г. Самара |
|
10 марта 2009 г. |
Дело N А65-18358/2008 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ЗАО "НИМБ" - представитель Валиев М.Ф., доверенность от 02 марта 2009 года,
от Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2009 года апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2008 года по делу N А65-18358/2008, судья Шайдуллин Ф.С., принятое по заявлению ЗАО "НИМБ", г.Казань, к Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан, г.Казань,
о признании незаконным отказа в установлении лимитов, изложенного в письме от 19 августа 2008 года N 15529/16,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "НИМБ" (далее - ЗАО "НИМБ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным отказа Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан (далее - Управление Ростехнадзора, административный орган) в установлении лимитов, изложенного в письме от 19 августа 2008 года N 15529/16.
Решением суда от 28 ноября 2008 года заявление ЗАО "НИМБ" удовлетворено, отказ Управления Ростехнадзора в установлении лимитов на размещение отходов по причине отсутствия лицензии, изложенный в письме от 19 августа 2008 года N 15529/16, признан незаконным на том основании, что ЗАО "НИМБ" не осуществляет деятельность по размещению (хранению) опасных отходов, у Общества образованы лишь места для временного хранения (накопления) отходов в соответствии с установленными лимитами размещения отходов и в целях последующего вывоза на основании договора иными лицами, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов. В процессе деятельности, осуществляемой ЗАО"НИМБ", имеет место образование отходов, однако такая деятельность лицензированию не подлежит. Оспариваемый отказ является незаконным и нарушает права Общества, поскольку налагает на Общество дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
В апелляционной жалобе ЗАО "НИМБ" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований ЗАО "НИМБ" - отказать, ссылаясь на то, что ЗАО "НИМБ" заявило готовность осуществления лицензионных требований по размещению (хранению) опасных отходов. Для хранения отходов на промплощадках Общества организованы 22 места хранения отходов. Заявление на получение лицензии от ЗАО "НИМБ" не поступало, в связи с чем было принято решение об отказе в установлении лимитов.
Отзыв на апелляционную жалобу Общество не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя Управления Ростехнадзора, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ЗАО "НИМБ" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя ЗАО "НИМБ", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 23 августа 2006 года ЗАО "НИМБ" были установлены лимиты на размещение отходов сроком до 23 августа 2007 года при условии получения лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов в установленном законом порядке после утверждения федерального документа, регламентирующего вопросы лицензирования данного вида деятельности; ежегодного подтверждения неизменности производственного процесса и используемого сырья в виде технического отчета по обращению с отходами.
В 2008 году ЗАО "НИМБ" обратилось в Управление Ростехнадзора с заявлением об утверждении лимитов на размещение отходов предприятия.
Письмом от 19 августа 2008 года за N 15529/16 административный орган сообщил Обществу, что в соответствии с п.7 Административного регламента Ростехнадзора по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов принято решение об отказе в установлении лимитов на размещение отходов по причине несоответствия представленных нормативов образования отходов требованиям, установленным в п. 4 Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных приказом Ростехнадзора от 19 октября 2007 года N 703.
Согласно ст.11 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
В силу п.п.2, 3 ст.18 Федерального закона N 89-ФЗ лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
В соответствии с п.11 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 "О Правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение" лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
Согласно п.7 этого же постановления для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа, среди прочих документов, копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов. При этом данный пункт предусматривает, что копия соответствующей лицензии представляется лишь индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
В связи с тем, что Федеральным законом от 02 июля 2005 года N 80-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст.17 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" была представлена в новой редакции, в соответствии с которой был изменен перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии. До внесения в закон указанных изменений, лицензированию подлежала деятельность по обращению с опасными отходами, на сегодняшний день лицензированию подлежит деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Судом установлено, что деятельность ЗАО "НИМБ" не связана ни с одним из видов деятельности по обращению с отходами, подлежащих лицензированию в соответствии с п.74 ст. 17 Федерального закона о лицензировании, поскольку Общество не осуществляет ни сбор отходов, ни их использование, транспортировку и обезвреживание. Основным видом деятельности ЗАО "НИМБ" является хранение и реализация нефтепродуктов, мойка легковых автомашин.
В соответствии со ст.1 Федерального закона N 89-ФЗ под размещением отходов понимается их хранение и захоронение. При этом понятие хранения отходов законодатель определяет как их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения обезвреживания или использования. В свою очередь, захоронением является их изоляция в специальных хранилищах.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ЗАО "НИМБ" не осуществляет деятельность по размещению (хранению) опасных отходов, у Общества образованы лишь места для временного хранения (накопления) отходов в соответствии с установленными лимитами размещения отходов и в целях последующего вывоза на основании договора иными лицами, имеющими лицензию на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению опасных отходов.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в процессе деятельности, осуществляемой ЗАО "НИМБ", имеет место образование отходов, однако такая деятельность лицензированию не подлежит.
С учетом изложенного отказ Управления Ростехнадзора в установлении лимитов на размещение отходов по причине отсутствия лицензии, выраженный в письме от 19 августа 2008 года, является незаконным, нарушает права Общества, поскольку возлагают на ЗАО "НИМБ" дополнительные обязанности, не предусмотренные законодательством.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 28 ноября 2008 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Ростехнадзора - без удовлетворения.
Судебные расходы по данному делу взысканию не подлежат, поскольку исходя из положений п.1.1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков. В этой связи следует возвратить из федерального бюджета Управлению Ростехнадзора ошибочно уплаченную по платежному поручению от 29 января 2009 года N 5109 госпошлину в размере 1 000 руб.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28 ноября 2008 года по делу N А65-18358/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета Управлению по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Республике Татарстан ошибочно уплаченную по платежному поручению от 29 января 2009 года N 5109 госпошлину в размере 1 000 (Одна тысяча) рублей
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18358/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "НИМБ", г.Казань
Ответчик: Управление по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по РТ, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-336/2009