09 февраля 2009 г. |
Дело N А65-19843/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 09 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Серебряковой Е.А., судей Липкинд Е.Я. и Радушевой О.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Стукаловой Т.С., с участием:
от истца - представитель Зуева К.С., доверенность N ЯФ-02-01-14/6830 от 07.11.2008г.,
от ответчика - представитель Захарова Е.О., доверенность б/н от 20.10.2008г.,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 7, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2008 года по делу N А65-19843/2008 (судья: Арукаева И.В.) по иску государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан к Объединенному военному комиссариату г. Альметьевска, г. Альметьевск, при участии третьего лица - Военного комиссариата Республики Татарстан, г. Казань, о взыскании 241.786 руб. 83 коп. ущерба,
УСТАНОВИЛ:
С учетом уточненных требований, принятых судом первой инстанции, Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к Объединенному военному комиссариату г.Альметьевска, г.Альметьевск о взыскании 241786 рублей 83 коп.. ущерба, указывая, что выплачивал Единовременные денежные выплаты, предусмотренные ст. 23.1 ФЗ "О ветеранах" в период с 01.01.05г. по 01.07.07г. в отсутствии удостоверения ветерана боевых действий.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.08г., в порядке ст. 51 АПК РФ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Военный комиссариат Республики Татарстан.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2008 года в иске Государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан отказано.
Не согласившись с принятым решением суда, Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 26.11.2008 г., принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебном заседании апелляционного суда представитель государственного учреждения Управления Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе поддержал доводы апелляционной жалобы с учетом письменных дополнений, просил отменить решение суда от 26.11.2008 года, жалобу удовлетворить.
Представитель Объединенного военного комиссариата г. Альметьевска, г. Альметьевск, не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на жалобу с учетом его дополнений, просил оставить решение суда от 26.11.2008 года без изменения, жалобе без удовлетворения.
Военный комиссариат Республики Татарстан, г. Казань, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечили, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие не явившихся участников процесса.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает решение суда от 26.11.2008 года законным и обоснованным по следующим основаниям.
Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г. Альметьевске Республики Татарстан является территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на который, в силу Положения возложена обязанность по целевому и рациональному использованию средств, выделяемых на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, социальных пособий на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти, и других выплат, отнесенных законодательством к их компетенции.
На воинском учете в Обьединенном военном комиссариате г.Альметьевска Республики Татарстан состоят граждане, проходившие военную службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и пребывающие в запасе Билалов А.Р., Билалов А.Р., Набиев Д.М., Мастюков С.И., Мустяков Э.А., Хасанзянов Т.Р., Гинатуллин Р.Р., Дундуков П.П., Песков А.М., Хабибрахманов А.Г. Сахабутдинов Р.
Объединенным военным комиссариатом г.Альметьевска в соответствии с пунктом 2 статьи 3 ФЗ от 12.01.1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" указанным выше лицам выданы справки о том, что они как ветераны боевых действий, имеют право на льготы установленные пунктом 1 статьи 16 ФЗ "О ветеранах".
На основании представленных справок истцом выплачены ежемесячные денежные выплаты (далее по тексту - ЕДВ) в размере 241786 рублей 83 коп.
Предметом иска являются требование ГУ Управление Пенсионного фонда в РФ Альметьевском районе о взыскании ЕДВ в размере 241786 рублей 83 коп., выданного в соответствии с представленными справками.
Судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении заявленных требований, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков (статья 15 ГК РФ).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Возмещение убытков представляет собой меру гражданско-правовой ответственности, применяемую при наличии следующих условий: противоправность действий (бездействия) ответчика, наличие убытков на стороне истца, причинная связь между противоправным поведением и убытками, вина ответчика в причинении убытков.
Согласно пп.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Согласно п.2 ст.3 ФЗ "О ветеранах", утратившей силу с 1.01.05 г., но действующей на момент выдачи справок, порядок и условия отнесения других лиц к ветеранам боевых действий, объем их прав и льгот определяет Правительство Российской Федерации по истечении шести месяцев с начала участия граждан Российской Федерации в боевых действиях на территориях других государств или на территории Российской Федерации и не позднее одного месяца со дня их окончания.
В статье 16 ФЗ"О ветеранах" определено, что меры социальной защиты предоставляются ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального Закона, а во всех справках, выданных ОВК г.Альметьевска в 2004 г. до вступления в действие новой редакции ФЗ "О ветеранах", указан пункт 2 ст.3 ФЗ"О ветеранах", а не пункт 1 статьи 3.
Таким образом, Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Альметьевском районе Республики Татарстан не должно было принимать во внимание данные справки, как документ, подтверждающий право на получение ЕДВ.
Из пункте 3 статьи 3 ФЗ "О ветеранах" указан перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в 111 разделе приложения к Федеральному закону "О ветеранах" от 12.01.1995 г. N 5ФЗ .
В пп.3 п.1 ст. 23.1 Федерального закона от 12.01.95 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", право на ежемесячную денежную выплату имеют ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
Пунктом 6 статьи 23.1 ФЗ "О ветеранах" установлено, что ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии со ст.28 ФЗ "О ветеранах" реализация прав и льгот ветеранов осуществляется при предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждены единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Из пояснений истца следует, что удостоверений ветерана у Билалова А.Р., Билалова А.Р., Набиева Д.М., Мастюкова С.И., Мустякова Э.А., Хасанзянова Т.Р., Гинатуллина Р.Р., Дундукова П.П., Пескова А.М., Хабибрахманова А.Г. не имелось.
В апелляционном суде представитель Обьединенного военного комиссариата г.Альметьевска пояснила, что выданные ими справки, не предназначались для Управления пенсионного фонда, и не должны приниматься истцом как документ, являющийся основанием для выплаты ЕДВ.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у истца не было законных оснований для выдачи ЕДВ на основании справок, выданных ответчиком, поскольку Закон прямо указывает на реализацию мер социальной поддержки ветеранов исключительно по предъявлении удостоверений единого образца, а не на основании справок.
Доказательств того, что выданные ответчиком справки являются основанием для проведения выплат суду не представлено.
Следовательно, доказательств наличия причинно-следственной связи между поведением ответчика, выразившимся в выдаче справок и возникшими убытками суду не представлено, что явилось основанием к отказу в иске.
Ссылки истца в дополнении к апелляционной жалобе на пункт 3 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30.11.2004 г. N 294 "Об утверждении Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан РФ", которым допускается представление справки, не могут быть приняты судебной коллегией, поскольку Федеральный Закон "О ветеранах" имеет высшую юридическую силу над другими нормативно-правовыми актами, в частности названного Приказа.
Другие доводы апелляционной жалобы внимательно изучены судебной коллегией и признаны несостоятельными.
Судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции всесторонне и полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку доказательствам, правильно применил нормы материального права, не допустив нарушений процессуального закона.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Оставить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26.11.2008 года по делу N А65-19843/2008 без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.А. Серебрякова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-19843/2008
Истец: Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Альметьевском районе и г.Альметьевске Республики Татарстан
Ответчик: Объединенный военный комиссариат г.Альметьевска, г.Альметьевск
Кредитор: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г.Казань
Третье лицо: Военный комиссариат Республики Татарстан, г.Казань