30 декабря 2008 г. |
дело N А55-13391/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2008 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 декабря 2008 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель Матушкина А.А. по доверенности от 10.11.2008г.,
от ответчика - представитель Вдовина В.В. по доверенности от 16.02.2007г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 декабря 2008 года, в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу ООО "Тигран"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2008 года по делу А55-13391/2008 (судья Исаев А.В.), принятое по заявлению ООО "Тигран", Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
о признании недействительным решения от 04.07.2008г. об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Тигран" в связи с ликвидацией, об обязании принять решение об исключении ООО "Тигран" из ЕГРЮЛ, об обязании внести запись в ЕГРЮЛ о регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Тигран" в связи с ликвидацией,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Тигран" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
- признать незаконным решение Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) от 04.07.2008г. (л.д. 12) об отказе в государственной регистрации прекращения деятельности юридического лица - ООО "Тигран" в связи с его ликвидацией;
- обязать регистрирующий орган - Межрайонную ИФНС России N 2 по Самарской области принять решение об исключении ООО "Тигран" из ЕГРЮЛ;
- обязать Межрайонную ИФНС России N 2 по Самарской области внести запись в ЕГРЮЛ о регистрации прекращения деятельности юридического лица ООО "Тигран" в связи с ликвидацией, согласно Федеральному закону от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01.11.2008г. в удовлетворении заявления отказано.
ООО "Тигран", не согласившись с решением суда от 01.11.2008г., обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "Тигран" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 01.11.2008 года отменить, апелляционную жалобу удовлетворить, приняв новый судебный акт об удовлетворении его требований.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в судебном заседании просил решение суда от 01.11.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 01.11.2008 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, на основании Протокола общего собрания участников Общества N 1/08 от 13.03.2008г. было принято решение о ликвидации Общества, ликвидатором назначена Васильева Марина Сергеевна (л.д. 6).
Ликвидатором Общества 27.06.2008г. в Межрайонную ИФНС России N 2 по Самарской области представлены документы о регистрации прекращения деятельности юридического лица в связи с ликвидацией, для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 11).
Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области 04.07.2008г. вынесено оспариваемое решение, в котором налоговый орган отказал заявителю в регистрации изменений. Отказ мотивировал тем, что заявитель не представил заявление формы Р16001 (не исполнен п.6 заявления, а именно не завершены расчеты с кредиторами, имеется задолженность по обязательным платежам в бюджет) (л.д.12).
Заявитель, не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
ООО "Тигран" полагает, что налоговый орган не воспользовался своим правом заявить свои требования в порядке и сроки установленные законом, срок представления требований пропустил, соответственно Общество расчеты по требованиям кредиторов завершило, в связи с чем оспариваемое решение по отказу в регистрации является незаконным.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Нормами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001г. N 129-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 08.08.2001г. N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
- подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
- ликвидационный баланс;
- документ об уплате государственной пошлины;
Согласно пункту 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может составлять менее двух месяцев с момента публикации, при этом ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Пунктом 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Расчеты с кредиторами производятся в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс.
В обоснование того, что в представленных Обществом для регистрации документах содержатся недостоверные сведения, налоговый орган указывает, что заявителем подан ликвидационный баланс, не содержащий сведений о дебиторской и кредиторской задолженностях, а также то, что согласно заявлению формы Р16001 все расчеты с кредиторами Обществом закончены. Однако по данным Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области за ООО "Тигран" числиться задолженность.
Согласно имеющейся в материалах дела справке N 9773 о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 09 июля 2008 года, помимо иных задолженностей и переплат, за Обществом числиться недоимка по налогу на имущество в сумме 1342,00 руб., пени по тому же налогу в сумме 459,41 руб.(л.д.34-35).
Обществу выставлялось требование от 04.05.2008 N 54087 на уплату выше указанной недоимки. Требование направлялось заявителю, что подтверждается почтовым уведомлением, и вручено последнему 12.05.2008г. (л.д. 27-28).
Сообщение о ликвидации Общества было опубликовано 26.03.2008г. в Вестнике государственной регистрации.
Таким образом, налоговый орган на правах кредитора направлял в адрес заявителя требование от 04.05.2008 N 54087 об уплате задолженности. Указанное требование в судебном порядке Обществом не оспаривалось, предметом спора по данному делу не является, в связи с чем не может быть признано недействительным при рассмотрении настоящего дела.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что в течение двух месяцев с момента публикации сообщения о ликвидации, кредитор в адрес Общества направлял требование о погашении задолженности, однако Обществом оно оставлено без исполнения, и довод заявителя, что налоговым органом пропущен срок предъявления требований, не состоятелен.
Суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что в нарушение статей 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации заявитель не завершил расчеты с кредиторами. Таким образом, сведения об окончании расчетов с кредиторами указанные в заявлении, поданном в налоговый орган, а также ликвидационный баланс, не учитывающий данную задолженность, не могут быть признаны достоверными.
Кроме того, согласно справке N 9773 о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 09 июля 2008 года, помимо вышеназванной задолженности за обществом числятся как недоимки, так и переплаты, обоснованность которых Общество в установленном порядке не оспаривало, и в ликвидационном балансе не отразило.
Согласно ст. 49 НК РФ суммы излишне уплаченных ликвидируемой организацией или излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежат зачету налоговым органом в счет погашения недоимки по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, производится налоговыми органами самостоятельно.
В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.
Таким образом, действующее налоговое законодательство не предусматривает автоматическое перекрытие сумм задолженностей переплатами, а предусматривает процедуру зачета, которая в свою очередь включает проверку органом, осуществляющим зачет, обоснованность его осуществления.
Положение, предусмотренное настоящим пунктом, не препятствует налогоплательщику представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам). В этом случае решение налогового органа о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, штрафам принимается в течение 10 дней со дня получения указанного заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Согласно имеющимся в материалах дела документам, зачет вышеназванной недоимки и задолженности по налогам и пеням налоговым органом за счет излишне взысканных с этой организации налогов, сборов (пеней, штрафов) не производился.
Сверка взаиморасчетов заявителя с кредитором - Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области не производилась.
Требование от 05.05.2008г. N 54087 кредитора направлено в срок, установленный законом для предъявления требований кредиторов ликвидируемому Обществу.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, заявитель не закончил расчетов с кредитором - налоговым органом, законность и обоснованность требований которого заявителем не оспорена.
Учитывая, что согласно п. 5 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационный баланс должен составляться и утверждаться после завершения расчетов с кредиторами, представленный ликвидационный баланс Общества не может считаться достоверным. Утверждение, отраженное Обществом в п.6 заявления формы Р16001 о завершении расчетов с кредиторами - недостоверно.
Исходя из смысла статей 14 и 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц" достоверность сведений о соблюдении порядка ликвидации является обязательным требованием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявления.
Доводы, приведенные ООО "Тигран" в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 01.11.2008г. принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ст. 110 АПК РФ следует отнести на ООО "Тигран".
В связи с тем, что ООО "Тигран" предоставлялась отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 1000 рублей до рассмотрения апелляционной жалобы, то госпошлина подлежит взысканию с Общества в размере 1000 руб. в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 ноября 2008 года по делу N А55-13391/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Тигран" - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Тигран", Самарская область, г. Тольятти, в доход федерального бюджета государственную пошлину за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 1000 (одна тысяча) руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13391/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Тигран"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области