09 февраля 2009 г. |
Дело N А55-12193/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 09 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марчик Н.Ю.,
судей Рогалевой Е.М., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Суворовым Д.В.,
с участием:
от заявителя - Квасненко Ю.В., доверенность от 20.08.2008 г., Шестак А.Б., доверенность от 20.08.2008 г.,
от ответчика - Корольков А.С., доверенность от 11.01.2009 г. N 12-04,
от третьего лица - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании 02 февраля 2009 г., в зале N 6, апелляционную жалобу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2008 года по делу N А55-12193/2008 (судья Бойко С.А.)
по заявлению ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"
к УФРС по Самарской области
третье лицо:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области
о признании незаконным отказа в регистрации права и об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (далее - заявитель, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - ответчик, УФРС по Самарской области), с учетом изменения требований в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным отказа в регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости - нежилое здание радиолокационного комплекса Иртыш-СК, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, 2 км южнее села Колодинка, и об обязании ответчика зарегистрировать за ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" право хозяйственного ведения на объект недвижимости - нежилое здание радиолокационного комплекса Иртыш-СК, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, 2 км южнее села Колодинка.
Определением суда от 1 октября 2008 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Территориальное управление Росимущества по Самарской области.
Решением суда первой инстанции от 17 ноября 2008 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился.
В соответствии с ч. 3 ст. 156, ч. 1 ст. 266 АПК РФ дело по апелляционной жалобе рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя третьего лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Как следует из материалов дела, заявитель 18.12.2007 г. обратился в УФРС по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости - нежилое здание радиолокационного комплекса Иртыш-СК, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, 2 км южнее села Колодинка.
17.05.2008 г. сообщением N 01/339/2007-158 ответчик отказал в государственной регистрации права хозяйственного ведения на вышеназванный объект недвижимости на основании абзацев 8, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в связи с тем, что правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, не представлены.
Отказ мотивирован тем, что правоустанавливающие документы - Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 1143-р "Об утверждении передаточных актов, подготовленных во исполнение Распоряжения Минимущества России от 30.04.2003 N 1404-Р, и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" не содержит информации о передаче ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в хозяйственное ведение объекта недвижимого имущества - нежилое здание радиолокационного комплекса Иртыш-СК, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, 2 км южнее села Колодинка (т. 1 л.д. 87-88).
Считая данный отказ незаконным и нарушающим права и законные интересы, ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены в регистрирующий орган документы, подтверждающие факт передачи ему спорного объекта в хозяйственное ведение.
Между тем данный вывод не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Согласно п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано, в частности, в случаях, если правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества, а также не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В силу п.п. 1 п. 1 ст. 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;
В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона о государственной регистрации документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу п. 1 ст. 299 ГК РФ право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Судом установлено, что в качестве правоустанавливающих документов на государственную регистрацию заявителем представлены Распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 1143-Р "Об утверждении передаточных актов, подготовленных во исполнение распоряжения Минимущества России от 30.04.2003 N 1404-Р и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения" (л.д.54-59), а также утвержденный, названным Распоряжением передаточный акт от 30.04.2003 г. по передаче имущества, прав и обязанностей от государственного унитарного дочернего предприятия "Аэронавигация Центральной Волги" Федерального унитарного предприятия "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" к Федеральному унитарному предприятию "Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" (т. 1 л.д. 60-68).
В перечне основных средств, подлежащих передаче от ГУДП "Аэронавигация Центральной Волги" к ФУП "Госкорпорация по ОрВД" по состоянию на 30.04 2003 г. (приложение к передаточному акту) содержится информация об объекте, поименованном как "здание РЛК Иртыш"
На государственную регистрацию права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимого имущества наряду с указанными документами в УФРС по Самарской области заявителем представлены также выписка из реестра федерального имущества по состоянию на 01.01.2007 г., согласно которой объект недвижимости "нежилое здание радиолокационного комплекса Иртыш-СК", расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Красноглинский район, 2 км южнее села Колодинка, относится к федеральной собственности; выписка из Единого государственного реестра объектов капитального строительства от 30.11.2007 г. N РЛ-17200гп; заключение Департамента строительства и архитектуры г. Самары от 25.10.2007 г. N Д05-01/01/-9519-0-1, подтверждающее, что в соответствии с п.п. 4 п. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на реконструкцию в ввод в эксплуатации не требуется, технический паспорт на 30.05.2007 г.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, что во владении заявителя имеются два объекта недвижимости, расположенные по адресу: г. Самара, Красноглинский район, 2 км южнее села Колодинка: здание радиолокационного комплекса ТРЛК "Иртыш" и здание радиолокационного комплекса "Иртыш-СК". Заявитель обращался в УФРС по Самарской области за государственной регистрацией права хозяйственного ведения на оба вышеназванных объекта. Право хозяйственного ведения заявителя на здание радиолокационного комплекса ТРЛК "Иртыш" было зарегистрировано ответчиком на основании того же Распоряжения Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 1143-Р, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 14.05.2008 г. (т. 1 л.д. 74).
Суд апелляционной инстанции признает обоснованными доводы подателя жалобы о том, что указанное в передаточном акте здание РЛК "Иртыш" представляет собой комплекс, состоящий из здания радиолокационного комплекса ТРЛК "Иртыш" и здания радиолокационного комплекса "Иртыш-СК". Согласно выписке из реестра объектов капитального строительства от 30.11.2007 г. N РЛ-17200гп на здание радиолокационного комплекса "Иртыш-СК" и выписке из реестра объектов капитального строительства от 30.11.2007 г. N РЛ-17201гп на здание радиолокационного комплекса ТРЛК "Иртыш" данные объекты имеют один и тот инвентарного номер 36:401:001:000473350. Кроме того, указанная в передаточном акте от 30.04.2003 г. балансовая стоимость объекта "здание РЛК "Иртыш" соответствует балансовой стоимости двух зданий, указанных в выписке из реестра федеральной собственности на 01.01.2007 г.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что по передаточному акту от 30.04.2003 г., утвержденному Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации N 1143-Р от 09.03.2004 г. "Об утверждении передаточных актов, подготовленных во исполнение распоряжения Минимущества России от 30.04.2003 N 1404-Р и закреплении федерального имущества на праве хозяйственного ведения за Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственная корпорация по организации воздушного движения" произведена, в том числе, передача заявителю в хозяйственное ведение здание радиолокационного комплекса "Иртыш-СК".
В связи с чем, суд апелляционной инстанции считает, что распоряжение Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 09.03.2004 г. N 1143-Р и утвержденный им передаточный акт от 30.04.2003 г. следует рассматривать в качестве правоустанавливающих документов, подтверждающих возникновение вышеназванного права заявителя.
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимого имущества - нежилое здание радиолокационного комплекса Иртыш-СК, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, 2 км южнее села Колодинка, не соответствует Федеральному закону от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителя.
Поскольку выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, решение суда в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене, а заявленные требования ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" - удовлетворению.
На основании ст. 110, 112 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб. подлежат взысканию с Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в пользу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД".
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 ноября 2008 г. по делу N А55-12193/2008 отменить.
Заявленные требования ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 17.05.2008 г. N 01/339/2007-158 в регистрации права хозяйственного ведения на объект недвижимости - нежилое здание радиолокационного комплекса Иртыш-СК, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, 2 км южнее села Колодинка.
Обязать Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области зарегистрировать за ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" право хозяйственного ведения на объект недвижимости - нежилое здание радиолокационного комплекса Иртыш-СК, расположенного по адресу: г. Самара, Красноглинский район, 2 км южнее села Колодинка, в месячный срок.
Взыскать с Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области в пользу ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Возвратить ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" из федерального бюджета расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2 000 руб. по платежному поручению от 13.08.2008 г. N 5064 и 1 000 руб. по платежному поручению от 12.12.2008 г. N 7970.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.Ю. Марчик |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12193/2008
Истец: ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" в лице филиала "Аэронавигация Центральной Волги", ФГУП "Госкорпорация по ОрВД"
Ответчик: УФРС по Самарской области
Третье лицо: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области