16 апреля 2009 г. |
Дело N А55-406/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 15 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 апреля 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кузнецова В.В.,
судей Драгоценновой И.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от налогового органа - Медведева М.А., доверенность от 07.04.2009 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6 дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26 февраля 2009 г. по делу N А55-406/2009 (судья Щетинина М.Н.),
принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Ильмень", г. Чапаевск, Самарской области,
к Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области, г. Новокуйбышевск,
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Ильмень" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области (далее налоговый орган) о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении N 95/5 от 11.01.2009 г. о назначении ООО "Ильмень" административного наказания в виде штрафа в сумме 30 000 руб. и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26 февраля 2009 г. по делу N А55-406/2009 заявленные требования удовлетворены. Постановление Межрайонной ИФНС России N 16 по Самарской области от 11 января 2009 года N 95/05 о назначении ООО "Ильмень" административного наказания в виде административного штрафа в сумме 30 000 руб. признано незаконным и отменено.
Налоговый орган в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, считает, что вывод суда о том. что должностными лицами налогового органа была произведена контрольная закупка является неправильным, так как должностные лица, проводившие проверку приобрели семечки для личного потребления.
Заявитель в отзыве считает решение суда законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие заявителя, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя налогового органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, уполномоченными должностными лицами налогового органа, на основании поручения N 227 от 25.11.2008 года, проведена проверка выполнения заявителем Федерального закона "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" в магазине "Продукты", расположенном по адресу г. Чапаевск, ул. Щорса, 26, принадлежащем заявителю.
В ходе проверки выявлен факт денежных расчетов при продаже товара: семечек "От бабы Нюры" по цене 15 руб. 00 коп. Продавец Кореневская Л.Б., получила денежные средства в сумме 20руб. 00 коп., выдала товар и сдачу в сумме 5руб .00 коп., ККТ не применила.
По результатам проверки был составлен акт от 25.11.2008 г. N 127359 в котором должностными лицами налогового органа было указано, что 05.11.2008 г. в 15 час. 45 мин. в магазине "Продукты" по адресу г. Чапаевск, ул. Щорса, 26, принадлежащем ООО "Ильмень" покупателем был приобретен товар: семечки "От бабы Норы" по цене 16 руб. 60 коп за пакет. Продавцу Корневской Л.Б. были вручены деньги 20 руб., товар был отпущен покупателю со сдачей 5 руб., без применения ККТ ЭКФ 2102 заводской номер 1516425.
Одновременно была осуществлена проверка наличных денежных средств в кассе в ходе которой выявлены излишки наличных денежных средств в кассе в сумме 5 326, 54 руб. о чем составлен акт..
25.12.2008 г. уполномоченным должностным лицом налогового органа, в присутствии законного представителя заявителя - директора ООО "Ильмень" Камалова Э.И. Оглы, составлен протокол об административном правонарушении N 95, копия которого была вручена законному представителю заявителя в тот же день.
Законный представитель заявителя был извещен о месте и времени рассмотрения материалов административного правонарушения. Законном у представителю заявителя 25.12.2008 г. была вручена повестка с предложением явиться 11.01.2009 г. в 10 час.00 мин. в кааб N 112 налогового органа для рассмотрения материалов административного правонарушения и вынесения постановления.
11.01.2009 г. уполномоченным должностным лицом налогового органа вынесено постановление N 95/05 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Статьей 14.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации", пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 "Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе".
Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.
Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.
Процедура осуществления контроля в рамках проверки применения контрольно-кассовой техники установлена Федеральным законом от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности".
Как следует из акта проверки и протокола об административном правонарушении, должностные лица налогового органа не указали ни в акте, ни в протоколе конкретного покупателя, осуществившего покупку семечек, не указаны в этих документах и свидетели, которые могли бы подтвердить факт покупки семечек.
Представитель налогового органа пояснил, что покупку семечек осуществили в ходе проверки сами проверяющие, должностные лица налогового органа, а поэтому суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что в отношении заявителя должностными лицами налогового органа были проведены мероприятия проверочного характера. Налоговые органы в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" не наделены полномочиями по проведению мероприятий проверочного характера.
Таким образом налоговым органом получены доказательства с нарушением Федерального закона.
В силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, ч. 3 ст. 64 АПК РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением Федерального закона.
Поскольку налоговым органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие правонарушения, суд первой инстанции сделал правильный вывод о неправомерности привлечения заявителя к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.5 КоАП РФ.
Выводы суда соответствуют правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.09.2008 г. N 3125/08.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26 февраля 2009 г. по делу N А55-406/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В.Кузнецов |
Судьи |
И.С.Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-406/2009
Истец: ООО "Ильмень", Камалова Э.И.
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N16 по Самарской области