20 февраля 2009 г. |
Дело N А72-7818/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего
судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчика - представитель Куркова Н.В. по доверенности от 11.01.2009,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 18 февраля 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2008 года по делу А72-7818/2008 (судья Прохоров А.Е.), принятое по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Ульяновской области, г. Ульяновск, к Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска, г.Ульяновск, при участии третьего лица - Федерального государственного унитарного предприятия "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области", г. Ульяновск,
об обязании регистрирующего органа исключить из Единого государственного реестра юридических лиц ФГУП "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Ульяновской области (далее - заявитель, ТУ Росимущества по Ульяновской области) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее - ответчик, налоговый орган, регистрирующий орган) об обязании регистрирующего органа исключить Федеральное государственное унитарное предприятие "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области" из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), как недействующее юридическое лицо в соответствии со статьей 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 09.12.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Территориальное управление Росимущества по Ульяновской области, не согласившись с решением суда от 09.12.2008, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ТУ Росимущества по Ульяновской области и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства были надлежаще извещёны, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в их отсутствие.
Представитель Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска в судебном заседании просил решение суда от 09.12.2008 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителя налогового органа, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 09.12.2008 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 25.05.2001 N 1456-р было принято решение о создании Федерального государственного унитарного предприятия "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области", утвержден устав данного предприятия, зарегистрированный в Администрации Ленинского района г. Ульяновска 26.12.2001 (регистрационный номер 82-НР).
Приказом Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 11.02.2003 директором Федерального государственного унитарного предприятия "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области" назначен Секин Владимир Густавович.
В Единый государственный реестр внесена соответствующая запись о регистрации предприятия (ОГРН 1027301165264).
Согласно Уставу ФГУП "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области" функции учредителя предприятия от имени РФ осуществляет Министерство имущественных отношений РФ (ст. 1.4 Устава). Имущество предприятия закреплено за ним на праве хозяйственного ведения (ст.3.1 Устава). Предприятие может быть ликвидировано в порядке, установленном законодательством РФ (ст. 7.4 Устава).
Считая, что ФГУП "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области" с 2004 года фактически не ведет своей деятельности и обладает признаками недействующего юридического лица, заявитель обратился в регистрирующий орган - Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска с заявлением от 11.12.2007 N 5862 о рассмотрении вопроса об исключении указанного предприятия из ЕГРЮЛ в порядке, предусмотренном статьями 21.1, 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (л.д.52).
Письмом от 26.12.2007 N 16-16-12/82165 налоговый орган сообщил заявителю об отсутствии оснований для исключения предприятия из ЕГРЮЛ, указав о наличии у него задолженности перед кредиторами (л.д.53).
Территориальное управление Росимущества по Ульяновской области письмом от 05.02.2008 N 454 вновь обратилось в Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска, указав на необходимость применения налоговым органом к ФГУП "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области" механизма ликвидации отсутствующего должника (л.д.54-55).
Письмом от 17.04.2008 N 16-10-25/14347 налоговый орган запросил у ТУ Росимущества по Ульяновской области сведения о зарегистрированном за ФГУП имуществе в связи с подготовкой заявления о признании предприятия несостоятельным (банкротом) (л.д.69).
Письмом от 11.07.2008 N 3094 заявитель просил сообщить о подаче Инспекцией ФНС России по Ленинскому району г.Ульяновска заявления в суд о признании ФГУП несостоятельным (банкротом) как отсутствующего должника (л.д.70).
07.08.2008 письмом N 16-10-26/29854 заявителю было сообщено о согласовании проекта решения о подаче заявления в отношении ФГУП о признании его несостоятельным (банкротом) (л.д.71).
Письмом от 29.10.2008 N 16-14-24/4861 Управлением ФНС по Ульяновской области заявителю сообщено о невозможности исключения ФГУП "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области" из ЕГРЮЛ в связи с наличием у него задолженности перед кредиторами по обязательным платежам и планируемом направлении заявления о признании его несостоятельным (банкротом) (л.д.72).
Вышеизложенное послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением об обязании ответчика исключить ФГУП "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, обоснованно исходил из следующего.
Суд первой инстанции правомерно согласился с доводом заявителя о том, что наличие у предприятия задолженности по обязательным платежам (налогам и сборам) не является само по себе препятствием для исключения недействующего юридического лица в соответствии со ст.21.1 Федерального закона, в том числе в силу правовой позиции, отраженной в постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67.
Вместе с тем согласно п.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом согласно ч.1 ст.27 АПК РФ. В соответствии с ч.1 ст.27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Законом, то есть по решению регистрирующего органа при наличии законных оснований и с соблюдением установленной данной статьей процедуры.
В данном случае речь идет не о праве юридического лица обязать Инспекцию принять властное решение в пределах ее компетенции, а о реализации компетентным органом своих полномочий. Данная норма является диспозитивной, то есть регистрирующий орган вправе, но не обязан, исключить юридическое лицо из Единого государственного реестра юридических лиц при условии наличия всех признаков недействующего юридического лица, перечисленных в пункте 1 статьи 21.1 Закона о регистрации.
То, что указанное право ответчиком по тем или иным причинам не реализовано, не лишает учредителя предприятия (в лице уполномоченного органа) предоставленного законом права решить вопрос о ликвидации предприятия в порядке, установленном статьями 61-63 ГК РФ. Полномочия заявителя на ликвидацию учрежденных собственником (РФ) предприятий установлены пунктом 9 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области, утвержденного Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 N 37 (л.д. 28-29).
ФГУП "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области" в установленном порядке не ликвидировано и не исключено из реестра, в связи с чем не утратило правоспособности юридического лица. Довод заявителя о неизвестном местонахождении руководителя ФГУП несостоятелен, поскольку вопрос о назначении и увольнении руководителя ФГУП является полномочием учредителя в лице его уполномоченного органа (заявителя), что отражено в статье 9 указанного Положения.
Нежелание учредителя в лице заявителя по тем или иным основаниям реализовать свое право, установленное статьями 61-63 ГК РФ, пунктом 9 Положения, не может служить основанием для возложения на ответчика обязанности, не установленной для него законом, а также не свидетельствует о нарушении прав и законных интересов заявителя в экономической деятельности.
Данная правовая позиция соответствует критериям сложившейся арбитражной судебной практики, в том числе отраженной в определении ВАС РФ от 06.06.2008 N 4810/08.
Кроме того, в силу ст.21.1 Закона о регистрации право регистрирующего органа на исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица может быть реализовано только с соблюдением процедуры, установленной, в том числе п.п. 2,3,4 ст.21.1 Федерального закона о регистрации ... законом и гарантирующей соблюдение прав, как самого юридического лица, так и его кредиторов
Как видно из материалов дела, данная процедура ответчиком не производилась - решение о предстоящем исключении ФГУП из ЕГРЮЛ не принималось и не публиковалось в установленном порядке в органах печати, в том числе с указанием сведений о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
В связи с тем, что на дату рассмотрения заявления указанная процедура ответчиком не исполнена, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что возможность исключения ФГУП "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновской области" из ЕГРЮЛ отсутствует и по данному основанию.
Дело было рассмотрено судом первой инстанции в рамках предмета, указанного заявителем при обращении в суд, поскольку у суда отсутствует право выходить за его пределы.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения требований ТУ Росимущества по Ульяновской области.
Доводы, приведенные ТУ Росимущества по Ульяновской области в апелляционной жалобе являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 09.12.2008 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ст. 110 АПК РФ следует отнести на ТУ Росимущества по Ульяновской области.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 09 декабря 2008 года по делу N А72-7818/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом РФ по Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7818/2008
Истец: ТУ Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ульяновской области
Ответчик: ИФНС по Ленинскому району г. Ульяновска
Третье лицо: Федеральное государственное унитарное предприятие "Распорядительная дирекция Минимущества России по Ульяновкой области"
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-550/2009