22 января 2009 г. |
дело N А55-8700/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель Касаткина Е.В. по доверенности от 13.02.2008,
после перерыва:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель Домнина Е.В. по доверенности от 12.09.2007,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19-21 января 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2008 года по делу А55-8700/2008(судья Харламов А.Ю.), принятое по заявлению ООО "К.У.О.С.- лтм", Самарская область, г. Тольятти, к Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области, Самарская область, г. Тольятти,
о признании незаконным решения от 20.03.2008 об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
ООО "К.У.О.С.- лтм" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ (л.д. 74), о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области (далее - ответчик, налоговый орган) от 20.03.2008 "Об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов" (л.д. 19), об обязании Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, путем осуществления регистрации ликвидации юридического лица ООО "К.У.О.С.- лтм".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2008 заявление удовлетворено в полном объеме.
Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области, не согласившись с решением суда от 19.09.2008, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявления отказать.
Представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда от 19.09.2008 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ООО "К.У.О.С.- лтм" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещён, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в его отсутствие.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании суда апелляционной инстанции объявлялся перерыв с 19 января 2009 года до 10 час. 10 мин. 21 января 2009 года. Информация об объявлении перерыва размещена на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда согласно Информационному письму Высшего Арбитражного Суда РФ от 19.09.2006г. N 113 "О применении статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации". Судебное заседание было продолжено 21 января 2009 года в 10 часов 10 минут с участием представителя налогового органа.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 19.09.2008 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "К.У.О.С.-лтм" было зарегистрировано в качестве юридического лица при его создании 14 февраля 2006 года, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ от 21 августа 2008 года (л.д. 39-44).
На основании протокола внеочередного общего собрания участников ООО "К.У.О.С.-лтм" от 16 мая 2007 года N 1, в соответствии с пунктом 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, участниками общества было принято решение о ликвидации ООО "К.У.О.С.-лтм" и назначении ликвидатором общества гражданки Михеевой Татьяны Викторовны (л.д. 11).
Заявитель 07 августа 2007 года направил в налоговый орган уведомление о принятом им решении о ликвидации юридического лица (форма Р15001). К данному уведомлению был приложен протокола внеочередного общего собрания участников ООО "К.У.О.С.-лтм" от 16 мая 2007 года N 1. Данное обстоятельство также подтверждается налоговым органом в отзыве на рассматриваемое заявление (л.д. 35-37).
Ликвидатор общества - гражданка Михеева Т.В. 13 марта 2008 года обратилась в налоговый орган с заявлением о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидации по форме Р16001, которое было получено налоговым органом 13 марта 2008 года входящий номер 2485А (л.д. 48, 49). К данному заявлению ликвидатор ООО "К.У.О.С.-лтм" приложил полный пакет необходимых документов, предусмотренный пунктом 1 статьи 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Данное обстоятельство подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для внесения в ЕГРЮЛ изменений сведений о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (л.д. 12).
В результате рассмотрения заявления от 13 марта 2008 года входящий номер 2485А о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидации - форма Р16001, налоговый орган принял решение от 20 марта 2008 года об отказе в государственной регистрации юридического лица, в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов (л.д. 13).
Как следует из оспариваемого решения, отказ налогового органа обоснован тем, что, по мнению последнего, заявителем нарушен порядок установленный статьями 61, 62, 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 20, 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а именно, не представлено Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме - Р15003.
Заявитель, не согласившись с вынесенным Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области решением, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно статье 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины;
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Определенный указанной правовой нормой перечень документов является исчерпывающим, расширительному толкованию не подлежит. Таким образом, в силу пункта 4 статьи 9 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных данным Законом. Кроме того, следует отметить, что нормы Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не предусматривают право либо обязанности регистрирующего органа по проверке законности решений органов юридического лица, представляемых для государственной регистрации документов.
Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 16 декабря 2008 года N 15196/08 по делу N 2411/08-5.
Как следует из материалов дела и установлено судом, при подаче в налоговый орган заявления от 13 марта 2008 года входящий номер 2485А о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией - форма Р16001, к данному заявлению были приложены:
ликвидационный баланс на 13 марта 2008 года (л.д. 51);
справка, выданная ГУ - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Автозаводском районе города Тольятти от 16 октября 2007 года N 12056 (л.д. 50);
чек-ордер об оплате государственной пошлины (л.д. 47).
Кроме того, заявитель представил в налоговый орган Сообщение о принятии решения о ликвидации ООО "К.У.О.С.-лтм", опубликованное в журнале "Вестник государственной регистрации" от 23 мая 2007 года N 20 (122) (л.д. 62).
Таким образом, при подаче заявителем в налоговый орган заявления от 13 марта 2008 года входящий номер 2485А о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидации - форма Р16001 были исполнены требования статьи 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Согласно представленной налоговым органом справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 06 февраля 2008 года у заявителя отсутствует задолженность по налогам в Федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации (л.д. 63).
Согласно пункту 2 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, после окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная Комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
В силу пункта 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации, после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Как видно из материалов дела и установлено судом решение о ликвидации ООО "К.У.О.С.-лтм" было принято учредителями (участниками) общества, что подтверждается протоколом внеочередного общего собрания участников от 16 мая 2007 года N 1 (л.д. 11).
Учитывая альтернативный порядок представления в регистрирующий орган промежуточного ликвидационного баланса, в части лица имеющего право его представить, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что промежуточный ликвидационный баланс был представлен в налоговый орган надлежащим лицом - участником ООО "К.У.О.С.-лтм" гражданином Солтановым А.В., подписавшим Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица - форма Р15003 (л.д. 57). Кроме того, судом установлено, что промежуточный ликвидационный баланс ООО "К.У.О.С.-лтм" был утвержден внеочередным общим собранием участников общества, что подтверждается протоколом от 26 февраля 2008 года N 2 (л.д. 60) и подписан ликвидатором - гражданкой Михеевой Т.В. (л.д. 58). При этом уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса подается по форме N Р15003 (Приложение N 10 к постановлению Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439).
Более того, необходимым указать, что из содержания Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" следует, что обязанность информировать регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса носит уведомительный характер и возложена, как было отмечено выше, на учредителя (участника) юридического лица или на орган, принявший решение о ликвидации юридического лица.
На основании вышеизложенного, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о необоснованности и неправомерности довода налогового органа о не представлении заявителем в регистрирующий орган Уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса по форме - Р15003 и нарушении установленного статьями 61, 62, 63, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 20, 21 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" порядка ликвидации юридического лица - ООО "К.У.О.С.-лтм".
Согласно требованиям пункта 6 статьи 108 Налогового кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 65 и пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону, законности принятия оспариваемого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения возлагается на орган, который принял этот акт.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в нарушение статей 65 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации налоговый орган не доказал обстоятельства, послужившие основанием для вынесения оспариваемого ненормативного правового акта, его соответствия Федеральному закону от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", а также Гражданскому кодексу Российской Федерации и Федеральному закону от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения требований Общества.
Доводы, приведенные Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 19.09.2008 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ст. 110 АПК РФ следует отнести на Межрайонную ИФНС России N 2 по Самарской области.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 сентября 2008 года по делу N А55-8700/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 2 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-8700/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "К.У.О.С.-лтм"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 2 по Самарской области