17 марта 2009 г. |
Дело N А55-15360/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Исхаковой Э.Г.,
с участием:
от заявителя - Овсепян Г.В., доверенность от 11 ноября 2008 г. N 653;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Ловыгина Е.В., доверенность от 11 января 2009 г. N 12-05;
от третьего лица - Быков В.С., доверенность от 14 августа 2008 г. N 12-16/173,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13 января 2009 г.
по делу N А55-15360/2008 (судья Бойко С.А.),
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель, Территориальное управление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным отказа Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - УФРС по Самарской области, регистрирующий орган) от 22 июля 2008 г. N 01/053/2008-766 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - земельный участок площадью 1 238, 9 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Циолковского, д. 9, с кадастровым номером 63:01:00 00 000:0797, и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13 января 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что согласно п. 1 ст. 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации; обжалуемый отказ УФРС по Самарской области противоречит требованиям ст.ст. 18, 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации), нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом; доказательств того, что спорный земельный участок закреплен за какой-либо организацией на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, УФРС по Самарской области не представило.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что на основании постановления главы города Самары от 18 мая 2005 г. N 1297 "Об утверждении проекта границ земельных участков и предоставлении Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области в постоянное пользование земельных участков, занимаемых административным зданием и трансформаторной подстанцией, расположенных по адресу: ул. Циолковского, 9, в Октябрьском районе" земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования Министерству Российской Федерации по налогам и сборам по Самарской области; спорный земельный участок является закрепленным на праве постоянного (бессрочного) пользования за государственным учреждением, следовательно, не составляет государственную казну.
Отсутствие уточнения разновидности правомочия дает основание считать, что к таким правомочиям относятся не только правомочия хозяйственного ведения и оперативного управления, но и владение и пользование землей, в частности, на праве постоянного бессрочного пользования в соответствии со ст. 269 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Государственную казну составляет только то имущество, которое находится исключительно в государственной собственности, и такое имущество больше никем не используется.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители заявителя и Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзывах.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области 04 марта 2008 г. обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, площадью 1 238, 9 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, Циолковского, д. 9, с кадастровым номером 63:01:00 00 000:0797.
Сообщением от 22 июля 2008 г. N 01/053/2008-766 регистрирующий орган отказал заявителю в совершении вышеназванного регистрационного действия. Отказ мотивирован тем, что согласно п. 20 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) за регистрацию прав на недвижимое имущество федеральными органами государственной власти уплачивается государственная пошлина в размере 100 руб. Между тем данная пошлина заявителем не была уплачена (л.д. 10-11).
При принятии решения об удовлетворении заявленных требований о признании указанного отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Пунктом 4 ст. 16 Закона о регистрации установлено, что вместе с заявлением о государственной регистрации прав и другими представленными для государственной регистрации прав документами предъявляется, если иное не установлено федеральным законом, документ об уплате государственной пошлины.
Согласно подпункту 20 п. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, договоров об отчуждении недвижимого имущества, за исключением юридически значимых действий, предусмотренных подпунктами 19, 20.1-20.4, 22-24 и 52 настоящего пункта уплачивается федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в размере 100 руб.
Суд первой инстанции правильно отметил, что подпунктом 4 п. 3 ст. 333.35 НК РФ предусмотрено, что государственная пошлина не уплачивается за государственную регистрацию прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну.
Аналогичная норма содержится в п. 3 ст. 16 Закона о регистрации.
Ссылка регистрирующего органа в апелляционной жалобе на то, что земельные участки в принципе не могут находиться на таких видах вещных прав, как хозяйственное ведение или оперативное управление, тем самым не могут составлять государственную казну, является несостоятельной в связи со следующим.
Понятие государственной казны Российской Федерации содержится в п. 4 ст. 214 ГК РФ, согласно которой имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (ст.ст. 294, 296). Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.
Статьями 294 и 296 ГК РФ предусмотрена возможность закрепления государственного имущества за государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения, а за казенными предприятиями и учреждениями - на праве оперативного управления.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что государственную казну Российской Федерации составляет государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением администрации города Самары от 13 октября 1993 г. N 1535 Государственной налоговой инспекции по Самарской области был предоставлен в постоянное пользование земельный участок площадью 1 056 кв.м. по ул. Циолковского в Октябрьском районе для целей строительства административного 6-ти этажного здания инспекции, а также трансформаторной подстанции (л.д. 73-74). На указанном земельном участке было возведено шестиэтажное административное здание по ул. Циолковского, 9, которое было принято в эксплуатацию актом государственной приемочной комиссии от 29 марта 1996 г., утвержденным постановлением главы города Самары от 16 июля 1996 г. N 951 (л.д. 75-79).
На основании акта государственной приемочной комиссии от 29 марта 1996 г. указанное административное здание было внесено в реестр федерального имущества, что подтверждается выпиской от 11 декабря 2008 г. N 7859 (л.д. 82).
18 мая 2005 г. постановлением главы города Самары N 1297 УМНС РФ по Самарской области в постоянное пользование был предоставлен земельный участок площадью 1 238, 9 кв.м. по адресу: г. Самара, ул. Циолковского, 9, занимаемый административным зданием и трансформаторной подстанцией (л.д. 48).
Регистрирующим органом было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области на вышеназванный земельный участок, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05 сентября 2008 г. 63-АГ 150720 (л.д. 14).
Таким образом, из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок занят зданием Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области, находящимся в собственности Российской Федерации. Кроме того, спорный земельный участок предоставлен Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, являющимся территориальным органом государственной власти Российской Федерации, на праве постоянного бессрочного пользования.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что в соответствии с п. 1 ст. 3.1. Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемый отказ Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области противоречит требованиям ст.ст. 18, 20 Закона о регистрации, нарушает права и законные интересы заявителя, который в силу Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05 июня 2008 г. N 432, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в связи с чем суд первой инстанции правомерно, в соответствии с требованиями ст. 201 АПК РФ, удовлетворил заявленные требования, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные регистрирующим органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13 января 2009 г. по делу N А55-15360/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15360/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Управление ФНС России по Самарской области