20 февраля 2009 г. |
Дело N А55-13618/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
от заявителя - Юдин А.В., доверенность от 01 января 2009 г.;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области - Бойко Н.Н., доверенность от 11 января 2009 г.;
от третьих лиц:
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области - извещен, не явился;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Самарской области - извещен, не явился;
от Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чапаевске Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
ООО "Каскад", с. Красноармейское, Самарская обл.,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2008 г.
по делу N А55-13618/2008 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению ООО "Каскад", с. Красноармейское, Самарская обл.,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области, с. Красноармейское, Самарская обл.,
третьи лица:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск, Самарская обл.,
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Красноармейском районе Самарской области, с. Красноармейское, Самарская обл.,
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Чапаевске Самарской области, г. Чапаевск, Самарская обл.,
о признании незаконными действий, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области (далее - налоговый орган, ответчик) о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области, выразившихся в отказе заявителю в возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 256 921, 99 руб. - на выплату страховой части, 49 011, 09 руб. - на выплату накопительной части.
Кроме того, просило обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2008 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что заявителем не представлены в суд платежные поручения, которые бы свидетельствовали об уплате страховых взносов по неверным реквизитам (в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области); в соответствии с положениями ч. 2 ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, следовательно, даже при наличии переплаты, с заявлением на ее возврат Обществу следовало обращаться в тот налоговый орган, где оно состоит на налоговом учете.
Не согласившись с выводами суда, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что п. 8 ст. 78 НК РФ содержит норму, в соответствии с которой налоговый орган принимает решение о возврате сумм излишне уплаченного налога в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика о возврате суммы излишне уплаченного налога или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки, если такая сверка проводилась. Заявитель при наличии акта сверки освобождается от обязанности обоснования своих прав на возврат излишне уплаченных страховых взносов; то обстоятельство, что заявитель прямо не указал на Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области как на налоговый орган, обязанный осуществить возврат, не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований, поскольку в соответствии со ст. 30 НК РФ и п. 4 Положения о Федеральной налоговой службе налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля правильности исчисления и уплаты налогов.
В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад" обратилось в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области с заявлением о возврате излишне перечисленных страховых взносов на пенсионное страхование в сумме 256 921, 99 руб. - на выплату страховой части пенсии, в сумме 49 011, 09 руб. - на выплату накопительной части пенсии (л.д. 5).
Письмом от 01 сентября 2008 г. N 09-32/12367 ответчик разъяснил заявителю, что правовых оснований для проведения зачетов (возвратов) излишне уплаченных сумм страховых взносов не имеется (л.д. 6-7).
Требование заявителя о признании незаконными действий основано на акте совместной сверки расчетов N 223 по состоянию на 10 июля 2008 г., подписанном Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области и ООО "Каскад" (л.д. 8-10).
Однако, как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Каскад" не состоит и никогда не состояло на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области. С момента государственной регистрации в декабре 2002 г. заявитель состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области (Инспекции МНС России по г. Чапаевску) (л.д. 13, 14).
Поскольку все работающие в ООО "Каскад" лица являлись жителями с. Красноармейское, местом регистрации плательщика обязательных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации стало Красноармейское отделение УПФ РФ по Самарской области.
Соответственно, все исчисленные обязательные страховые взносы на уплату страховой и накопительной части уплачивались через Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области.
В августе 2006 г. Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Новокуйбышевску, с которой слилась Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чапаевску, провела камеральную проверку ООО "Каскад" и указала на то, что ООО "Каскад" неправильно уплачивало обязательные страховые взносы, а именно взносы надлежало уплачивать через Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Чапаевску, то есть по месту регистрации юридического лица, о чем был составлен акт камеральной налоговой проверки. Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области доначислила для уплаты в Чапаевское отделение ПФ РФ сумму взносов по страховой части - 80 157 руб. и накопительной части - 16 244 руб. за 2005 г.
29 октября 2007 г. и 02 ноября 2007 г. Общество вновь уплатило обязательные страховые взносы на выплату страховой части в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16, соответственно, 139 703, 54 руб. и 26 947, 04 руб., а также начисленную сумму пеней - 35 108, 01 руб.; на выплату накопительной части перечислили, соответственно, 31 октября 2007 г. - 25 447, 04 руб. и 02 ноября 2007 г. - 5 738, 08 руб., а также начисленную сумму пеней - 6 875, 94 руб. Всего в общей сумме ООО "Каскад" заплатило 238 224, 40 руб. (л.д. 35-40).
В связи с изложенным заявитель посчитал, что у Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области возникла обязанность по возврату страховых взносов, уплаченных в 2005, 2006, 2007 г.г.
Однако, порядок проведения зачета установлен ст. 78 НК РФ, в соответствии с пунктами 2, 9 которой возврат суммы излишне уплаченного налога и процентов производится налоговым органом по месту учета налогоплательщиков за счет средств бюджетов.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2006 г. N 1334/06 также отмечено, что в случае изменения места налогового учета налогоплательщика для нового налогового органа как субъекта централизованной системы Федеральной налоговой службы все неисполненные судебные акты, касающиеся взаимоотношений налогоплательщика с налоговым органом по прежнему месту учета, являются обязательными.
При таких обстоятельствах заявителю следовало обращаться как за сверкой расчетов, так и с заявлением на возврат имеющейся переплаты в налоговый орган, в котором он состоит на налоговом учете, т.е. в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 16 по Самарской области.
Аналогичная правовая позиция содержится в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 июля 2008 г. N 8647/08, постановлениях Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26 ноября 2008 г. N Ф04-6509/2008(14691-А75-25) и от 26 ноября 2008 г. N Ф04-6503/2008(14679-А75-25).
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. В рассматриваемом случае ООО "Каскад" не представлено доказательств наличия переплаты в оспариваемой сумме.
Из материалов дела следует, что определениями от 20 октября 2008 г. (л.д. 31) и от 14 ноября 2008 г. (л.д. 51) суд первой инстанции предлагал заявителю представить платежные поручения, свидетельствующие об уплате оспариваемых заявителем сумм страховых взносов за 2005, 2006 и 2007 г.г.
Платежные поручения об уплате страховых взносов в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 11 по Самарской области заявителем в суд не были представлены. Акт сверки расчетов N 223 по состоянию на 10 июля 2008 г. таким доказательством являться не может.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод, что Обществом не представлены доказательства наличия переплаты в оспариваемой сумме.
При таких обстоятельствах у ответчика отсутствовали правовые основания принять решение о возврате переплаты.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Принимая во внимание, что определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 января 2009 г. ООО "Каскад" была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, то с учетом положений ст. 110 АПК РФ, главы 25.3 НК РФ с него подлежит взысканию в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2008 г. по делу N А55-13618/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Каскад", с. Красноармейское, Самарская обл., в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 000 руб.
Исполнительный лист выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-13618/2008
Истец: ООО "Каскад", Общество с ограниченной ответственностью "Каскад"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 11 по Самарской области
Третье лицо: Межрайонная ИФНС России N16 по Самарской области, ГУ УПФ РФ в г. Чапаевске Самарской области, ГУ - УПФ РФ в Красноармейском районе Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-545/2009