16 марта 2009 г. |
Дело N А55-17519/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "Евро-дизайн" - представитель Ермолаева О.А., доверенность от 11 января 2009 года,
от министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области - представитель Романова Н.В., доверенность от 2 февраля 2009 года N 4,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2009 года апелляционную жалобу ООО "Евро-дизайн"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2009 года по делу N А55-17519/2008, судья Медведев А.А., принятое по заявлению ООО "Евро-дизайн", г.Самара, к министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 11 ноября 2008 года N 471 по делу об административном правонарушении по ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Евро-дизайн" (далее - ООО "Евро-дизайн", Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области (далее - министерство, административный орган) от 11 ноября 2008 года N 471 о назначении административного наказания по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Решением суда от 19 января 2008 года в удовлетворении заявления ООО "Евро-дизайн" отказано на том основании, что факт совершения административного правонарушения материалами дела доказан, в действиях Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ; в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушены процессуальные права Общества.
В апелляционной жалобе ООО "Евро-дизайн" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на отсутствие в действиях Общества состава вменяемого правонарушения, поскольку Обществом были выполнены требования по обеспечению санитарного состояния территории, Общество не осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами. Кроме того, размер наложенного штрафа не соразмерен тяжести вменяемого правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу административный орган просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО Евро-дизайн" - без удовлетворения, ссылаясь на то, что Общество осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами, а именно: деятельность по образованию, сбору, временному хранению отходов, и при этом не выполняет требования природоохранного законодательства. Обществом не соблюдаются экологические требования при обращении с отходами производства и потребления. Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2 КоАП РФ. При назначении административного штрафа были учтены характер совершенного правонарушения, непринятие мер по устранению правонарушения. При этом тяжелое финансовое положение Общества не было установлено.
В судебном заседании представитель ООО Евро-дизайн" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление Общества удовлетворить.
Представитель министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 29 октября 2008 года N 285р-ГЭК государственным инспектором Самарской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов Шиловым Д.Ю. проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Евро-дизайн" на предмет выполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования, результаты которой оформлены актом проверки соблюдения законодательства РФ в сфере охраны окружающей среды и природопользования от 07 ноября 2008 года (л.д.62-65).
По результатам проверки вышеуказанным должностным лицом в отношении ООО "Евро-дизайн" 07 ноября 2008 года был составлен протокол N Пр 354-ГЭК об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.60).
В протоколе указано, что ООО "Евро-дизайн" совершило нарушение требований ст.18, ч.1 ст.19 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ), выявленное при проведении 07 ноября 2008 года внеплановой проверки деятельности по подготовке и проведению ООО "Евро-дизайн" сельскохозяйственной ярмарки на площади им. В.В. Куйбышева, в результате деятельности которой образуются отходы производства и потребления (отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными товарами и т.д.). Правонарушение выразилось в том, что по вине ООО "Евро-дизайн" при проведении указанной ярмарки не соблюдены экологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно: не разработан и не утвержден в установленном порядке проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; отсутствуют лимиты на размещение отходов; не ведется в установленном порядке учет образовавшихся, размещенных, используемых, обезвреженных, переданных другим лицам отходов.
Должностным лицом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области - заместителем главного государственного инспектора Самарской области по охране природы, по геологическому контролю, по контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов 11 ноября 2008 года вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 471 о привлечении ООО "Евро-дизайн" к административной ответственности, предусмотренной ст.8.2 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в размере 55 000 руб. (л.д.59).
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Федеральный закон N 89-ФЗ в статье 1 обращение с отходами определяет как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, опасные отходы - как отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
Пунктом 4 ст.4 Федерального закона N 89-ФЗ предусмотрено, что в случае, если отходы брошены собственником или иным образом оставлены им с целью отказаться от права собственности на них, лицо, в собственности, во владении либо в пользовании которого находится земельный участок, водоем или иной объект, где находятся брошенные отходы, может обратить их в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении их в собственность в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов для индивидуальных предпринимателям и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июня 2000 года N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение".
Статьей 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 года N 461 "О правилах разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещения" установлены нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Из указанных правовых норм следует, что предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
В соответствии со ст.6 Закона Самарской области от 31 мая 2007 года N 41-ГД "Об организации розничных рынков на территории Самарской области" порядок организации деятельности ярмарок на территории Самарской области устанавливается нормативным правовым актом органа исполнительной власти Самарской области, осуществляющего управление в сфере экономического развития и торговли на территории области.
Согласно пунктам 1.3 и 2.4 Положения о порядке организации деятельности ярмарок на территории Самарской области, утвержденного приказом министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области от 01 июня 2007 года N 27 администратор ярмарки в соответствии с утвержденными организатором ярмарки условиями проведения ярмарки обеспечивает подготовку и проведение ярмарки, в том числе выполнение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей, законодательства Российской Федерации о пожарной безопасности и иного законодательства, а также организацию охраны общественного порядка в местах проведения ярмарок и стоянок для автомобильных средств.
При этом администратором ярмарки является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, уполномоченный организатором на осуществление функций по подготовке и проведению ярмарки, а организатором ярмарки - орган исполнительной власти Самарской области или органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Самарской области (л.д.84-85).
В соответствии с п.4 распоряжения департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара от 23 июня 2008 года N 85-р "Об организации сельскохозяйственной ярмарки в 2008 году на площади им. В.В. Куйбышева г.о. Самара" ООО "Евро-Дизайн" в лице исполнительного директора Котелева И.В. является администратором сельскохозяйственной ярмарки на площади им. В.В. Куйбышева.
Согласно п.5 распоряжения от 23 июня 2008 года N 85-р на администратора возложена обязанность санитарного содержания сельскохозяйственной ярмарки и прилегающих к ней территорий, а также выполнения требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в сфере защиты прав потребителей, законодательства о пожарной безопасности и иного законодательства при подготовке и проведении ярмарки (л.д.76-79).
В силу п.7 Условий проведения ярмарок на территории городского округа Самара и участия в них, утверждённых распоряжением департамента потребительского рынка и услуг администрации городского округа Самара N 22-р от 04 марта 2008 года, на ярмарках взимается плата за санитарное содержание и уборку территории согласно прейскуранту, разработанному администратором ярмарки и утвержденному департаментом потребительского рынка и услуг. Плата за участие и за предоставление места для торговли не взимается.
Согласно п.5 распоряжения от 04 марта 2008 года N 22-р на территории ярмарки в обязательном порядке должна быть оборудована площадка для сбора мусора (л.д.72-73).
Для выполнения функций администратором ярмарки ООО "Евро-дизайн" заключило договор N 78/08-с от 02 июля 2008 года с муниципальным предприятием "Благоустройство". Предметом договора является оказание услуг по уборке территории площади им. Куйбышева после проведения сельскохозяйственной ярмарки путем выделения техники. Использование техники по назначению и ответственность за санитарное состояние пл. им.Куйбышева в дни проведения ярмарки, согласно указанному договору является обязанностью заказчика - ООО "Евро-дизайн" (л.д.82-83).
Кроме того, ООО "Евро-дизайн" с ОАО "СпецАвтоТранс" заключён договор от 01 августа 2008 года N 22175 по вывозу отходов из контейнеров, в соответствии с которым заявитель передает специализированной организации обязательства по вывозу отходов из контейнеров заявителя, однако сбор отходов в контейнеры в соответствии с п.2.1.4 указанного договора осуществляется силами ООО "Евро-дизайн" (л.д.80-81).
Проверкой установлено, что сбор и временное хранение отходов осуществлялось в 7 контейнерах для мусора (V = 0,75 м ), которые установлены на территории пл. им. В.В. Куйбышева.
Факты образования отходов, а также осуществления деятельности Обществом по обращению с отходами зафиксирован в протоколе с указанием наименований отходов (л.д.60).
Федеральным классификатором отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02 декабря 2002 года N 786, отходы бумаги, отходы картона, смет с территории образованные от уборки территории и помещений оптово-розничной торговли продовольственными товарами имеют код 9120110001005 и отнесены к V классу опасности.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что ООО "Евро-дизайн", наделенный статусом специализированной организации - администратора ярмарки, является в конечном итоге собственником отходов, собираемых и вывозимых на свалку.
Обеспечение подготовки и проведения ярмарки, выполнение всех функций администратора ярмарки связано с использованием ООО "Евро-дизайн" территории площади им.Куйбышева в дни проведения ярмарки.
В данном случае имеет место передача отходов участниками ярмарки, покупателями, прохожими гражданами с переходом права собственности. При этом участники ярмарки оплачивают услуги ООО "Евро-дизайн" по уборке отходов. В связи с переходом права собственности все последующие обязательства по размещению отходов и разработке разрешительной документации возникают у нового собственника, то есть у ООО "Евро-дизайн".
Данных о том, что собственником отходов, вывозимых с территории ярмарки, является не ООО "Евро-дизайн" как эксплуатирующая организация, а иные лица, не представлено. Следовательно, именно ООО "Евро-дизайн", а не лица, торгующие на рынке, является лицом, размещающим твердые бытовые отходы.
Заключение ООО "Евро-дизайн" договоров на оказание услуг по уборке территории и вывозу ТБО не снимает с него обязанности по выполнению экологических и санитарно-эпидемиологических требований по организации и учету в установленном порядке размещенных, переданных другим лицам отходов; разработке проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; утверждению лимитов на размещение отходов.
Неисполнение требований Федерального закона N 89-ФЗ о разработке проектов нормативов образования отходов лимитов на их размещение при осуществлении деятельности, связанной с обращением отходов, является основанием для привлечения к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества заключается в том, что им не было принято всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению установленных экологических правил.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерном привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 55 000 руб.
Размер административного штрафа определен правильно, с учётом обстоятельств дела, характера совершенного Обществом деяния, неустранения последствий нарушения. Кроме того, доказательств тяжёлого финансового состояния Обществом не было представлено.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, установленного КоАП РФ, которые могли бы повлечь признание постановления о назначении административного наказания незаконным, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 19 января 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 января 2009 года по делу N А55-17519/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Евро-дизайн" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-17519/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Евро-дизайн"
Ответчик: Министертсво природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области