16 марта 2009 г. |
Дело N А55-14499/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Каплина С.Ю., Лукьяновой Т.А.,
при ведении протокола судебного заседания Аникиной Е.Н.,
с участием:
от истца - Есина Т.Ю., доверенность N НЮ-46/556 от 12.12.2006 г.,
от ответчика - Хрулева Ю.В., доверенность N 00010/448-д от 25.10.2007 г.,
от третьего лица - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "АвтоВАЗ", г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2008 года по делу
N А55-14499/2008 (судья Бибикова Н.Д.)
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", г. Самара,
к открытому акционерному обществу "АвтоВАЗ", г. Тольятти,
с участием третьего лица - открытого акционерного общества "РитейлТрансАвто", г. Москва,
о взыскании 369 752 руб. 71 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги", г. Москва в лице филиала "РЖД" "Куйбышевская железная дорога, г. Самара, обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу (ОАО) "АвтоВАЗ", г. Тольятти, о взыскании 369 752 руб.71 коп., составляющих плату за пользование вагонами.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2008 года исковые требования удовлетворены в заявленном объеме.
ОАО "АвтоВАЗ", г. Тольятти, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 29 декабря 2008 года.
Представитель ОАО "АвтоВАЗ" (заявитель апелляционной жалобы) в судебном заседании апелляционную жалобу поддержал, полагает решение суда первой инстанции не обоснованным, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель ОАО "РЖД" в лице филиала "РЖД" "Куйбышевская железная дорога, г. Самара, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, полагает, что оснований для его отмены не имеется. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
ОАО "РитейлТрансАвто", г. Москва, извещенное надлежащим образом, явку представителя в судебное заседание не обеспечило, отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле документам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2008 года по делу
N А55-14499/2008 по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что между ОАО "РЖД", ОАО "АВТОВАЗТРАНС" и ОАО "АвтоВаз" заключен договор N3/369 от 30.06.2006 года на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ОАО "АВТОВАЗТРАНС" при станции Тольятти "Куйбышевской железной дороги" -- филиала ОАО "РЖД" .
12 февраля 2008 года в адрес ОАО "АвтоВАЗ" на основании дорожных ведомостей N N ЭЛ790352, ЭЛ837614, ЭЛ837676, ЭЛ705556,ЭЛ803276, ЭЛ821539, ЭЛ792138 прибыло 14 порожних вагонов. Груз выдан грузополучателю, о чем в указанных документах имеется отметка о получении груза клиентом.
Ввиду не принятия вагонов на путь необщего пользования, прибывшие в адрес ответчика вагоны, простаивали на путях станции Тольятти с 12.02.08г. с 7 час.00 мин до 01.03.08г. до 06 час.00 мин. (акт общей формы N 2/41) и с 12.02.08г. с 16 час.00 мин. до 01.03.2008г. до 06 час. 00 мин (акт общей формы N 1/41).
Истцом на основании актов общей формы рассчитана плата за пользование вагонами на основании ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, с учетом требований предусмотренных пунктам 11 и 12 Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 "Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)" в размере 369 752 руб. 71 коп.
Из условий договора ОАО "АвтоВАЗ" обязан оплачивать дороге все причитающиеся платежи и сборы, предусмотренные Уставом железнодорожного транспорта и Тарифными руководствами (п.16 договора).
Таким образом, стороны согласовали, что плата за пользование вагонами не принадлежащие истцу на праве собственности, установлена сторонами в договоре.
В соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что акты общей формы от 12.02.2008 г. N 1/41, N 2/41 со стороны ответчика не подписаны, и не могут служить основанием для начисления платы за пользование вагонами, отклоняется судебной коллегией как несостоятельный.
В соответствии со статьями 3 и 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации и Правилами составления актов при перевозках грузов, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.03 N 45, обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузополучателя при задержке вагонов на станции назначения в ожидании подачи их под выгрузку по причинам, зависящим от грузополучателя, владельца железнодорожного пути необщего пользования удостоверяются актами общей формы, предусмотренными в настоящих Правилах.
Из материалов дела следует, что акты общей формы от 13.02.08 N 2/137 и от 13.02.08 N 2/139, а также на оборотной стороне вышеуказанных актов общей формы от 12.02.2008г.N1/41, N2/41 составлены акты о том, что представитель ОАО "АвтоВАЗ" отказался от подписи в Актах общей формы от 12.02.2008г.N1/41, N2/41. (л.д. 10-13), данные с отметкой "с возражениями".
В нарушение требований пункта 3.2.4. Правил составления актов ответчиком не были предоставлены в течение следующих суток со дня его составлениями возражения по вышеуказанным актам.
Согласно п.4.7. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденными приказом МПС РФ от 18.06.03 N 26, основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов. Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки. Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения. Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
На станции назначения данный акт общей формы передается вместе с железнодорожной транспортной накладной грузополучателю, владельцу или пользователю железнодорожного пути необщего пользования. На основании этого акта перевозчик на станции назначения при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов, определяет время задержки для начисления и взыскания в установленном порядке платы за пользование вагонами, контейнерами, причитающейся с грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования.
Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Инструкцией о порядке обслуживания и организации движения на подъездном пути ОАО "АвтоВАЗа", примыкающего к станции Тольятти Куйбышевской железной дороги. В соответствии с п.4.5. Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования", утвержденных приказом МПС от 18.06.03 N 26, учет времени нахождения вагонов на железнодорожном пути необщего пользования осуществляется на основании памяток приемосдатчика.
Суд первой инстанции, правомерно сославшись на положения пунктов 11, 12 Постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12 "Об утверждении правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2)", признал, что плата за пользование вагонами при простое их на путях станции может взиматься с грузополучателя как за вагоны, принадлежащие Перевозчику, так и вагоны, находящиеся в его пользовании на законных основаниях.
В данном случае ОАО "АвтоВАЗ" на основании договоров N 46-ДП и N 47 ДП от 02.05.2007 года, заключенного с ОАО "РейлТрансАвто" является владельцем вагонов, которые после выгрузки автомобилей прибыли в его адрес для дальнейшей загрузки грузом.
В порядке досудебного урегулирования спора истец направил ответчику претензию от 24.07.08 N 1348пр/НОДЮ-3. (л.д.26).
Суд апелляционной инстанции, на основании ст.307, 309, 406, 797 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, считает, что требование истца о взыскании с ответчика платы за пользование вагонами в сумме 369 752 руб. 71 коп. правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании изложенного, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что суд первой инстанции, всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением требований материального и процессуального права, оснований для его отмены не имеется.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 1000 руб. относятся на заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 29 декабря 2008 года по делу
N А55-14499/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14499/2008
Истец: Открытое акционерное общество "РЖД" в лице филиала "Куйбышевская железная дорога", ОАО "Российские железные дороги" в лице "Куйбышевская железная дорога"
Ответчик: Открытое акционерное общество "АвтоВАЗ"
Третье лицо: ОАО "РТА", ОАО "РейлТрансАвто"
Хронология рассмотрения дела:
30.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-14499/2008
25.08.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10241/2009
29.07.2009 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10241/2009
02.06.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-14499/2008
16.03.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1079/2009