24 марта 2009 г. |
Дело N А55-1243/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 23 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 марта 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от заявителя - представитель Пичкуров В.А., доверенность от 12 марта 2009 года N 4,
от административного органа - представитель Александров А.А., доверенность от 12 января 2009 года N 72-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 марта 2009 года апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2009 года по делу N А55-1243/2009, судья Стенина А.В., принятое по заявлению комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Самарская область, Кинель-Черкасский район, с.Кинель-Черкассы, к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара.
о признании незаконным и отмене постановления от 20 января 2009 года N 361 о назначении административного наказания по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области (далее - комитет по управлению имуществом) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Самарской области (далее - ГУ МЧС России по Самарской области, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления главного государственного инспектора городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский по пожарному надзору от 20 января 2009 года N 361 о назначении административного наказания по ч.1 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением суда от 10 февраля 2009 года в удовлетворении заявления комитета по управлению имуществом отказано на том основании, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина комитета по управлению имуществом в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
В апелляционной жалобе комитет по правлению имуществом просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на отсутствие вины в совершении вменяемого административного правонарушения в связи с тем, что нарушения могут быть устранены только в рамках программы "Обеспечение пожарной безопасности учреждений здравоохранения Кинель-Черкасского района" на 2009-20013 годы, утвержденной решением собрания представителей Кинель-Черкасского района от 25 ноября 2008 года N 33-11, поскольку устранение нарушений требует больших материальных затрат.
В отзыве на апелляционную жалобу ГУ МЧС России по Самарской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
В судебном заседании представитель комитета по управлению имуществом поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление комитета по управлению имуществом удовлетворить.
Представитель ГУ МЧС России по Самарской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский по пожарному надзору от 24 ноября 2008 года N 371 в период с 25 ноября по 24 декабря 2008 года проведена плановая проверка муниципального учреждения здравоохранения Кинель-Черкасской центральной районной больницы, расположенной по адресу: Самарская область, Кинель-Черкасский район, с.Кинель-Черкассы, ул. Алферова, 8, в целях осуществления надзора за соблюдением требований пожарной безопасности (л.д.44).
По результатам проверки 18 декабря 2008 года составлен акт N 371, согласно которому в ходе мероприятия по надзору выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: не смонтирована автоматическая пожарная сигнализация и система оповещения людей о пожаре (Основание ППБ 01-03 п.3: НПБ 110-03 табл.1 п. 9; НПБ 104-03 таблица N 2 п.7); деревянные конструкции чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом (Основание: ППБ 01-03 п. 36); отсутствует дверь в кладовой с пределом огнестойкости не менее 0,6 час; план эвакуации из здания выполнен размерами менее 600х400 мм и т.д. (л.д.46-55)
Административным органом 24 декабря 2008 года составлен протокол N 361 об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в присутствии законного представителя комитета по управлению имуществом, извещенного о времени и месте совершения данного процессуального действия (л.д.27-33). Постановлением главного государственного инспектора городского округа Отрадный и муниципального района Кинель-Черкасский по пожарному надзору от 20 января 2009 года N 361 комитет по управлению имуществом привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.34-36).
В соответствии с ч.1 ст.20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Материалами дела подтверждается, что согласно п. 1.2 Устава муниципального учреждения здравоохранения Кинель - Черкасской центральной районной больницы, учредителями больницы являются: муниципальное образование "Кинель-Черкасский район Самарской области". Полномочия учредителя муниципальный район Кинель-Черкасский Самарской области во взаимоотношениях с больницей осуществляет комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района.
Правилами пожарной безопасности, утвержденными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 313, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут собственники имущества и руководители органов местного самоуправления.
Согласно ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Доказательствами, представленными в материалы дела административного органа, в том числе актом проверки, протоколом об административном правонарушении, подтверждается факт административного правонарушения и вина комитета по управлению имуществом в его совершении.
Исходя из п.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Понятие вины юридического лица заключается в возможности соблюдения установленных норм и правил, а также в непринятии всех зависящих мер по их соблюдению.
В материалы дела не представлено достаточных доказательств принятия лицом, привлеченным к административной ответственности, всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм пожарной безопасности.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии вины комитета по управлению имуществом в совершении вменяемого ему административного правонарушения в связи с большими материальными затратами на устранение выявленных нарушений не могут быть приняты, поскольку в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие о принятии собственником проверенного муниципального учреждения здравоохранения необходимых мер по обеспечению финансирования противопожарных мероприятий в период, предшествовавший проверке, а также до принятия программы "Обеспечение пожарной безопасности учреждений здравоохранения Кинель-Черкасского района" на 2009-20013 годы.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях комитета по управлению имуществом состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
Административным органом при назначении административного наказания учтены характер совершенного правонарушения и иные обстоятельства дела. С учетом положений ст. 4.1 КоАП РФ комитету по управлению имуществом назначен минимальный размер штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
Оснований для признания административного правонарушения малозначительным в данном случае не усматривается, поскольку нарушения требований пожарной безопасности допущены в здании муниципального учреждения здравоохранения (Кинель-Черкасской центральной районной больницы,) то есть в месте массового скопления людей, что представляет собой существенную угрозу для жизни и здоровья населения.
Таким образом, доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 10 февраля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст. 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности и обжалование решений по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 10 февраля 2009 года по делу N А55-1243/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу комитета по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.И.Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-1243/2009
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации Кинель-Черкасского района
Ответчик: Главное управление МЧС России по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
24.03.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1352/2009