17 февраля 2009 г. |
Дело N А55-15150/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Касачева Т.А. доверенность от 4 февраля 2008 г. N 68,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Корольков А.С. доверенность от 11 января 2009 г. N 12-04,
от ФГУП "Ростехинвентаризация" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2008 г. по делу N А55-15150/2008 (судья Стенина А.В.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо:
ФГУП "Ростехинвентаризация", г. Самара,
о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области (далее - Территориальное управление Росимущества, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просило признать недействительным отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее -регистрирующий орган) от 8 июля 2008 г. N 01/078/2008-766 в государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 3269748,60 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:742, расположенный по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка" и обязать осуществить государственную регистрацию права собственности на вышеуказанный земельный участок.
Согласно Указа Президента от 12 мая 2008 г. N 724 Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области преобразовано в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области и является его правопреемником.
Суд апелляционной инстанции в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) производит замену Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Росимущества по Самарской области; если на земельном участке помимо объектов недвижимости, находящихся в частной собственности, расположены объект либо объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, то такой земельный участок относится к федеральной собственности; заявителем были представлены выписки из реестра федерального имущества от 27 февраля 2008 г. N N 651, 652, 653, 654, 655, согласно которым на вышеуказанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся федеральной собственностью (л.д. 8-12).
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что на государственную регистрацию не было представлено подтверждение нахождения объектов недвижимого имущества на спорном земельном участке: на плане границ земельного участка не отражено наличие каких-либо объектов недвижимости на спорном земельном участке; выписки из реестра федерального имущества от 27 февраля 2008 г. N N 651, 652, 653, 654, 655 не удовлетворяют условиям, предусмотренным пунктом 3 постановления Правительства РФ от 30 июня 2006 г. N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю", а именно необходимости подтверждения нахождения объектов недвижимости именно на спорном земельном участке, о регистрации права собственности на который заявлено, поскольку в данных выписках указано на их нахождение по определенному адресу, а не в границах конкретного земельного участка; ни одна из указанных в выписках площадей не совпадает с площадями, отраженными в разделе В.3 кадастрового паспорта спорного земельного участка, что подтверждает невозможность идентифицировать указанные объекты на спорном участке; ситуационный и обзорные планы не содержат наименований объектов, их индивидуализирующих признаков, а также не подтверждают принадлежность этих объектов федеральному собственнику.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представитель ФГУП "Ростехинвентаризация" не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в его отсутствие.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Территориальное управление Росимущества по Самарской области 7 апреля 2008 г. обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок, площадью 3269748,60 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:742, расположенный по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка".
Сообщением от 8 июля 2008 г. N 01/078/2008-766 в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок Территориальному управлению Росимущества по Самарской области было отказано.
Основанием к отказу послужили следующие обстоятельства: не представлены документы, подтверждающие, что Российская Федерация является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на данном земельном участке, право собственности на которые были зарегистрированы за Российской Федерацией надлежащим образом либо по ранее действовавшему порядку, либо по ныне существующему порядку.
При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании указанного отказа незаконным, суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению федеральным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, закреплено, что федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в сфере управления имуществом Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
В соответствии с п. 4 данного Положения Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через свои территориальные органы.
В соответствии с п. 5.40 вышеуказанного Положения Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом выступает от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, которое признается (возникает) в соответствии с федеральными законами.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, а также выступать от имени Российской Федерации при государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельные участки, является Территориальное управление Росимущества по Самарской области.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1. Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введение в действие Земельного кодекса РФ" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, - находящиеся в собственности Российской Федерации;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли
Судом верно сделана ссылка на письмо Росимущества от 7 декабря 2006 г. N СС-07/28552 которым дано разъяснение, что если на земельном участке помимо объектов недвижимости, находящихся в частной собственности, расположены объект либо объекты недвижимого имущества, находящиеся в федеральной собственности, то такой земельный участок относится к федеральной собственности (л.д. 76-80).
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение или переход прав.
Статьей 30.1 Федерального закона Российской Федерации "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусмотрено, что государственная регистрация прав собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 г. N 404 определен перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю.
Данным Постановлением Правительства Российской Федерации установлено, что для регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок должны быть представлены документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают представление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, казенному предприятию, государственному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации.
Если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, то в таком случае для государственной регистрации предоставляются правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Судом правильно отмечено, что заявителем в подтверждение своих прав на объекты недвижимого имущества, расположенные на спорном земельном участке, были представлены выписки из реестра федерального имущества от 27 февраля 2008 г. N 651, 652, 653, 654, 655, согласно которым на вышеуказанном земельном участке расположены объекты недвижимого имущества, являющиеся федеральной собственностью (л.д. 8-12).
В соответствии с Положением об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации "О совершенствовании учета федерального имущества" от 16 июля 2007 г. N 447, ведение реестра федерального имущества, имеющегося у юридических лиц, зарегистрированных на территории Российской Федерации, производится соответствующими территориальными органами Росимущества по месту нахождения юридического лица.
Суд сделал правильный вывод, что внесение в реестр федерального имущества, доказывает принадлежность объекта федеральному собственнику (п. 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 г. N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав"). Согласно сведений представленных Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости на земельном участке по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка" проведена техническая инвентаризация по состоянию на 3.12.2003 г. швартовочных площадок и мест стоянки вертолетов (лит.7), площадью покрытия мест стоянки вертолетов 9451,6 кв.м., площадью покрытия рулежной дорожки 3446,9 кв.м.; швартовочных площадок и мест для стоянок МИ-8 (лит.8), площадью покрытия рулежной дорожки 2434,6 кв.м., площадью покрытия мест стоянок 6744,6 кв.м., взлетно-посадочные полосы (лит.9) площадью покрытия взлетно-посадочной полосы 54135,0 кв.м., площадью без покрытия 84210 кв.м.; рулежной дорожки и мест стоянок для самолетов (лит.10), площадью рулежной дорожки 11280,0 кв.м., площадью для самолетов (лит.10), площадью покрытия мест стоянки 25085,0 кв.м.; авиаперрона (лит.11), площадью покрытия 42542,0 кв.м.
Довод Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области о том, что в представленном на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации кадастровом паспорте земельного участка, площадью 3 269 748,60 кв.м., с кадастровым номером 63:01:0000000:742, расположенного по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка" (далее - КПЗУ) не отражено наличие каких-либо объектов недвижимости в границах спорного земельного участка является необоснованным в связи со следующим.
Приказом Правительства от 18 февраля 2008 г. N 32 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, земельного участка" предусмотрено, что в строке 20 раздела В.2 КПЗУ отображается план (чертеж, схема) земельного участка при наличии в государственном кадастре недвижимости координат характерных точек границы земельного участка. Необходимость отражения на плане границ земельного участка в КПЗУ наличия каких-либо объектов недвижимости не предусмотрена.
Сведения об обременениях и частях земельного участка согласно вышеуказанному Приказу отражаются в разделе В.З КПЗУ.
В связи с чем суд сделал правильный вывод, что КПЗУ, представленный на государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на земельный участок расположенный по адресу: г. Самара, п. Аэропорт "Смышляевка", содержит все сведения, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности.
Согласно сведениям, представленным Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, площади объектов, находящихся на спорном земельном участке, выписки из реестра федерального имущества, которые были представлены на государственную регистрацию права собственности, и их названия, содержащиеся в данных выписках, совпадают со сведениями, предоставленными Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости, в связи с чем, ссылка регистрирующего органа на невозможность идентификации объектов недвижимости по представленным на регистрацию документам является несостоятельной.
С учетом изложенного суд первой инстанции вынес правильное решение, основанное на нормах закона и не противоречащее обстоятельствам дела, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 ноября 2008 г. по делу N А55-15150/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15150/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: ФГУП "Ростехинвентаризация"