27 февраля 2009 г. |
Дело N А65-17351/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 февраля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Захаровой Е.И., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Копункиным В.А.
с участием в судебном заседании:
представителей Управления ФНС России по РТ - Пучковой Л.А. (доверенность от 01.07.2008 N 17), Самохиной И.В. (доверенность от 16.02.2009 N 5), Давлетшиной Г.Н. (доверенность от 30.10.2008 N 29),
представителя ОАО "Татспиртпром" - Артемова А.В. (доверенность от 01.01.2009 N 15),
представителя ФГУП "Гознак" - Бочкарева А.А. (доверенность от 16.05.2008),
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 февраля 2009 года в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, г.Казань,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2008 года по делу N А65-17351/2008 (судья Сальманова Р.Р.),
по заявлению открытого акционерного общества "Татспиртпром", Республика Татарстан, г.Казань,
к Управлению ФНС России по Республике Татарстан, г.Казань,
третье лицо: ФГУП "Гознак", г.Санкт-Петербург,
о признании незаконным бездействия должностных лиц, о понуждении вернуть денежные средства в размере 477256,3 руб.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Татспиртпром" (далее - ОАО "Татспиртпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республике Татарстан с заявлением о признании незаконным бездействия должностных лиц Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - Управление) и обязании вернуть денежные средства в размере 477256,3 руб. (т.1 л.д.2-4).
Определением суда от 30.10.2008г. по ходатайству Управления и с согласия представителя ОАО "Татспиртпром" к участию в деле привлечены в качестве соответчиков: Федеральная налоговая служба (далее - ФНС России) и Федеральное государственное унитарное предприятие "Гознак" Министерства финансов Российской Федерации (далее - ФГУП "Гознак").
ОАО "Татспиртпром" в судебном заседании в суде первой инстанции заявленные требования к первому ответчику - Управлению поддержал, в отношении соответчиков Федеральной налоговой службы и ФГУП "Гознак" просил об исключении их из числа соответчиков, поскольку не имеет к ним самостоятельных требований в связи с тем, что денежные средства на покупку федеральных специальных марок на маркировку алкогольной продукции были перечислены в Управление, ходатайствовал об оставлении в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - ФГУП "Гознак".
Протокольным определением суда первой инстанции в порядке ст.49,159 АПК РФ, с учетом мнения представителя Управления, возражавшего в удовлетворении ходатайства Общества, а также представителя соответчика, ФГУП "Гознак", поддерживающего указанное ходатайство, суд исключил ФНС России и ФГУП "Гознак" из числа соответчиков, оставив ФГУП "Гознак" в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 16.12.2008г. по делу N А65-17351/2008 заявленные требования удовлетворены. Суд признал незаконным бездействие Управления, выраженное в не возврате ОАО "Татспиртпром" переплаты за федеральные специальные марки в сумме 477256,3 руб. и обязал Управление устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем принятия соответствующего решения о возврате переплаты за федеральные специальные марки в сумме 477256,3 руб. (т.1 л.д.132-133).
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (т.2 л.д.3-6).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
Третье лицо - ФГУП "Гознак" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В судебном заседании представитель Управления поддержал апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в жалобе.
Представитель Общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Представитель третьего лица пояснил, что изготавливал специальные марки. Заказ специальных марок производило ФНС России, которое и оплачивало заказ. В настоящее время акт сверки взаиморасчетов с ФНС России не подписан.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, что 09.04.2008г. ОАО "Татспиртпром" обратилось с заявлением в Управление и Министерство финансов Российской Федерации о возврате имеющейся переплаты в сумме 477256,30 руб. за федеральные специальные марки, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003г. N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца" (т.1 л.д.7-10).
Письмом от 22.04.2008г. N 10-01-36/007214 Управление сообщило о невозможности возврата денежных средств, поскольку вопрос возврата указанной переплаты решается вышестоящим налоговым органом (т.1 л.д. 40).
ФНС России, рассмотрев письмо ОАО "Татспиртпром" 09.04.2008г., письмом от 10.06.2008г. N 1-6-03/000076@ дало поручение Управлению рассмотреть обращение в установленном порядке и направить ответ Обществу (т.1 л.д. 41).
Считая, бездействие Управления незаконным, выраженное в не возврате имеющейся переплаты в сумме 477256,3 руб. за федеральные специальные марки, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Обществом в декабре месяце 2005 г. произведена оплата за федеральные специальные марки "старого образца" платежными поручениями от 01.12.2005г. N 17711, 17710, 17705, 17713, 17698, 17714, 17707, 17709, 17715, 17718, 17702, 17700, 17704; от 02.12.2005г. N 17704; от 05.12.2005г. N 17704; от 16.12.2005г. N 18509, 18510, 18507, 18508, 18511 на общую сумму 8274095 руб., тогда как, за декабрь месяц 2005 г. были получены оплаченные марки по накладным N 54, 57, 58, 60 (т.1 л.д. 32 - 38) на общую сумму 7808704,2 руб. Указанные денежные средства поступили на счет Управления, о чем свидетельствуют реквизиты платежных поручений (т.1 л.д. 11 - 31).
Таким образом, у Общества образовалась переплата за федеральные специальные марки в сумме 477256,3 руб., что подтверждается письмом Управления в адрес ФНС России от 11.12.2007г. N 10-01-43/021937@ (т.1 л.д.46) и актом сверки взаимных расчетов между Обществом и Управлением за период с 01.12.2005г. по 01.01.2006г. (т.1 л.д. 39).
Отказывая в возврате переплаты спорной суммы, Управление указало, что установленный порядок приобретения федеральных специальных марок не предусматривает возможности возврата денежных средств, уплаченных на условиях их предварительной оплаты.
В апелляционной жалобе Управление ссылается на невозможность возврата ввиду того, что уплаченная Обществом за федеральные марки сумма не является суммой излишне уплаченного акциза и, соответственно, не подлежит возврату.
Признавая правомерность удовлетворения судом первой инстанции заявления Общества и отклоняя доводы Управления, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В ходе судебного разбирательства установлено, что заявление о возврате имеющейся переплаты в сумме 477256,3 руб. подано Обществом в Управление 09.04.2008г.
В соответствии с п.2 ст.12 Федерального закона от 22.11.1995г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ) алкогольная продукция, произведенная на территории Российской Федерации и предназначенная для розничной продажи, маркируется региональными специальными марками того субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется ее розничная продажа.
В силу п.3 той же статьи федеральная специальная марка, акцизная марка и региональная специальная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в п. 2 настоящей статьи, и осуществление контроля за уплатой налогов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" отменены для использования федеральные специальные марки, образец которых был введен Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2003г. N 212 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками нового образца".
В соответствии с пп. "а" п.5 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.12.2005г. N 785 "О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками" Минфином России издан Приказ от 17.01.2006г. N 9н "О Порядке приобретения и учета федеральных специальных марок, а также уничтожения неиспользованных, поврежденных и не соответствующих установленным требованиям федеральных специальных марок" (зарегистрирован в Минюсте России 20.01.2006г. N 7399) (далее - Приказ N 9н).
Подпунктом "а" п. 6 Постановления N 785 на Федеральную налоговую службу по состоянию на 31.12.2005г. возложено обеспечение проведения инвентаризации остатков федеральных специальных марок, введенных Постановлением N 212, в территориальных налоговых органах, организациях, осуществляющих производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации.
Приказом N 9н утвержден Порядок приобретения федеральных специальных марок организацией, осуществляющей производство алкогольной продукции на территории Российской Федерации (далее - Порядок).
На основании положений п.10 Порядка отказ от приобретения ранее оплаченных марок осуществляется на основании заявления организации о возврате денежных средств.
В случаях отказа от приобретения ранее оплаченных марок на основании заявления организации о возврате денежных средств территориальный налоговый орган возвращает организации денежные средства за невыданные марки, за вычетом расходов на их доставку.
Территориальный налоговый орган возвращает марки организации-изготовителю в течение пяти рабочих дней со дня обращения организации с заявлением о возврате денежных средств.
Организация-изготовитель осуществляет возврат денежных средств за вычетом сумм, связанных с фактическими расходами по доставке марок до территориальных налоговых органов и обратно, на счет органа Федерального казначейства с отражением на лицевом счете территориального налогового органа в течение четырнадцати банковских дней со дня получения марок. Одновременно организация-изготовитель представляет территориальному налоговому органу документы, подтверждающие суммы расходов по доставке.
Территориальный налоговый орган обязан перечислить в установленном порядке денежные средства на счет организации в течение трех банковских дней со дня получения их от организации-изготовителя и представляет организации документы организации-изготовителя, подтверждающие суммы расходов по доставке.
Таким образом, на Управление возложена обязанность возврата Обществу денежные средства за не выданные специальные марки и правовых оснований для отказа в таком возврате у него не имелось.
Соответственно, лишение Общества своего права на возврат спорной суммы нарушает защищенные ст. 8 Конституции Российской Федерации его права и законные интересы, направленные на свободное обращение финансовых средств, изначально являющихся по праву его собственностью.
Кроме того, неурегулированность гражданско-правовых отношений между Управлением ФНС России и ФГУП "Гознак" не должна ущемлять экономические интересы Общества.
В настоящей апелляционной жалобе Управление не представило доказательств обоснованности отказа Обществу в возврате денежных средств в сумме 477256,3 руб.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил Обществу заявленные требования.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, но не взыскиваются, в связи с освобождением налоговых органов от ее уплаты в соответствии со ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 16 декабря 2008 года по делу N А65-17351/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-17351/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Татспиртпром", г.Казань
Ответчик: Федеральная Налоговая служба России, ФГУП Гознак Министерства финансов РФ, Управление Федеральной налоговой службы России по Республике Татарстан
Третье лицо: ФГУП "Гознак"