02 апреля 2009 г. |
Дело N А55-15417/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 марта 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 апреля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кузнецова В.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
от заявителя - Першуткин С.И., паспорт, Спирина А.В., доверенность от 20 марта 2009 года,
от ответчика - Марковских В.Г., удостоверение, Гончарова И.Ю., доверенность от 02 февраль 2009 года,
от третьих лиц:
Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - не явился, извещен,
Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области - Сиднин В.А., доверенность от 18 декабря 2008 года N 2320,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, дело по апелляционной жалобе Администрации сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский, Самарская область
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2009 г. по делу N А55-15417/2008 (судья Холодкова Ю.Е.),
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Жилье", Самарская область, с. Кинель-Черкассы,
к Администрации сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинель- Черкасский, Самарская область, с. Кинель-Черкассы,
с участием третьих лиц: Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, г. Самара
Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области, Самарская область, с. Кинель-Черкассы,
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Жилье" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинель- Черкасский, выразившегося в незаключении договора с заявителем о выплате субсидий на частичное возмещение недополученных доходов в сумме 947 368,42 руб., возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, от 01.07.2008 года и обязании администрации сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский устранить в полном объеме допущенное нарушение прав ООО "Жилье".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2009 г. по делу N А55-15417/2008 заявление удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие Администрации сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский, выраженное в незаключении договора с ООО "Жилье" о выплате субсидий на частичное возмещение недополученных доходов в сумме 947 368,42 руб., возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области, от 01.07.2008 года. В остальной части заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Администрация сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский, просит решение суда первой инстанции отменить в обжалуемой части, апелляционную жалобу - удовлетворить.
В отзыве на апелляционную жалобу заявитель, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В отзыве на апелляционную жалобу Администрация Кинель-Черкасского района Самарской области, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просил оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представители заявителя и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
Арбитражный апелляционный суд, руководствуясь п. 5 ст. 267 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части. Лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 23.07.2007 г. Администрацией Кинель-Черкасского района Самарской области проведен конкурс на поставку тепловой энергии для населения и учреждений социальной сферы Кинель-Черкасского района на территории сельского поселения Кинель-Черкассы.
В пункте 6.6. протокола заседания конкурсной комиссии (т.2. л.д.142-143) указано, что победителем конкурса является ООО "Жилье", т.е. организацией, поставляющей тепловую энергию населению сельского поселения Кинель-Черкассы.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 26.10.2007 N 45 с 01.01.2008 г. установлен тариф на тепловую энергию для потребителей ООО "Жилье" - 885 руб./Гкал. с учетом НДС 1044,30 руб./Гкал (том 1 л.д. - 99-101).
Постановлением Администрации Кинель-Черкасского района Самарской области c 01.01.2008 г. установлен и введен в действие тариф на тепловую энергию для населения 938,69 руб./Гкал.
Разница в цене на тепловую энергию между тарифом для заявителя и тарифом, утвержденным для оплаты населением, составила 106,61 руб./Гкал (1044,30 - 938,69).
Судом первой инстанции установлено, что согласно представленному расчету поставленной тепловой энергии, ООО "Жилье" для сельского поселения Кинель-Черкассы за период 01.01.2008 г. по 30.06.2008 г. поставило 9460,31 Гкал (том 1 л.д. - 131-132).
Удовлетворяя заявленные требования частично, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Пунктом 4 части 1 статьи 14 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N 131-ФЗ, с учетом норм Закона Самарской области N 106-ГД "О порядке решения вопросов местного значения поселений на территории Самарской области в 2008 года" установлено, что организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом отнесена к вопросам местного значения поселений.
В связи с выполнением полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств в соответствии с пунктом 1 статьи 139 Бюджетного Кодекса РФ могут быть предоставлены субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 статьи 139 БК РФ определено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В статье 78 БК РФ указано, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Во исполнение вышеуказанной нормы, Постановлением Правительства Самарской области N 72 от 27.03.2008 года в целях возмещения недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги утверждены Правила предоставления бюджетам городских округов и поселений и расходования субсидий из областного бюджета на частичное возмещение недополученных доходов управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов и организаций коммунального комплекса, возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области (далее по тексту- Правила), распределение субсидий на 2008 год.
Пунктом 2.3. Правил установлено, что финансовые органы городских округов и поселений осуществляют перечисление субсидий управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам и организациям коммунального комплекса на основании заключенных с ними договоров (пункт 2.3 Правил).
Данным же постановлением Правительства Самарской области был утвержден размер субсидий, подлежащих перечислению в местный бюджет сельского поселения Кинель-Черкассы - 900 тысяч рублей.
26.06.2008 года между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и администрацией сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский заключено соглашение N 325 о предоставлении субсидий из областного бюджета на частичное возмещение недополученных доходов организации коммунального комплекса, возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организации коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области (том 2 л.д. - 1-3).
В соответствии с пунктом 3.2.1 данного соглашения "Получатель" - Администрация сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области заключает договоры с управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами или иными специализированными потребительскими кооперативами и организациями коммунального комплекса, у которых образовались недополученные доходы в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области и осуществляет перечисление Субсидии с указанием конкретных направлений ее использования.
Судом первой инстанции на основании анализа представленных в материалы дела документов и норм действующего законодательства, сделан правильный вывод о том, что пункт 2.3 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Самарской области N 72 от 27.03.2008 года, возлагает на администрацию сельского поселения Кинель-Черкассы обязанность заключить договор с организацией коммунального комплекса, у которой образовались вышеуказанные недополученные доходы и осуществить перечисление субсидий этой организации.
22.07.2008 г. заявителем в адрес Главы администрации сельского поселения Кинель-Черкассы было направлено письмо с приложением проекта договора о выплате субсидий на частичное получение недополученных расходов (т.1. л.д.8-10).
29.09.2008 и 06.10. 2008 г. (т.1. л.д. 14; т.1. л.д.129) в адрес Главы администрации сельского поселения Кинель-Черкассы направлены аналогичные письма с приложением проекта соответствующего договора на выплату субсидий и отчетом о целевом использовании субсидий на частичное возмещение недополученных доходов организации коммунального комплекса, возникших в связи с применением предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса и предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги, утвержденных Правительством Самарской области.
На момент обращения заявителя в Арбитражный суд Самарской области Администрация сельского поселения Кинель-Черкассы ответа по существу заявителю не направляла.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии незаконного бездействия со стороны Администрация сельского поселения Кинель-Черкассы.
Судом первой инстанции правомерно не приняты доводы администрации сельского поселения о невозможности заключения соответствующего Договора, в силу "сомнений" у администрации в размере поставленной тепловой энергии и как следствие размере недополученных доходов, поскольку данные доводы носят предположительный характер и не подтверждены материалами дела.
Расчет недополученных доходов представлен заявителем в суд, представлялся также и в администрацию сельского поселения в целях заключения Договора.
Доказательств иного объема поставленной тепловой энергии, а также доказательств неосуществления данной деятельности ООО "Жилье", заинтересованное лицо не представило.
Более того, отсутствие до настоящего времени муниципального правового акта, определяющего порядок и критерии заключения Договора не является основанием, освобождающим орган местного самоуправления от исполнения обязанностей, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Ответчиком не представлены доказательства законности оспариваемого бездействия.
Оспариваемое бездействие не соответствует требованиям Постановления Правительства Самарской области N 72 от 27 марта 2008 года.
В силу положений ст. 198 АПК РФ право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений и действий (бездействий) незаконными возникает у граждан, организаций и иных лиц при единовременном наличии двух условий:
1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту; 2) указанный акт, решение, действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Бездействие Администрации, выразившееся в не заключении договора на частичное возмещение недополученных доходов организации коммунального комплекса нарушает права заявителя на возмещение недополученных доходов, образовавшихся результате разницы тарифов на тепловую энергию в соответствии с приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области и Постановлением администрации Кинель-Черкасского района Самарской области от 17.03.103., в связи с чем создает препятствия в осуществлении заявителем экономической деятельности.
Вместе с тем, поскольку в материалы дела представлены доказательства, что выделенные денежные средства из-за неиспользования возвращены из местного бюджета в бюджет Самарской области, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения требования заявителя об обязании администрации сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинельский Самарской области устранить допущенное нарушение прав (том 2 л.д. - 23).
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при принятии судебного акта и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Таким образом, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены принятого судебного акта.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2009 г. по делу N А55-15417/2008 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-15417/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Жилье"
Ответчик: Администрация сельского поселения Кинель-Черкассы муниципального района Кинель Черкасский
Третье лицо: Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, Администрация Кинель-Черкасского района Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
02.04.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1397/2009