08 апреля 2009 г. |
Дело N А55-14977/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 06 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 апреля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - Овсепян Г.В. доверенность от 11 ноября 2008 г. N 653,
от мэрии городского округа Тольятти - Володина И.А. доверенность от 27 ноября 2008 г. N 4453/1,
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - не явился, извещен,
от Управления Роснедвижимости по Самарской области территориальный отдел N 2 - не явился, извещен,
от ООО "Юность" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 января 2009 г. по делу N А55-14977/2008 (судья Холодкова Ю.Е.)
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области, г. Самара,
к мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти,
третье лицо:
Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
Управление Роснедвижимости по Самарской области территориальный отдел N 2, г. Тольятти,
ООО "Юность", с. Подстепки, Ставропольский район, Самарская обл.,
о признании недействительным распоряжения о предоставлении в аренду земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным распоряжения мэра городского округа Тольятти от 28 июня 2004 года N 1412-1/р.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23 января 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что в судебное заседание представлено письмо руководителя Управления земельных ресурсов мэрии городского округа Тольятти от 25 ноября 2008 года N 5309/5.1-3 (л.д. - 57 оборот), в котором указано, что земельный участок площадью 45144,00 кв.м. с кадастровым номером 63:09:03 01 142:0005 был образован из земельного участка площадью 42 789,00 кв.м. с кадастровым номером 63:09:03 01 069:001; данные обстоятельства подтвердила мэрия городского округа Тольятти в своих дополнениях к отзыву и в судебном заседании, что спорный земельный участок является частью земельного участка, зарегистрированного за Российской Федерацией, о чем сделана запись в протоколе судебного заседания от 14 января 2009 года (л.д. 93).
Зарегистрированное право Российской Федерации на земельный участок вне зависимости от оснований государственной регистрации, не оспоренное в судебном порядке, является основанием правообладателя для управления и распоряжения этим земельным участком в полном объеме, предусмотренном Гражданским и Земельным кодексами.
Зарегистрированное право Российской Федерации на спорный земельный участок в судебном порядке не оспорено.
Единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Росимущества по Самарской области.
Правом распоряжения собственностью Российской Федерации, в том числе и предоставления в аренду, обладает уполномоченный орган Российской Федерации, а не орган местного самоуправления.
Не согласившись с выводами суда, мэрия городского округа Тольятти подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 42789,00 кв.м. была осуществлена в нарушение требований ст. 17 Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним", при отсутствии документов, являющихся основанием регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок.
Учитывая, что вышеназванным законом установлен заявительный характер государственной регистрации прав, для осуществления государственной регистрации права собственности РФ на спорный земельный участок необходимо было наличие заявления уполномоченного на то лица. Однако, сведения о том, что такое заявление в УФРС по Самарской области поступало, в материалах дела также отсутствуют.
Суд указывает на то, что регистрация права собственности РФ на земельный участок была осуществлена на основании заявления от 20 октября 1999 г., что подтверждается письмом УФРС от 08.12.2008 г. N 09/132/2008-441-449. Однако, заявление на которое ссылается суд, не может являться подтверждением того, что имело место обращение надлежащего лица.
Поскольку в пункте 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) говорится о государственной собственности на землю, а не о собственности РФ, субъектов РФ либо муниципальных образований, указанная норма закона не могла являться основанием для государственной регистрации именно права федеральной собственности на земельный участок.
На момент проведения регистрационных действий закон о разграничении государственной собственности на землю принят не был, в связи с чем, отнесение земельного участка к федеральной собственности в силу прямого указания закона неправомерно, поскольку закон подобного положения не содержит.
В материалах дела отсутствуют документы, которые бы подтверждали факт получения Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок. Наличие же в ЕГРП записи о праве собственности Российской Федерации само по себе не может являться подтверждением возникновения и существования данного права.
В судебном заседании представитель мэрии городского округа Тольятти доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
В судебное заседание представители других лиц, участвующих в деле, не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Пунктом 1 распоряжения мэра города Тольятти от 28 июня 2004 года N 1412-1/р (л.д. 15) ООО "Юность" утвержден проект границ земельного участка, входящего в состав поселений, общей площадью 45 144 кв.м., расположенного по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, дом 92. Пунктом 2 указанного распоряжения земельный участок предоставлен в аренду ООО "Юность" сроком на 49 лет земельный участок, для дальнейшей эксплуатации здания спортивного комплекса с разрешенным использованием земельного участка в соответствии с градостроительным регламентом зоны N Ж-4.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано право Российской Федерации на земельный участок, предоставленный для дальнейшей эксплуатации спорткомплекса "Юность" площадью 42 789,00 кв.м. расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, дом 92 (л.д. - 13).
При принятии решения об удовлетворении требований заявителя о признании незаконным распоряжения мэра города Тольятти от 28 июня 2004 года N 1412-1/р суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Земельный участок площадью 45 144,00 кв.м., расположенный по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, 92 предоставлен ООО "Юность" в аренду сроком на 49 лет согласно распоряжению мэра г. Тольятти N 1412-1/р для дальнейшей эксплуатации здания спортивного комплекса, также в пункте 5 оспариваемого распоряжения предписано сотрудникам мэрии внести соответствующие изменения в землеустроительную документацию с учетом наличия свидетельства о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования от 29 октября 1999 года земельным участком площадью 4,2789 га с кадастровым номером 63:09:0301069:001.
Судом первой инстанции верно отклонен довод мэрии городского округа Тольятти о том, что оспариваемым распоряжением предоставлен в аренду иной земельный участок, не находящийся в федеральной собственности, в связи со следующим. В судебное заседание представлено письмо руководителя Управления земельных ресурсов мэрии городского округа Тольятти от 25 ноября 2008 года N 5309/5.1-3 (л.д. - 57 оборот), в котором указано, что земельный участок площадью 45 144,00 кв.м. с кадастровым номером 63:09:03 01 142:0005 был образован из земельного участка площадью 42 789,00 кв.м. с кадастровым номером 63:09:03 01 069:001.
Указанные обстоятельства были подтверждены представителем мэрии городского округа Тольятти в своих дополнениях к отзыву и в судебном заседании, что спорный земельный участок является частью земельного участка, зарегистрированного за Российской Федерацией, о чем сделана запись в протоколе судебного заседания от 14 января 2009 года (л.д. 93).
В соответствии с частью 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Согласно пункту 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Следовательно, государственная собственность на землю не является обезличенной, а имеет конкретный субъект права - Российскую Федерацию или субъект Российской Федерации.
Согласно статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Итогом процесса разграничения государственной собственности на землю является государственная регистрация права собственности на земельные участки.
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:09:03 01 069:001 зарегистрировано за Российской Федерацией. Это подтверждается представленной Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним N 09/110/2008 - 681 от 16 октября 2008 года (л. Д. 39)
В силу статьи 2 Федерального закона РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок и ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Зарегистрированное право Российской Федерации на спорный земельный участок в судебном порядке не оспорено.
Таким образом, пока зарегистрированное право собственности за Российской Федерацией на спорный объект не оспорено в судебном порядке, только Российская Федерация в лице уполномоченных государственных органов вправе осуществлять полномочия собственника, определенные статьей 209 ГК РФ.
Аналогичная правовая позиция отражена в судебной практике: постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 11 августа 2008 г. по делу N А55-6055/06.
Материалами дела подтверждено, что государственная регистрация Российской Федерации на земельный участок площадью 42 789 кв.м., расположенный по адресу: г. Тольятти, Центральный район, ул. Ленина, 92, была осуществлена на основании заявления от 20 октября 1999 года в соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ, о чем указано в письме ФРС от 08 декабря 2008 года N 09/132/2008-441-449 (л.д. 71-72).
Кроме того, государственная регистрация права Российской Федерации была произведена до введения в действие Федерального закона РФ от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", который вступил в силу с 21 октября 2001 г. и Федерального закона РФ от 17 июля 2001 г. N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (вступил в силу 21 января 2002 г.).
Таким образом, до установления порядка распоряжения землями вышеуказанными законами, у Российской Федерации уже существовало зарегистрированное право собственности на указанный земельный участок.
На основании ст. 219 ГК РФ право собственности на недвижимое имущество подлежит государственной регистрации и возникает с момента такой регистрации.
Судом верно отмечено, что зарегистрированное право Российской Федерации на земельный участок вне зависимости от оснований государственной регистрации, не оспоренное в судебном порядке, является основанием правообладателя для управления и распоряжения этим земельным участком в полном объеме, предусмотренном Гражданским и Земельным кодексами.
Суд сделал правильный вывод, что на момент вынесения оспариваемого распоряжения мэра города Тольятти N 1412-1/р от 28 февраля 2004 года Российская Федерация являлась полноправным собственником большей части земельного участка.
Согласно п. 2 ст. 9 ЗК Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РФ.
Кроме того, согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам.
Согласно п. 1 Положения о федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, функции по организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
Согласно п.4 указанного Положения федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Суд сделал правильные выводы о том, что единственным органом, уполномоченным распоряжаться земельными участками, расположенными на территории Самарской области, на которые зарегистрировано право собственности Российской Федерации, является Территориальное управление Росимущества по Самарской области, а правом распоряжения собственностью Российской Федерации, в том числе и предоставления в аренду, обладает уполномоченный орган Российской Федерации, а не орган местного самоуправления.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что распоряжение мэра города Тольятти N 1412-1/р от 28.02.2004 года принято с превышением полномочий и неуполномоченным лицом, следовательно, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе аналогичны доводам, рассмотренным судом первой инстанции, которые основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 января 2009 г. по делу N А55-14977/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить мэрии городского округа Тольятти, г. Тольятти, из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей, уплаченную платежным поручением от 5 февраля 2009 г. N 210.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14977/2008
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Самарской области
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, Управление Роснедвижимости по Самарской области территориальный отдел N2, ООО "Юность"