04 марта 2009 г. |
Дело N А55-12007/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
от заявителя - Шлыков В.В., доверенность от 06 октября 2008 г.;
от Министерства имущественных отношений Самарской области - извещен, не явился;
от третьего лица - Печенов А.И., доверенность от 19 декабря 2008 г. N 01/04-1273,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционным жалобам
Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
администрации городского округа Самара, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2008 г.
по делу N А55- 12007/2008 (судья Асадуллина С.П.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Жариковой Татьяны Дмитриевны, г. Самара,
к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
третье лицо - администрация городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным решения,
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Жарикова Татьяна Дмитриевна (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным и незаконным решения Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) от 28 июля 2008 г. N 12-4/256/08 об отказе в аренде земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, между домами N 1 и N 3, площадью 15, 00 кв.м., под установку временного киоска "Продукты" с дальнейшей эксплуатацией.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2008 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что предприниматель Жарикова Т.Д. осуществляла торговлю с помощью нестационарного лотка, что не было учтено при вынесении оспариваемого решения. Обоснование отказа Министерства имущественных отношений Самарской области - установление предпринимателем Жариковой Т.Д. временного торгового киоска на испрашиваемом земельном участке - не нашло подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Не согласившись с выводами суда, Министерство подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что на испрашиваемом земельном участке установлен временный торговый киоск, ориентировочной площадью 15,00 кв.м., на момент проведения муниципального контроля в киоске осуществлялась предпринимательская деятельность ИП Жариковой Т.Д., вследствие чего ввиду несоответствия испрашиваемой цели использования земельного участка фактическому использованию земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, между домами N 1 и N 3, и на основании полученной информации заявление ИП Жариковой Т.Д. от 15 апреля 2008 г. N 12-4/0256/08 было снято Министерством с рассмотрения, о чем предприниматель Жарикова Т.Д. уведомлена письмом от 28 июля 2008 г. N 12-4/0256/08.
Администрация городского округа Самара, привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица, также подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что на обращение Министерства по вопросу утверждения схемы расположения спорного земельного участка администрацией городского округа Самара было дано заключение от 22 июля 2008 г. N 02/02-512т о невозможности организации работы по утверждению схемы расположения земельного участка на основании того, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории земельного участка, отведенного постановлением главы городского округа Самара от 21 сентября 2007 г. N 766 под строительство метрополитена.
При этом указывает, что специалистом Департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара при подготовке данного заключения была допущена техническая ошибка и вместо постановления N 771 указано постановление N 766.
Администрация городского округа Самара считает, что судом первой инстанции не был должным образом исследован факт того, что спорный земельный участок находится в границах земельного участка, отведенного постановлением главы городского округа Самара от 21 сентября 2007 г. N 771 под строительство второй очереди метрополитена (станция метро "Вокзальная").
В судебном заседании представитель администрации городского округа Самара доводы своей апелляционной жалобы и жалобы Министерства поддержал.
Представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах на апелляционные жалобы.
В судебное заседание представитель Министерства не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционные жалобы - не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Индивидуальным предпринимателем Жариковой Т.Д. осуществлялась розничная торговля продовольственными товарами с лотка, расположенного у д. 3 по ул. Спортивной с 1998 г.
15 апреля 2008 г. предприниматель обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением N 12-4/0256/08, с необходимыми приложениями, с просьбой о разрешении оформления земельного участка площадью 15 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, между домами N 1 и N 3, в аренду под временный павильон Продукты (т. 1 л.д. 7, 35).
Письмом от 28 июля 2008 г. N 12-4/0256/08 Министерство уведомило предпринимателя, что ее заявление снято с рассмотрения (т. 1 л.д. 9-10).
Основанием для принятия такого решения послужило то обстоятельство, что на земельном участке, расположенном по вышеуказанному адресу, установлен временный торговый киоск, в котором осуществляется коммерческая деятельность ИП Жариковой Т.Д.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13 июня 2006 г. N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, с учетом требований ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством. Исходя из указанного постановления, граждане подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка.
В заявлении о предоставлении земельного участка указываются цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
На основании п. 2.3. Порядка Министерство проводит проверку представленных документов на соответствие установленным требованиям и направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об изготовлении проекта границ земельного участка и его утверждении с учетом зонирования территорий и целевого назначения земель.
23 апреля 2008 г. в адрес главы городского округа Самара было направлено такое обращение N 12-4/0256/08 (т. 1 л.д. 8).
Кроме того, в целях выяснения информации о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок Министерством 23 апреля 2008 г. были сделаны запросы в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Управление Роснедвижимости по Самарской области (т. 1 л.д. 12, 13).
Письмом от 16 мая 2008 г. N 02/02-166Т администрация городского округа Самара сообщила в Министерство о том, что испрашиваемый земельный участок находится под фактически занимаемым объектом, то есть является обремененным (т. 1 л.д. 30).
При этом в названном письме также было указано, что Порядок, утвержденный постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 г. N 74, регламентирует порядок предоставления земельных участков под существующие временные объекты с обязательным приложением комплекта документов, удостоверяющих право на установку объекта на указанном земельном участке.
Располагая информацией, предоставленной администрацией городского округа Самара, Министерство 29 мая 2008 г. обратилось в Департамент управления имуществом городского округа Самара, являющийся на основании п. 1.3.2. Положения о муниципальном земельном контроле за использованием земель на территории городского округа Самара, утвержденного постановлением главы городского округа Самара от 31 января 2007 г. N 15, органом, уполномоченным на осуществление муниципального земельного контроля за земельными участками, не связанными со строительством, с заявлением N 12-4/0256/08 о проведении проверки использования земельного участка, испрашиваемого предпринимателем Жариковой Т.Д.
В ответ на указанное заявление 23 июня 2008 г. Департамент управления имуществом городского округа Самара представил сведения о результатах проведения муниципального земельного контроля с приложением акта обследования земельного участка от 16 июня 2008 г. N 1403 (т. 1 л.д. 28, 28а-29).
Из указанных документов следует, что на испрашиваемом земельном участке по вышеуказанному адресу установлен временный торговый киоск, ориентировочной площадью 15 кв.м., на момент проверки в киоске осуществлялась предпринимательская деятельность ИП Жариковой Т.Д., при этом указано об отсутствии информации о ранее заключенных договорах аренды на вышеуказанный земельный участок.
На основании полученной информации, поскольку испрашиваемая цель использования земельного участка не соответствовала фактическому использованию земельного участка, расположенного по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Спортивная, между домами N 1 и N 3, Министерство сняло заявление ИП Жариковой Т.Д. от 15 апреля 2008 г. N 12-4/0256/08 с рассмотрения, что нашло свое отражение в оспариваемом письме от 28 июля 2008 г. N 12-4/0256/08.
Из материалов дела следует, что предприниматель Жарикова Т.Д. действительно осуществляла розничную торговлю продовольственными товарами из нестационарного лотка (в виде сборно-разборной палатки, состоящей из каркаса и тентового укрытия (паспорт Палатка сборно-разборная РТП-1 - т. 1 л.д. 97, 120-122), расположенного у д. 3 по ул. Спортивной с 1998 г., что подтверждается патентами на право торговли и выписками из дислокации размещения объекта потребительского рынка, выданными администрацией Железнодорожного района г. Самара (т. 1 л.д. 49-82).
В соответствии с п. 24 ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 августа 1999 г. N 242-ст, лоток относится к передвижным средствам разносной торговли.
Из представленного в материалы дела представления Управления внутренних дел по городскому округу Самара от 09 сентября 2008 г. о принятии мер по устранению обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, следует, что предпринимателем Жариковой Т.Д. произведена установка торговой палатки возле дома 1, 3, 5 по ул. Спортивной (т. 1 л.д. 116).
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что предприниматель Жарикова Т.Д. осуществляла торговлю с помощью нестационарного лотка, что не было учтено при вынесении оспариваемого решения. Обоснование отказа Министерства - установление предпринимателем Жариковой Т.Д. временного торгового киоска на испрашиваемом земельном участке - не подтверждается материалами дела.
Глава 24 АПК РФ устанавливает общий принцип, которым руководствуется арбитражный суд при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц - защита нарушенных законных прав заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данным в пункте 6 Постановления от 01 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного правового акта государственного органа, органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в рассматриваемом случае имеются нарушения как закона, так и экономических интересов заявителя, вследствие чего судом правомерно принято решение об удовлетворении заявленных требований предпринимателя Жариковой Т.Д.
Арбитражный апелляционный суд считает несостоятельными доводы, изложенные в апелляционной жалобе администрации городского округа Самара по следующим основаниям.
В апелляционной жалобе администрация в подтверждение правомерности оспариваемого отказа Министерства ссылается на ответ администрации от 22 июля 2008 г. N 02/02-512т.
Из указанного письма следует невозможность организации работы по утверждению схемы расположения земельного участка на основании того, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории земельного участка, отведенного постановлением главы городского округа Самара от 21 сентября 2007 г. N 766 под строительство метрополитена.
Однако заключение от 22 июля 2008 г. N 02/02-512т, данное администрацией городского округа Самара в ответ на обращение Министерства от 04 июня 2008 г. N 12-4/0380/08 (т. 1 л.д. 24), не было положено в основу оспариваемого письма Министерства от 28 июля 2008 г. N 12-4/0256/08, вынесенного с учетом письма администрации от 16 мая 2008 г. N 02/02-166Т (т. 1 л.д. 9-10, 30).
Кроме того, заключение от 22 июля 2008 г. N 02/02-512т не было предметом исследования в рамках настоящего дела.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателями жалоб в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2008 г. по делу N А55-12007/2008 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12007/2008
Истец: Индивидуальный предприниматель Жарикова Т.Д,
Ответчик: Министерство имущественных отношений Самарской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Самарской области, Администрация городского округа Самара