04 марта 2009 г. |
Дело N А55-14473/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Юдкина А.А.,
судей Филипповой Е.Г., Семушкина В.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Анисимовой О.Ю.,
с участием:
от заявителя - представители Петрова Т.В., доверенность от 01.01.2009 N 04; Решетникова Т.Н., доверенность от 01.01.2009 N 08,
от ответчика - представители Шепеленко С.В., доверенность от 15.01.2009 N 120/6; Бомбина Т.А., доверенность от 15.01.2009 N 124/6,
от третьего лица - представитель Федосеев А.А., доверенность от 31.12.2008 N 7,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Самараэнерго", г. Самара, на решение Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2008 года по делу N А55-14473/2008 (судья Лихоманенко О.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт", Самарская область, г. Тольятти,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, открытого акционерного общества "Самараэнерго", г. Самара,
о признании незаконным решения от 25.06.2008 по делу N 34-186-08/6,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт" (далее - ООО "ТольяттиЭнергоСбыт"), обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - УФАС по Самарской области) от 25.06.2008 о прекращении производства по делу N 34-186-08/6, возбужденному в отношении открытого акционерного общества "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго").
Определением арбитражного суда от 22.10.2008 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ОАО "Самараэнерго".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2008 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, ОАО "Самараэнерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "ТольяттиЭнергоСбыт".
Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, а выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представители ОАО "Самараэнерго", УФАС по Самарской области и ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" поддержали доводы, соответственно изложенные в жалобе и отзывах на нее.
Рассмотрев представленные материалы дела, заслушав представителей участвующих в деле лиц, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Как следует из материалов дела, 13.03.2008 ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" обратилось в УФАС по Самарской области с заявлением, содержащее сведения о признаках нарушения ОАО "Самараэнерго" части 1 статьи 10, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
По мнению ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", ОАО "Самараэнерго", пользуясь доминирующим положением на рынке электроэнергии, с целью ограничения конкуренции со стороны других субъектов рынка электроэнергии, направляет письма покупателям электроэнергии ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" о расторжении договоров энергоснабжения и заключения договоров с ОАО "Самараэнерго". При заключении договоров энергоснабжения ОАО Самараэнерго" с покупателями, применяет тарифы на оплату за потребленную электроэнергию не в точке поставки на розничном рынке потребления (технологическом присоединении) - в месте электрической сети, находящейся на границе балансовой принадлежности покупателя, а применяет более низкие тарифы, установленные для высокого уровня напряжения. В результате чего многие потребители ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" перешли на обеспечение электроэнергией к энергосбытовой организации ОАО "Самараэнерго".
По заявлению ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" УФАС по Самарской области возбуждено дело N 34-186-08/6 в отношении ОАО "Самараэнерго" по признакам нарушения части 1 статьи 10, части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Решением УФАС по Самарской области от 25.06.2008 производство по делу N 34-186-08/6 возбужденное в отношении ОАО "Самараэнерго" прекращено.
Как установил УФАС по Самарской области, примененные ОАО "Самараэнерго" при расчетах с потребителями тарифа по высокому уровню напряжения не нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Кроме того, в ходе рассмотрения дела УФАС по Самарской области было установлено, что сведения в объявлениях, размещенных в печатных изданиях "Похвистневский вестник" и "Площадь свободы" о том, что "зона деятельности ОАО "Самараэнерго", как гарантирующего поставщика покрывает всю Самарскую область" являются неточными и могут причинить убытки ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", а распространение таких сведений запрещено подпунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции". Однако ОАО "Самараэнерго" в настоящий момент прекратило распространение таких сведений. Указанные объявления были размещены только в одном выпуске газет "Похвистневский вестник" (выпуск 27.10.2007г. N 196-197 (10687-10688) и "Площадь свободы" (выпуск 01.11.2007г.).
Не согласившись с решением УФАС по Самарской области органа от 25.06.2008 года, ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемое решение УФАС по Самарской области от 25.06.2008 о прекращении производства по делу N 34-186-08/6, возбужденному в отношении ОАО "Самараэнерго" не соотвествует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", а также создает препятствия в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд считает, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов недействительными является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 22 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" антимонопольный орган выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения; предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, хозяйствующими субъектами, физическими лицами.
Антимонопольный орган уполномочен возбуждать и рассматривать дела о нарушениях антимонопольного законодательства (пункт 1 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Вместе с тем функции и полномочия антимонопольного органа осуществляются в рамках установленной Законом процедуры рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства (глава 9 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Рассмотрение возбужденного дела созданной антимонопольным органом комиссией подчинено правилам статей 45 - 50 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В частности, в статье 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" закреплены основания прекращения рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.
В силу пункта 1 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае добровольного устранения нарушения антимонопольного законодательства и его последствий лицом, совершившим такое нарушение.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на недобросовестную конкуренцию, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
Как следует из материалов дела, комиссия УФАС по Самарской области пришла к выводу о том, что сведения в объявленных, размещенных в печатных изданиях "Похвистневский вестник" и "Площадь свободы", являются неточными и могут причинить убытки ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", а распространение таких сведений запрещено пунктом 1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Однако поскольку ОАО "Самараэнерго" прекратило распространение таких сведений, указанные сведения были размещены только в одном выпуске вышеуказанных печатных изданий), УФАС по Самарской области дело в этой части обосновано прекратило.
Таким образом, принимая оспариваемое решение в данной части, УФАС по Самарской области действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах полномочий.
Суд первой инстанции, признавая незаконным прекращение УФАС по Самарской области производства по делу N 34-186-08/6, в части ст. 14 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" пришел к выводу о том, что на момент принятия решения, и на момент рассмотрения настоящего дела ОАО "Самараэнерго" распространяло на своем официальном сайте ложные, неточные или искаженные сведения, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту.
Однако данный вывод является несостоятельным, поскольку ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства, не заявляло об информации, размещенной на официальном сайте ОАО "Самараэнерго", следовательно, данная информация не была предметом рассмотрения УФАС по Самарской области по антимонопольному делу N 34-186-08/6.
Из материалов дела следует, что УФАС по Самарской области возбуждено дело N 186-08/8 в отношении ОАО "Самараэнерго" по признакам нарушения пункта 1 части 2, пункта 2 части 5, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 N38-ФЗ "О рекламе" по факту распространения ОАО "Самараэнерго" в газетах "Площадь свободы" и "Похвистневский вестник" от 01.11.2007 и 27.10.2007 и на сайте (адрес htpp://www.samaraenergo.ru/).
Комиссия прекращает рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства в случае отсутствия нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых комиссией действиях (пункт 2 части 1 статьи 48 Федерального закона от 26.07.2007 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Как усматривается из решения антимонопольного органа от 25.06.2008 по делу N 34-186-08/6, комиссия УФАС по Самарской области пришла к выводам о том, что примененные ОАО "Самараэнерго" при расчетах с потребителями тарифа по высокому уровню напряжения не нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в связи с чем в этой части дело прекратила, поскольку факт нарушения ОАО "Самараэнерго" установленного нормативно-правовыми актами порядка ценообразования не подтвердился.
Из материалов дела следует, что ОАО "Самараэнерго" является хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке электрической энергии.
Закон о защите конкуренции формулирует требования для хозяйствующих субъектов при их вступлении в гражданско-правовые отношения с другими участниками гражданского оборота. Так, для лиц, занимающих доминирующее положение на рынке, введены ограничения, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействия) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых является или может явиться ущемление интересов других лиц.
Законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
На основании статьи 424 (абзаца 2 части 1) Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), установленные или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
В соответствии с Федеральными законами "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" от 14.04.1995 N 41-ФЗ (статьей 6) и "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ тарифы на услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям подлежат государственному регулированию.
Органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование тарифов на электрическую энергию на территории Самарской области, является Управление по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области (далее - УГРИЭ Самарской области), которое приказами от 06.11.2007 N 54 и от 30.10.2007 N 48 установило тариф покупки электроэнергии для ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" у гарантирующего поставщика ОАО "Самараэнерго" и тарифы продажи потребителем ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" и ОАО "Самараэнерго".
Как следует из материалов дела, между ОАО "Самараэнерго" и бывшими потребителями ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" - ОАО Опытный завод "СМИК", ЗАО "ЖБК Тольяттинское". ООО "Дуслык", ОАО "Похвистневский хлебозавод", ЗАО "Аверс", ОАО Маслозавод "Похвистневский", ООО "Ремонтно-строительное предприятие", ИП Абрамова, ООО "Пищевик", ООО "ВИОЛАН", ООО "СмеНА, ООО "Искра", Похвистневское РайПО заключены договоры элекроснабжения на 2008 год, согласно пункта 4.1 которых, "Потребитель" оплачивает принятую электрическую энергию по регулированным ценам (тарифам, утвержденным уполномоченным органами власти в области государственного регулирования тарифов для соответствующей группы потребителей) и свободным (неурегулированным) ценам.
Из приложения N 1 к договорам энергоснабжения следует, что объемы поставляемой электрической энергии на 2008 год указаны в разделе: "на стороне ВН (высокое напряжение)". Следовательно, стороны в договоре установили, что при расчете платы за электрическую энергию должен учитываться высокий уровень напряжения.
При таких обстоятельствах комиссия УФАС по Самарской области пришла к правомерному выводу о том, что примененные ОАО "Самараэнерго" при расчетах с потребителями тарифа по высокому уровню напряжения не нарушает часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и обоснованно прекратила дела N 34-186-08/6 в данной части.
Признавая решение УФАС по Самарской области от 25.06.2008 о прекращении производства по делу N 34-186-086 незаконным, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что УФАС по Самарской области не приняло во внимание, что ОАО "Самараэнерго" является одним из гарантирующих поставщиков в Самарской области, для которого утвержден тариф, рассчитанный с учетом энергоснабжения граждан и технических характеристик энергопринимающих устройств. В зоне другого гарантирующего поставщика, которым является ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", ОАО "Самараэнерго" действует как энергосбытовая организация и соответственно неправомерно применяет это тариф при расчетах с потребителями, не имеющими энергоустановок с высоким уровнем напряжения.
В указанных действиях, по мнению суда первой инстанции, усматриваются признаки ограничения конкуренции, а именно: снижение цены товара, не связанное с соответствующими изменениями общих условий обращения товара на товарном рынке; в результате действий ОАО "Самараэнерго" возникают обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на товарном рынке путем применения цен без учета технических характеристик энергоустановок, при помощи которых осуществляется энергоснабжение на розничном рынке электроэнергии. В результате действий ОАО "Самараэнерго" произошло ущемление интересов ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", поскольку договоры энергоснабжения с потребителями, перешедшими на обслуживание от гарантирующего поставщика ООО "ТольяттиЭнергоСбыт", заключены ОАО "Самараэнерго" без соблюдения требований п.83-85 Правил ФРРЭ, что повлияло на договорные объемы потребления на 2008 год.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
ОАО "Самараэнерго" приобретает электроэнергию на федеральном оптовом рынке электроэнергии по точкам поставки, зарегистрированным в соответствии с требованиями оптового рынка. ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" приобретает электроэнергию на розничном рынке у ОАО "Самараэнего" по договорам энергоснабжения от 29.12.2006г. N 0075э и от 01.01.2007 N 0002э, для последующей продажи своим потребителям.
В соответствии с п. 107 Правил ФРРЭ Энергосбытовые организации, не относящиеся к указанным в пункте 106 настоящих Правил, продают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, по ценам и в объеме, определяемым по соглашению сторон соответствующих договоров. При этом к ним не применяются положения пунктов 108 - 111 настоящих Правил.
Из материалов дела усматривается, что ОАО "Самараэнерго" и его потребители при заключении договоров энергоснабжения на 2008 год достигли соглашение о том, что при расчетах за электроэнергию будет применяться цена, которая в числовом выражении соответствует тарифу по высокому уровню напряжения.
Из решения антимонопольного органа от 25.06.2008 по делу N 34-186-08/6 следует, что УГРИКЭ Самарской области, привлеченное к участию в деле, подтвердило правомерность применения ОАО "Самараэнерго" при расчетах с потребителями тарифов по высокому уровню напряжения.
Постановлением Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 28 января 2009 года по делу N 55-7709/2008 установлено, что ОАО "Самараэнерго" действует в зоне действия гарантирующего поставщика ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" как энергосбытовая организация, что не запрещено действующим законодательством.
При таких обстоятельствах доводы о нарушении ОАО "Самараэнерго" требований Правил ФРРЭ является необоснованными.
Вывод суда первой инстанции о том, что УФАС по Самарской области при вынесении решения о прекращении производства по делу не учтено обстоятельство, что цена электроэнергии в договорах ОАО "Самараэнерго" установлена без учета технических характеристик энергопринимающих устройств потребителей, расходов на услуги по передаче электрической энергии и иных услуг, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии с договорами энергоснабжения, в редакции дополнительных соглашений от 01.01.2008, заключенными с потребителями, ОАО "Самараэнерго" обязуется урегулировать с сетевыми организациями отношения по передаче электроэнергии за счет потребителей. Стоимость услуг по передаче электроэнергии дифференцируется в зависимости от уровня напряжения, по которому подключены потребители.
С учетом изложенного апелляционный суд приходит к выводу о том, что принимая оспариваемое решение, УФАС по Самарской области действовало в соответствии с требованиями действующего законодательства и в пределах полномочий, предоставленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не было правовых оснований для признания решения УФАС по Самарской области от 25.06.2008 о прекращении производства по делу N 34-186-08/6, возбужденному в отношении ОАО "Самараэнерго" незаконным.
Учитывая, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам, апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене, с принятием нового решения по делу об отказе ООО "ТольяттиЭнергоСбыт" в удовлетворении заявленного требования.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по апелляционной жалобе относятся на ООО "ТольяттиЭнергоСбыт".
Руководствуясь статьями 110, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 30 декабря 2008 года по делу N А55-14473/2008 отменить.
В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт" о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 25.06.2008 по делу N 34-186-08/6 отказать.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт" в пользу открытого акционерного общества "Самараэнерго" 1000 рублей расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
А.А. Юдкин |
Судьи |
Е.Г.Филиппова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14473/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ТольяттиЭнергоСбыт"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: ОАО "Самараэнерго"