23 марта 2009 г. |
Дело N А55-12813/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 марта 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Апаркина В.Н., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Явкина О.В. - директор, протокол N 8 общего собрания учредителей от 22 октября 2008 г. представитель Дмитриева Т.Н.,
от главы городского округа Самара - Монахова Е.В. доверенность от 19 декабря 2008 г. N 01/04-1248,
от Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара - Фильберт А. В. доверенность от 16 октября 2008 г. N Д 05-01/3084,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Спектр"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2009 г. по делу N А55-12813/2008 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Спектр", г. Самара,
к главе городского округа Самара, г. Самара,
третье лицо:
Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью строительная компания "Спектр" (далее - заявитель, ООО "СК "Спектр", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, с учетом заявления об уточнении требований в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа главы городского округа Самара в выдаче ООО "СК "Спектр" разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой и трансформаторной подстанцией по ул. Степана Разина/Ленинградской в г. Самаре, первой очереди - секции N 1 от 30 мая 2008 года N 01/15-591.
Определением суда от 29 октября 2008 г. (л.д. 33) с учетом уточнения заявителем требований и указания на то, что требования предъявлены к главе городского округа Самара, заинтересованное лицо заменено на надлежащее - главу городского округа Самара, Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара привлечен к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2009 г. в удовлетворении заявленных требований отказано.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что, поскольку заявителем при обращении к главе городского округа Самара не были представлены документы: сведения об инженерном оборудовании, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, отказ заинтересованного лица в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой и трансформаторной подстанцией по ул. Степана Разина/Ленинградской в г. Самаре, первой очереди - секции N 1 от 30 мая 2008 года N 01/15-591 не может быть признан судом незаконным.
Не согласившись с выводами суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что суд в решении не учел то обстоятельство, что ни в акте о выборе земельного участка, ни в архитектурно-планировочное задание (далее - АПЗ) нет ссылки на получение разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а в соответствии с действующим на 2002 год законодательством содержится указание градостроительного органа - определить этажность специальным согласованием с Департаментом культуры администрации; форма специального согласовании подразумевается путем согласования предварительного проекта и наличия печати и подписи департамента; в соответствии с требованиями п. 2.6. АПЗ, проект жилого дома был согласован с руководителем Департамента культуры в мае 2004 года. Также был согласован фасад жилого дома со стороны р. Волга с Департаментом культуры 26 мая 2004 г. и фасад по ул. Ст. Разина с Управлением главного архитектора от 25 июля 2006 г., что подтверждается согласованным проектом с печатями и подписями указанных организаций.
Строительство жилого дома производилось согласно утвержденному проекту на установленные АПЗ и согласованные с главным архитектором города параметрами строительства в 7-9 этажей, что подтверждается подписями и печатями соответствующих органов на фасадах и проекте.
Проект многоэтажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой и трансформаторной подстанцией по ул. Степана Разина/Ленинградской в г. Самаре прошел все необходимые согласования, имеет положительное заключение государственной вневедомственной экспертизы, то есть соответствует требованиям ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Выводы суда о том, что общество имеет законодательно установленную "обязанность" получить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства являются не обоснованными.
В судебном заседании представители заявителя доводы апелляционной жалобы поддержали.
Представители главы городского округа Самара, Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара считают решение суда законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Общество обратилось к главе городского округа Самара с заявлением об оформлении разрешения на строительство по объекту "Жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой и здания трансформаторной подстанции в Самарском районе г. Самара" по адресу: ул. Степана Разина/улица Ленинградская.
Руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара письмом от 18 января 2008 года N СС-1/2-0-1 уведомил общество о том, что заявление о выдаче на строительство снимается с рассмотрения со ссылкой на непредставление ряда документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса РФ (л.д. 122, т.1).
Общество 30 апреля 2008 года вновь обратилось к главе городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на строительство (л.д. 123, т.1).
30 мая 2008 года письмом N 01/15-591 главой городского округа Самара было отказано в выдаче разрешения в связи с непредставлением документов, предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса РФ: материалов, содержащихся в проектной документации: схем, отображающих архитектурные решения (фасады не согласованы главным архитектором); сведений об инженерном оборудовании, а также разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (л.д. 124, т.1).
Суд первой инстанции указал в решении, что заявителем при обращении к главе городского округа Самара были представлены фасады как со стороны р. Волга, так и по ул. Степана Разина, однако, не были представлены документы: сведения об инженерном оборудовании, разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренные статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем отказ заинтересованного лица в выдаче разрешения на строительство многоквартирного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой и трансформаторной подстанцией по ул. Степана Разина/Ленинградской в г. Самаре, первой очереди - секции N 1 от 30 мая 2008 года N 01/15-591 не может быть признан судом незаконным.
Однако судом не учтено следующее.
Постановлением главы г. Самары N 48 от 21 марта 2002 г. утвержден акт о выборе земельного участка для строительства жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой и трансформаторной подстанцией по ул. Степана Разина/Ленинградской в г. Самаре.
03 июня 2006 г. Департаментом строительства и архитектуры администрации г. Самары выдано архитектурно-планировочное задание N 2215 на разработку проекта жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной стоянкой и зданием трансформаторной подстанции по вышеназванному адресу.
Согласно п. 2.6. АПЗ этажность определялась проектом на основании согласований Департамента культуры администрации Самарской области и Управления главного архитектора Департамента строительства и архитектуры администрации города Самара.
В соответствии с требованиями АПЗ 22/5 от 03 июня 2002 г. в установленном законом порядке был разработан проект жилого дома и получены все требуемые технические условия.
В соответствии с требованиями п. 2.6. АПЗ 06 мая 2004 г. проект жилого дома с подземной стоянкой и трансформаторной подстанцией согласован с Департаментом культуры Самарской области.
26 мая 2005 г. санитарно-эпидемиологическим заключением N 63.01.05.456.Т.000305.05.05 установлено соответствие проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.
Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочий проект "жилой дом со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой и зданием трансформаторной подстанции в Самарском районе г. Самары рекомендован к реализации.
В соответствии со ст. 49 Градостроительного кодекса РФ центром государственной вневедомственной экспертизы выдано сводное экспертное заключение N 1036.03-06.1, согласно которому проект жилого семиэтажного дома рекомендован к утверждению. Строительство производится по очередям.
25 июля 2006 г. в управлении главного архитектора г. Самары документы согласованы по объекту фасада.
Постановлением главы г. Самары N 1289 от 16 мая 2005 г. "О внесении дополнений и изменений в постановление главы г. Самары от 21 марта 2002 г. N 48..." ООО "Спектр-Экс" разрешено проектирование сроком на пять лет.
25 октября 2005 г. наименование ООО "Спектр-Экс" изменилось на ООО "Строительная компания "Спектр", что подтверждается свидетельством о постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории РФ, серия 63 N 001659672, выданном ИФНС по Ленинскому району и выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц N 2354 от 17 июля 2006 г.
30 июня 2006 г. между ООО "СК "Спектр" и комитетом по управлению имуществом г. Самары, действующим на тот период времени на основании положения о Комитете по управлению имуществом г. Самары N 82, были заключены два договора аренды земельного участка N 027875(з) площадью 1583,60 кв.м. под строительство первой очереди и договор N 027867з на земельный участок площадью 695,50 кв.м. под организацию площадки под строительство (копия договора прилагается).
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации "О государственном земельном кадастре" вышеназванные земельные участки были поставлены на кадастровый учет.
Таким образом, разработанный ООО "СК "Спектр" проект семиэтажного жилого дома в установленном ст. 47-50 Градостроительного кодекса РФ порядке прошел все необходимые согласования и экспертизы.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
Согласно части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно- технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
Из материалов дела следует, что все требуемые ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы были приложены к заявлению.
Вывод суда первой инстанции о том, что к заявлению не были приложены предусмотренные подпунктом д) подпункта 3 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ сведения об инженерном оборудовании, не соответствует обстоятельствам дела, так как в приложенном к заявлению о выдаче разрешения на строительство сводном экспертном заключении N 1036.03-06.1 (л.д. 74-89, т.1). имеется раздел 7.5 Инженерное обеспечение, в котором соответствующие сведения содержатся. Кроме того, в документации генерального плана жилого дома, содержащей сводный план сетей инженерно-технического обеспечения, имеются отметки о согласовании со всеми необходимыми службами. Главой городского округа Самара и третьим лицом - Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара не представлено в суд доказательств, подтверждающих, что в указанных выше и других приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство документах отсутствуют какие-либо предусмотренные нормативными правовыми актами данные, относящиеся к понятию "сведения об инженерном оборудовании".
Суд также указал в решении, что заявителем при обращении к главе городского округа Самара не было представлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, предусмотренное п. 5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Однако, согласно указанной норме закона такое разрешение должно предоставляться в случае, если застройщику такое разрешение было предоставлено в соответствии со ст. 40 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ст. 40 Градостроительного кодекса РФ за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства обращаются правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки.
В данном случае доказательства предоставления заявителю такого разрешения в материалах дела отсутствуют, и, соответственно, обязанность его предоставления в соответствии с подпунктом 5 пункта 7 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ у него не возникла.
Доказательств, что размеры предоставляемого земельного участка меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков, предоставляемых для строительства, в материалы дела также представлено не было.
Ни в акте о выборе земельного участка, ни в АПЗ нет ссылки на необходимость получения разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а в соответствии с действующим на 2002 год законодательством содержится указание градостроительного органа - определить этажность специальным согласованием с Департаментом культуры администрации.
По АПЗ этажность определялась проектом на основании согласований Департамента культуры Администрации Самарской области и Управления главного архитектора Департамента строительства и архитектуры.
В соответствии с требованиями п. 2.6. АПЗ, проект жилого дома был согласован с руководителем Департамента культуры в мае 2004 года.
Также был согласован фасад жилого дома со стороны р. Волга с Департаментом культуры 26 мая 2004 г. и фасад по ул. Ст. Разина с Управлением главного архитектора от 25 июля 2006 г., что подтверждается согласованным проектом с печатями и подписями указанных организаций.
Таким образом, строительство жилого дома производилась согласно утвержденному проекту на установленные АПЗ и согласованные с главным архитектором города параметрами строительства в 7-9 этажей, что подтверждается подписями и печатями соответствующих органов на фасадах и проекте (л.д. 64, т.2).
Положительное заключение государственной экспертизы проектной документации было представлено обществом при обращении с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
Также было представлено сводное экспертное заключение от 13 июня 2006 г. на рабочий проект секции N 1, согласно которому проект жилого семиэтажного дома рекомендован к утверждению.
Заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы рабочий проект жилого дома рекомендован к реализации. Данное заключение подготовлено на основании пакета документов, куда входят все проекты, заключения и согласования, все технические условия и проекты, подготовленные на основании этих технических условий.
С учетом изложенного выводы суда первой инстанции о том, что отказ в выдаче разрешения на строительство не может быть признан незаконным, поскольку заявителем при обращении к главе городского округа Самара не были представлены предусмотренные ст. 51 Градостроительного кодекса РФ документы, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем согласно пп.3 ч.1 ст.270 АПК РФ решение суда следует отменить и заявленные обществом требования удовлетворить.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 12 января 2009 г. по делу N А55-12813/2008 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ главы городского округа Самара в выдаче ООО "Строительная компания "Спектр" разрешения на строительство первой очереди - секции N 1 по адресу: г. Самара, ул. Степана Разина/Ленинградская от 30 мая 2008 г. N 01/15-591.
Обязать главу городского округа Самара в десятидневный срок выдать ООО "Строительная компания "Спектр" разрешение на строительство первой очереди - секции N 1 по адресу: г. Самара, ул. Степана Разина/Ленинградская.
Возвратить ООО "Строительная компания "Спектр", г. Самара, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.
Справку на возврат госпошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
В.Н. Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12813/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью СК "Спектр"
Ответчик: Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара, Администрация городского округа Самары
Третье лицо: Глава городского округа Самара