25 февраля 2009 г. |
Дело N А55-14073/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Лукьяновой Т.А.,
судей Каплина С.Ю. и Липкинд Е.Я.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Александровым А.И.,
от истца - Ильясова А.Р., доверенность N 346/6-08 от 09 декабря 2008 г.;
от ответчика - Кузнецов Д.И., доверенность N НЮ-46/21 от 18 января 2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале N 6, апелляционную жалобу ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", г. Белорецк на решение Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2008 года по делу N А55-14073/2008 (судья Бибикова Н.Д.) по иску ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", г. Белорецк, к ОАО "Российские железные дороги", г. Москва, о восстановлении на лицевом счете необоснованно списанной суммы платы за пользование вагонами,
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", г. Белорецк обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к ОАО "Российские железные дороги", г. Москва в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г.Самара и к Куйбышевской железной дороге - филиалу ОАО "Российские железные дороги", г. Самара о восстановлении на лицевом счете ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" необоснованно списанную сумму платы за пользование вагонами по счет - фактуре N 00090032200000133/0000106976 от 20.07.2008 г. в размере 22 657 руб. 06 коп.
До вынесения решения по делу истцом заявлен отказ от иска в отношении Куйбышевской железной дороге - филиалу ОАО "Российские железные дороги", г. Самара.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2008 года по делу N А55-14073/2008 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с вынесенным решением ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" обратилось с апелляционной жалобой в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Заявитель апелляционной жалобы считает, что при вынесении решения судом первой инстанции допущены нарушения материального права.
Представитель истца в судебном заседании просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных исковых требований.
Представитель ответчика в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд усматривает основания для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2008 года по делу N А55-14073/2008 исходя из нижеследующего.
Как следует из материалов дела, между ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" и ОАО "Российские железные дороги" заключен договор от 01.11.2006 N 4/466-5602Д на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "Белорецкий металлургический комбинат" при станции Белорецк Куйбышевской железной дороги (л.д. 13).
В соответствии с п. 5 данного договора подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится по уведомлению.
В п. 17 данного договора сторонами установлено, что Владелец обязуется производить своевременную и полную оплату Дороге:
а) плату за пользование вагонами, установленную Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2);
б) сбор за маневровую работу, другие сборы и платы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта РФ, списываются Дорогой через Самарский технологический центр по обработке перевозочных документов с лицевого счета Владельца (истца).
При изменении ставок платы за пользование вагонами и сборами за подачу и уборку вагонов вводимыми ОАО "Российские железные дороги", коэффициенты к ним будут применяться автоматически.
На железнодорожном пути необщего пользования устанавливается технологический срок оборота вагонов 23,8 часа в соответствии с п. 12 договора.
Из накопительной ведомости N 170708 за июль следует, что ответчиком сделан перерасчет сумм платы за пользование вагонами по ведомостям подачи и уборки вагонов (NN 942, 943, 944, 945, 946, 947, 949, 951, 952, 954, 950, 956, 957, 958, 959, 963, 9б4, 966, 967, 968, 969, 970, 971, 972, 973, 974, 975, 976, 977, 978, 979, 980, 981, 982, 983, 984, 985, 986, 987, 988, 989 за 2007 г. и доначислена сумма 22 657 руб. 06 коп., в том числе НДС, составляющая плату за пользование вагонами.
Факт списания 22 657 руб. 06 коп. с лицевого счета истца ответчиком не оспаривается и нашел свое подтверждение как в материалах дела, так и в предоставленной истцом справке о движении средств на лицевом счете плательщика за июль 2008 г.
Рассматриваемый спор возник в связи со списанием железной дорогой с лицевого счета истца платы за пользование вагонами.
Предметом спора является право "Владельца" на неоплачиваемое технологическое время для обслуживания вагонов, прибывающих "Владельцу" или отправляющихся им.
Исходя из статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации плата за пользование вагонами, контейнерами вносится перевозчику владельцем железнодорожного пути необщего пользования и исчисляется с момента передачи вагонов, контейнеров владельцам этого пути на железнодорожных выставочных путях до момента возвращения их на железнодорожные выставочные пути. В оплачиваемое время не включается технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с указанных мест. В таком случае грузоотправители, грузополучатели компенсируют владельцу железнодорожного пути необщего пользования плату, перечисленную владельцем пути перевозчику.
Время на выполнение таких операций в силу пункта 2 статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами. Их продолжительность оговаривается в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Пункт 14 договора предусмотрено, что неоплачиваемое технологическое время, связанное с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов и уборкой вагонов с этих мест локомотивом Владельца, устанавливается продолжительностью 2,21 часа.
Статьей 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации определено, что контрагент-грузоотправитель или грузополучатель, а также владелец железнодорожного пути необщего пользования, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего иному лицу, владеет складом или примыкающим к указанному железнодорожному пути своим железнодорожным путем необщего пользования.
Правило статьи 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации об исключении технологического времени из платы за пользование вагонами распространяется на всех владельцев железнодорожных путей необщего пользования и не поставлено в зависимость от того, выступают ли эти ветвевладельцы одновременно грузоотправителями или грузополучателями.
Поскольку вагоны, предназначенные владельцу железнодорожного пути необщего пользования как грузоотправителю или грузополучателю, также подаются перевозчиком на выставочные пути, а дальнейшее их продвижение к местам погрузки, выгрузки и возвращение на выставочные пути производится локомотивом владельца пути, последний являясь грузоотправителем или грузополучателем, также выполняет маневровые работы своим локомотивом при подаче вагонов на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с этих мест.
Поэтому время на выполнение указанных операций в силу прямого указания закона не должно включаться в оплачиваемое время пользования вагонами.
Подобная позиция неоднократно излагалась в судебных актах, принятых Высшим Арбитражным Судом (постановление от 30.01.2007 г. N 11978/08, постановление от 27.03.2007 г. N 13168/06, определение от 14.03.2007 г. N 2587/07).
Таким образом, выводы Арбитражного суда Самарской области о необоснованности заявленных исковых требований сделаны при неправильном применении норм материального права, что в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает требования истца подлежащими удовлетворению по указанным выше основаниям в требуемой сумме.
Возражения ответчика о добровольном согласовании сторонами условий договора судебной коллегией не принимаются, так как они не могут противоречить законам и иным нормативным актам.
Устав железнодорожного транспорта РФ не содержит изъятий из правила о предоставлении неоплачиваемого технологического времени, связанного с подачей вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов контрагентов.
При этом в статье 60 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации РФ раскрывается понятие контрагентов, к которым относится и ветвевладелец.
Права владельца путей необщего пользования, одновременно являющегося грузоотправителем или грузополучателем, по использованию неоплачиваемого технологического времени не могут ухудшаться по сравнению с иными контрагентами.
Перечисление в договоре на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути необщего пользования контрагентов не является основанием для отказа в предоставлении ветвевладельцу, как грузополучателю или грузоотправителю, неоплачиваемого технологического времени.
Ссылки ответчика на пункт 13 договора несостоятельны, поскольку в нем идет речь о неоплачиваемом технологическом времени, которое связано с выполнением операций, относящихся к начально-конечным и включенным в тарифы на перевозку грузов.
То есть, указанное время не относится к операциям подачи вагонов к местам погрузки, выгрузки грузов и уборкой вагонов с указанных мест и не связано с неоплачиваемым технологическим временем, предоставляемым грузополучателям и грузоотправителям.
На основании вышеизложенного судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2008 года по делу N А55-14073/2008 и удовлетворении предъявленных исковых требований в полном объеме.
Расходы по уплате государственной пошлины по иску и апелляционной жалобе, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, возлагаются на ответчика.
Руководствуясь ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 01 декабря 2008 года по делу N А55-14073/2008 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Иск ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", г. Белорецк, к ОАО "Российские железные дороги", г. Москва удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги", г. Москва восстановить на лицевом счете ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", г. Белорецк необоснованно списанную сумму платы за пользование вагонами по счет-фактуре N 00090032200000133/0000106976 от 20.07.2008 г. в размере 22 657 руб. 06 коп.
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги", г. Москва в пользу ОАО "Белорецкий металлургический комбинат", г. Белорецк 906 руб. 30 коп. государственной пошлины за подачу иска и 1 000 руб. государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Т.А. Лукьянова |
Судьи |
Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14073/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Белорецкий металлургический комбинат"
Ответчик: Открытое акционерное общество "Российские Железные Дороги", Открытое акционерное общество "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога"