пенсионного фонда РФ) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Промресурс" (далее - общество, ответчик) о взыскании 30 644 руб. финансовых санкций.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 15 октября 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в силу пункта 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 Налогового кодекса РФ; из положений статьи 101 НК РФ следует, что лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя; акт камеральной проверки от 16 июля 2008 г. N 30 составлен в отсутствие законного представителя общества; данный акт направлен страхователю казной почтой, доказательства его получения у органа Пенсионного фонда РФ нет; извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки обществу не направлялось. Решение о привлечении общества к ответственности вынесено органом Пенсионного фонда РФ в отсутствии его законного представителя. При рассмотрении материалов проверки вопрос о том, было ли извещено в установленном порядке общество, органом Пенсионного фонда не осматривался.
Не согласившись с выводами суда, государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что на основании ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ Управлением Пенсионного фонда по г. Кузнецку и Кузнецка району было вынесено решение N 13 от 01 августа 2008 года о привлечении к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за 2007 год платежей в сумме 30644 рублей; судом применена не подлежащая применению статья Налогового кодекса РФ, поскольку из Налогового кодекса исключен п.7 ст.9, которым внебюджетные фонды признавались участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В судебном заседании представитель органа Пенсионного фонда РФ доводы апелляционной жалобы поддержал.
В судебное заседание представитель ответчика не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Исходя из положений подпункта 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - закон N 167-ФЗ) общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
Пунктом 4 статьи 24 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) страхователи обязаны представлять в органы ПФ РФ по месту их регистрации один раз в год, не позднее 1 марта, сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, необходимые для индивидуального учета, а также сведения об уплаченных страховых взносах в целом на всех работающих у него застрахованных лиц.
Согласно абзацу 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление таких сведений в установленные сроки к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования" ответчик обязан был представить в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета не позднее 1 марта 2008 года.
Индивидуальные сведения на застрахованных лиц за 2007 год в Управление Пенсионного фонда РФ по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области представлены ответчиком были только 15 июля 2008 года. т.е. с нарушением срока, установленного п.2 ст. 11 вышеназванного закона. Факт нарушения зафиксирован в акте камеральной проверки N 30 от 16 июля 2008 г.
В акте камеральной проверки указано, что ООО "Промресурс" вправе представить свои возражения по акту в срок до 01 августа 2008 г. Данный акт направлен заказным письмом с уведомлением 16 июля 2008 г. Это письмо возвращено в адрес ГУ УПФР по г. Кузнецку и Кузнецкому району 01 августа 2008 г. с указанием причины возврата, что организация по данному адресу не значится.
На основании ст. 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" о 01 апреля 1996 г. N 27-ФЗ Управлением Пенсионного фонда по г. Кузнецку и Кузнецка району было вынесено решение N 13 от 01 августа 2008 года о привлечении ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за 2007 год платежей в сумме 30 644 рублей.
О необходимости оплаты штрафа ответчику было направлено требование N 13 от августа 2008 г. решение и требование были направлены в адрес ответчика заказным письмом с уведомлением 04 августа 2008 года.
В данном случае ответственность за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета предусмотрена специальным федеральным законом - Федеральный закон N 27-ФЗ от 01 апреля 1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", правоотношения по ее применению не урегулированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", в связи с чем в данном случае отсутствуют основания для применения к процедуре проверки требований Налогового кодекса Российской Федерации.
Акт проверки, в котором ответчику было предложено представить свои возражения, был направлен заказным письмом с уведомлением о вручении по указанному в учредительных документах адресу, в связи с чем вывод о том, что ответчик был лишен права на защиту, не соответствует обстоятельствам дела.
С учетом изложенного, в связи с неправильным применением судом норм материального права и несоответствием выводов обстоятельствам дела согласно пунктам 3, 4 ч.1 ст. 270 АПК РФ решение суда следует отменить и заявленные требования удовлетворить.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 15 октября 2008 г. по делу N А49-5335/2008 отменить.
Взыскать с ООО "Промресурс", г. Кузнецк, Пензенской области в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по г. Кузнецку и Кузнецкому району Пензенской области штраф в сумме 30 644 рублей.
Взыскать с ООО "Промресурс", г. Кузнецк, Пензенской области в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 226 (две тысячи двести двадцать шесть) рублей.
Исполнительные листы выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-5335/2008
Истец: ГУ Пенсионный фонд РФ по г. Кузнецк
Ответчик: ООО "Промресурс"
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 1 по Пензенской области
Хронология рассмотрения дела:
15.12.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8313/2008