03 марта 2009 г. |
Дело N А55-20433/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
индивидуального предпринимателя Куликовой Л.Ю., паспорт серии 36 05 N 226480, свидетельство серии 63 N 000519084,
от Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области - представитель Андреев Н.П., доверенность от 27 октября 2008 года N 04-08/2521/50444,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2009 года апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2009 года по делу N А55-20433/2008, судья Стенина А.В., принятое по заявлению индивидуального предпринимателя Куликовой Л.Ю., г.Самара, к Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 23 декабря 2008 года N 323 о назначении административного наказания по ст.15.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Куликова Людмила Юрьевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции ФНС России по Ленинскому району г.Самары (далее - налоговый орган) от 23 декабря 2008 года N 323 о назначении административного наказания по ст.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций.
Решением суда от 19 января 2009 года заявление предпринимателя удовлетворено, оспариваемое постановление налогового органа от 23 декабря 2008 года N 323 о назначении административного наказания по ст.15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4 000 руб. признано незаконным и отменено на том основании, что незаполнение журнала кассира-операциониста и неотражение в нем выручки не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ.
В апелляционной жалобе налоговый орган просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных предпринимателем требований - отказать, ссылаясь на наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ, поскольку положения нормативных правовых актов, устанавливающих порядок работы с денежной наличностью и порядок ведения кассовых операций, в том числе и обязательность оприходования в кассу денежной наличности, распространяются на индивидуальных предпринимателей.
В отзыве на апелляционную жалобу предприниматель просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда, поскольку на индивидуальных предпринимателей не распространяются положения Порядка ведения кассовых операций. Журнал кассира-операциониста не является кассовой книгой, ведение которой предусмотрено Порядком ведения кассовых операций, в связи с чем неотражение в нем полученных с применением контрольно-кассовой техники денежных средств не образует состава административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель налогового органа поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, в удовлетворении заявления предпринимателя отказать.
Предприниматель возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, налоговым органом 18 декабря 2008 года была проведена проверка оприходования наличных денежных средств индивидуальным предпринимателем Куликовой Л. Ю., полученных с применением контрольно-кассовой техники за период с 18 октября 2008 года по 18 декабря 2008 года, по адресу: г.Самара, ул.Фрунзе, 96, рынок "Самарский" секция N 118. Предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход.
По результатам проверки налоговым органом 19 декабря 2008 года составлен акт проверки N 1142 (л.д.6) и 19 декабря 2008 года был составлен протокол об административном правонарушении N 323 (л.д. 7-8), согласно которому при проверке журнала кассира - операциониста, сменных и фискальных отчетов, снятых с ККТ модели ЭКР 2102 К зав. N 1407578, было установлено расхождение между данными фискального отчета и данными журнала кассира-операциониста в сумме 7343, 50 руб. в период с 18 октября 2008 года по 17 декабря 2008 года.
Постановлением от 23 декабря 2008 года налоговый орган на основании ст. 15.1 КоАП РФ привлек предпринимателя к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 000 руб. (л.д.9).
Согласно ст. 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно постановлению Государственного комитета Российской Федерации по статистике от 25 декабря 1998 года N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККТ" журнал кассира-операциониста применяется для учета операций по приходу и расходу наличных денежных средств по каждой контрольно-кассовой технике, а также является контрольно-регистрационным документом показаний счетчиков.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 27 августа 1991 года N ВГ-6-16/685 "Об унифицированных формах первичной учетной документации" журнал кассира-операциониста (КМ-4) входит в состав первичной учетной документации по учету денежных средств.
Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержден решением совета директоров Центрального банка Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 40. В соответствии с данным Порядком для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу в установленной форме. Кассовые операции оформляются типовыми межведомственными формами первичной документации для предприятий и организаций, которые утверждаются Государственным комитетом Российской Федерации по статистике.
Согласно пункту 24 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подводит итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета копию записей в кассовой книге за день с приходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Таким образом, названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств.
Постановлением Госкомстата Российской Федерации от 18 августа 1998 года N 88 утверждены унифицированные формы первичной документации по учету кассовых операций, к которым относятся: приходный кассовый ордер; расходный кассовый ордер; журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов; кассовая книга; книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств.
В соответствии с данным постановлением Госкомстата указанную документацию обязаны вести юридические лица всех форм собственности, осуществляющие кассовое обслуживание физических и юридических лиц, что также согласуется с письмом Центрального банка Российской Федерации от 4 октября 1993 года N 18, в котором указано, что данный Порядок должны соблюдать предприятия, учреждения и организации.
Из указанных документов прямо не следует, что на индивидуальных предпринимателей распространяются положения Порядка ведения кассовых операций.
Суд первой инстанции исходя из того, что журнал кассира-операциониста не является кассовой книгой, ведение которой предусмотрено Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, пришёл к выводу о том, что неотражение в нем полученных с применением ККТ денежных средств не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
При изложенных обстоятельствах налоговый орган не доказал, что предприниматель допустил нарушения, указанные в диспозиции вменяемой ему статьи КоАП РФ. Незаполнение журнала кассира - операциониста и неотражение в нем выручки предпринимателем - налогоплательщиком единого налога на вмененный доход, не образует состава правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 КоАП РФ.
Таким образом, суд сделал правильный вывод об отсутствии в действиях предпринимателя факта правонарушения и, следовательно, незаконности привлечения его к ответственности.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 19 января 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу налогового органа - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2009 года по делу N А55-20433/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 18 по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20433/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Куликова Людмила Юрьевна
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N18 по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
03.03.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-873/2009