20 февраля 2009 г. |
дело N А65-12767/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего
судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель Саитов Д.М. по доверенности от 19.05.2008,
от ответчика - представители Кадырова Ф.Х. по доверенности от 5.02.2009, Хусаенов Р.И. по доверенности от 29.08.2008,
от третьих лиц:
от ООО "Грандис" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ООО "Ремарк" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 16 февраля 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 сентября 2008 года по делу А65-12767/2008 (судья Хакимов И.А.), принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Колосова Николая Викторовича, Республика Татарстан, г. Нижнекамск, к Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Нижнекамск,
при участии третьих лиц: ООО "Грандис", г. Екатеринбург, ООО "Ремарк", г. Казань,
о признании недействительным решения от 25 июня 2008 года N 920,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Колосов Николай Викторович (далее - заявитель, ИП Колосов Н.В.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан (далее - ответчик, налоговый орган) от 25 июня 2008 года N 920 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" (т.1, л.д. 13-21) о взыскании налогов (сборов) в общей сумме 1 168 815,67 руб., пени в сумме 69 112,96 руб. и штрафа в сумме 126 123,40 руб.
В обоснование заявленных требований ИП Колосов Н.В. ссылается на то, что он не был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, что является нарушением статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 18.09.2008 заявление удовлетворено.
Межрайонная ИФНС России N 11 по Республике Татарстан, не согласившись с решением суда от 18.09.2008, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представители Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда от 18.09.2008 отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представитель ИП Колосова Н.В.в судебном заседании просил решение суда от 18.09.2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители ООО "Грандис" и ООО "Ремарк" в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещены, что подтверждается материалами дела, и в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 18.09.2008г. законно и обоснованно, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как следует из материалов дела, заявитель 21.01.2008 представил в налоговый орган декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2007 года, согласно которой НДС к уплате составил 71 615 руб., сумма налоговых вычетов - 1 643 764 руб. В последующем 14.02.2008 заявитель представил уточненные декларации по НДС за октябрь - декабрь 2007 года, 06.03.2008 представлена уточненная декларация по НДС за ноябрь 2007 года.
Проверив представленные заявителем декларации и документы посредством камеральном налоговой проверки, налоговый орган 28.05.2008 составил акт камеральной проверки N 920, в котором были установлены следующие нарушения налогового законодательства: завышение НДС, предъявленного к возмещению, за октябрь 2007 года в сумме 27 161 руб., за ноябрь 2007 года - 1 043 319 руб., неуплата НДС за октябрь - декабрь 2007 года в общей сумме 1 169 909,67 руб. На акт проверки заявителем были представлены возражения.
Решением от 25 июня 2008 года N 920 налоговый орган доначислил заявителю 1 168 815,67 руб. НДС за октябрь - декабрь 2007 года, привлек заявителя к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неуплату НДС в виде штрафа в сумме 126 123,40 руб., доначислил пени в порядке ст. 75 НК РФ в размере 69 112,96 руб.
Заявитель, не согласившись с вынесенным налоговым органом решением, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
На основании статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока на представление налогоплательщиком возражений на акт проверки.
При этом руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя (п. 2 ст. 101 НК РФ).
По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п. 7 ст. 101 НК РФ).
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, рассмотрение материалов налоговой проверки и представленных заявителем возражений было назначено налоговым органом на 19.06.2008, что подтверждается актом камеральной проверки N 920 от 28.05.2008 (т.1, л.д. 109).
Между тем, из письма от 17.06.2008 N 13-31/024473г (т.1, л.д. 103) усматривается, что рассмотрение материалов налоговой проверки и представленных заявителем возражений было перенесено налоговым органом в одностороннем порядке на 23.06.2008, о чем заявитель был извещен путем направления телефонограммы в его адрес.
Рассмотрение материалов проверки и возражений заявителя состоялось 23.06.2008 в его отсутствие. Какого-либо решения по результатам рассмотрения материалов проверки и возражений 23.06.2008 налоговым органом принято не было, что свидетельствует о том, что процедура рассмотрения материалов проверки не была завершена.
Оспариваемое заявителем решение принято налоговым органом 25.06.2008, однако, о том, что рассмотрение материалов проверки будет продолжено 25.06.2008, заявитель не был надлежащим образом извещен, тем самым не обеспечена возможность его участия в рассмотрении материалов проверки.
Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) в статью 101 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, вступившие в законную силу с 01.01.2007.
В соответствии с пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона N 137-ФЗ) несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных Налогового кодекса Российской Федерации, может служить основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
При этом законодатель, осуществляя мероприятия по совершенствованию налогового администрирования, в том числе предусматривая внесудебный порядок взыскания сумм налоговых санкций, исходил из необходимости сохранения гарантий защиты прав налогоплательщиков и других лиц, в отношении которых проводится налоговый контроль, по меньшей мере, в объеме, предусмотренном ранее действовавшим законодательством.
Одной из таких гарантий при судебном порядке взыскания сумм налоговых санкций является обеспечение судом лицу возможности участвовать лично и (или) через своего представителя в судебном заседании.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что необеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, является основанием для признания решения инспекции незаконным.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 февраля 2008 года N 12566/07.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно указал в решении на то, что статья 101 НК РФ не предусматривает процедуры изготовления мотивированного решения по результатам рассмотрения материалов проверки и не устанавливает для этого процессуальных сроков. Апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что толкование положения данной нормы закона о вынесении решения "по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки" - именно как в день рассмотрения материалов, поскольку какие-либо сроки для "окончательной формы" решения или для "изготовления мотивированного решения" Налоговым кодексом Российской Федерации не установлены.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах имеются правовые основания для удовлетворения требований заявителя.
Доводы, приведенные Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 18.09.2008 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ст. 110 АПК РФ следует отнести на Межрайонную ИФНС России N 11 по Республике Татарстан.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 18 сентября 2008 года по делу N А65-12767/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 11 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12767/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Колосов Николай Викторович, г.Нижнекамск
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан,г.Нижнекамск
Кредитор: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, Кислянская Тамара Николаевна
Третье лицо: ООО "Ремарк", ООО "Грандис", ООО " Ремарк"