18 марта 2009 г. |
Дело N А72-6442/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 13 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещён,
от государственной жилищной инспекции Ульяновской области - представитель не явился, извещена,
от третьих лиц: индивидуальный предприниматель Злобина О.И. - не явилась, извещена,
от ООО "РСФ "Эгер" - представитель не явился, извещено,
от ООО "Дом-Строй-Сервис" - представитель не явился, извещено,
от ОАО "Комета" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 13 марта 2009 года апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 декабря 2008 года по делу N А72-6442/2008 (в части возложения судебных расходов), судья Семенова М.А., принятое по заявлению комитета по управлению городским имуществом мэрии г. Ульяновска, г.Ульяновск, к государственной жилищной инспекции Ульяновской области, г. Ульяновск, третьи лица: индивидуальный предприниматель Злобина Ольга Ивановна, г. Ульяновск, ООО "РСФ "Эгер", г.Ульяновск, ООО "Дом-Строй-Сервис", г.Ульяновск, ОАО "Комета", г.Ульяновск,
о признании незаконным предписания от 11 августа 2008 года N Л-238,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению городским имуществом мэрии г.Ульяновска (далее - КУГИ мэрии г.Ульяновска) обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене предписания государственной жилищной инспекции Ульяновской области (далее - госжилинспекция) от 11 августа 2008 года N Л-238.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, были привлечены индивидуальный предприниматель Злобина Ольга Ивановна, ООО "РСФ "Эгер", ООО "Дом-Строй-Сервис", ОАО "Комета",
Решением суда от 19 декабря 2008 года заявление КУГИ мэрии г.Ульяновска удовлетворено, оспариваемое предписание госжилинспекции от 11 августа 2008 года N Л-238, вынесенное в отношении КУГИ мэрии г.Ульяновска, признано незаконным и отменено, с госжилинспекции в пользу КУГИ мэрии г.Ульяновска взыскано 2 000 рублей.
В апелляционной жалобе госжилинспекция просит решение суда в части взыскания 2 000 рублей отменить, принять по делу новый судебный акт о возврате КУГИ мэрии г.Ульяновска в размере 2 000 рублей из федерального бюджета. При этом в тексте апелляционной жалобы госжилинспекция указывает на то, что она не согласна с решением суда в части наложения взыскания в пользу КУГИ мэрии г.Ульяновска, ссылаясь на то, что госжилинспекция является органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере соблюдения прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, использования и сохранности жилищного фонда независимо от его принадлежности, а также общего имущества собственников жилых помещений в многоквартирном доме. Финансирование деятельности госжилинспекции осуществляется за счёт средств областного бюджета и для целей уплаты государственной пошлины не производится. Внебюджетная деятельность госжилинспекцией не ведётся.
В отзыве на апелляционную жалобу КУГИ мэрии г.Ульяновска просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела в обжалуемой части, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, предписанием госжилинспекции от 11 августа 2008 года N Л-238 на КУГИ мэрии г.Ульяновска возложена обязанность в срок до 03 ноября 2008 года устранить выявленное госжилинспекцией нарушение, выразившееся в следующем: наружная ливневая канализация в доме N 4 по ул. Солнечная в г.Ульяновске переделана во внутреннюю (трубопровод ливневой канализации проходит через вентканал, соединен в подвале жилого дома с общей канализацией закусочной, вследствие чего происходят систематические засоры канализации).
Помещение по адресу: ул. Солнечная, 4, общей площадью 336,55 кв.м (317,15 кв.м - производство, 19,4 кв.м - закусочная) арендует индивидуальный предприниматель Злобина О.И. для использования под производство продуктов питания на основании распоряжения мэра города Ульяновск от 11 июня 2002 года N 714-р и договора от 20 июня 2002 года N 5469/3708.
Нежилое помещение, арендуемое индивидуальным предпринимателем Злобиной О.И., находится в муниципальной собственности. В п.2.2.4 договора аренды указано, что проведение перепланировок, переоборудования помещения производится исключительно по письменному разрешению арендодателя - КУГИ мэрии г.Ульяновска после представления последнему соответствующего проекта на выполнение работ, согласованного со всеми необходимыми лицами.
До 2002 года индивидуальный предприниматель Злобина О.И. арендовала помещение у ОАО "Комета", с 2002 года - у КУГИ мэрии г.Ульяновска, ливневая канализация была переделана, по ее мнению, ОАО "Комета" еще до аренды ею этого кафе.
ООО "РСФ "Эгер", ООО "Дом-Строй-Сервис", выполнявшие в течение срока аренды ИП Злобиной О.И. договорные ремонтные и строительные работы в спорном помещении, представили доказательства, что реконструкцию ливневой канализации они не выполняли.
В связи с тем, что установить лицо, которое произвело переоборудование, в ходе проверки установить не удалось, госжилинспекцией был сделан вывод о вине КУГИ мэрии г.Ульяновска, который обязан осуществлять надлежащий контроль за исполнением договора аренды и за сохранностью муниципального имущества.
В соответствии с п.п.2.4.10 п.2 Положения о государственной жилищной инспекции Ульяновской области, утвержденного 08 мая 2007 года постановлением N 11/161 правительства Ульяновской области, к полномочиям госжилинспекции относится право выдавать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений.
Госжилинспекцией сделан вывод об исполнителе предписания на том основании, что закусочная (пристрой к жилому дому) включена в реестр муниципальной собственности, при этом госжилинспекция указала в своем отзыве, что установить лицо, которое произвело переоборудование, в ходе проверки не удалось.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что госжилинспекцией не исследован вопрос наличия оснований для возложения обязанности устранить нарушения, касающиеся состояния ливневой канализации в доме N 4 по ул.Солнечная, на соответствующую организацию по обслуживанию жилищного фонда, которая должна осуществлять функции по эксплуатации, поддержанию жилищного фонда в надлежащем состоянии и его сохранности в соответствии с требованиями законодательства.
Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции сделал вывод о том, что госжилинспекцией не доказана законность и обоснованность принятого ею предписания, удовлетворил заявление КУГИ мэрии г.Ульяновска и признал незаконным оспариваемое предписание. В данной части решение суда не обжалуется.
В соответствии с ч.1 ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины обоснованно отнесены судом первой инстанции на госжилинспекцию, поскольку государственная пошлина в размере двух тысяч рублей 00 копеек была уплачена по платежному поручению от 03 сентября 2008 года N 1221 и обжалуемое решение суда вынесено до вступления в действие статьи 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая вступила в силу 30 января 2009 года (по истечении одного месяца со дня официального опубликования, закон был опубликован в "Российской газете" 30 декабря 2008 года).
Статьей 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, в соответствии с которыми от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.
Однако на момент обращения заявителя по делу в арбитражный суд первой инстанции действовала редакция пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которой от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются: 1) прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов; 2) истцы по искам, связанным с нарушением прав и законных интересов ребенка.
Учитывая, что госжилинспекция не являлась заявителем по данному арбитражному делу, выступавшим в защиту государственных и (или) общественных интересов, оснований для освобождения от несения судебных расходов у суда не имелось.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
С учётом изложенного решение суда от 19 декабря 2008 года в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу госжилинспекции - без удовлетворения.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 281-ФЗ) госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы с госжилинспекции взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 19 декабря 2008 года по делу N А72-6442/2008 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу государственной жилищной инспекции Ульяновской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6442/2008
Истец: Комитет по управлению городским имуществом мэрии г.Ульяновска
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Ульяновской области
Третье лицо: ООО "РСФ "Эгер", ООО "Дом-Строй-Сервис", ОАО "Камета", ИП Злобина О.И.
Хронология рассмотрения дела:
18.03.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-565/2009