16 апреля 2009 г. |
дело N А55-16058/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 апреля 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захаровой Е.И., судей Кувшинова В.Е., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от ответчиков:
от Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары - представитель Екатеринчева Т.Л. по доверенности от 11.01.2009,
от ООО "Стройинвест" - представитель Кириллова Н.В. по доверенности от 19.09.2008,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2009 года, в помещении суда, в зале N 2, апелляционную жалобу ООО "ВИП-Стройсервис"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2009 года по делу А55-16058/2008 (судья Харламов А.Ю.) принятое по заявлению ООО "ВИП-Стройсервис", г. Самара, к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары, г. Самара, к ООО "Стройинвест", г. Самара,
о признании недействительным решения от 01.09.2008 N 2505 А,
УСТАНОВИЛ
Общество с ограниченной ответственностью "ВИП-Стройсервис" (далее - заявитель, ООО "ВИП-Стройсервис", общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (т.1, л.д. 60-62, 68), о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары (далее - ответчик, налоговый орган) от 01.09.2008 N 2505А (т.1, л.д. 71) о государственной регистрации общества с ограниченной ответственностью "Стройинвест" (ОГРН 1086318006345), на основании которого 01 сентября 2008 года в ЕГРЮЛ внесена запись о создании юридического лица путем реорганизации в форме выделения и выдано свидетельство о государственной регистрации юридического лица серия 63 N 005131467 (т.1, л.д. 9).
ООО "ВИП-Стройсервис" в суде первой инстанции представлен письменный отказ от заявленных требований о признании недействительным решения от 01.09.2008 N 2505 А в отношении ООО "Стройинвест", который принят судом.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 02.02.2009 в удовлетворении заявленных требований к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары о признании недействительным решения от 01 сентября 2008 года N 2505 А отказано; в части заявленных к ООО "Стройинвест" требований о признании недействительным решения ИФНС России по Советскому району г. Самары от 01 сентября 2008 года N 2505 А производство по делу прекращено.
ООО "ВИП-Стройсервис", не согласившись с решением суда от 02.02.2009, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ООО "ВИП-Стройсервис" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещён, что подтверждается материалами дела и, в соответствии со ст. 156 АПК РФ, даёт суду право рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Представитель Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары в судебном заседании просил решение суда от 02.02.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель ООО "Стройинвест" в судебном заседании просил решение суда от 02.02.2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с требованиями статей 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев апелляционную жалобу, оценив материалы дела, доводы представителей ответчиков, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что решение суда от 02.02.2009 года законно и обоснованно, в связи с чем, подлежит оставлению без изменения, при этом исходит из следующих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и на основании представленных для государственной регистрации документов, полученных регистрирующим органом 25.08.2008 вх. N 2505 А, Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Самары 01 сентября 2008 года принято решение N 2505А (т.1, л.д. 71) о государственной регистрации юридического лица - ООО "Стройинвест" при создании путем реорганизации в форме выделения из ООО СК "Металлопторг".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2008 по делу N А55-12390/2007, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2008, частично удовлетворены исковые требования ООО "ВИП-Стройсервис" к ООО "СК "Металлопторг" о взыскании долга по договору подряда от 16.12.2005 N 30/11. Согласно решению суда с ООО "СК "Металлопторг" в пользу ООО "ВИП-Стройсервис" взыскан долг в размере 19 743 197 руб. 86 коп. Постановлением апелляционной инстанции от 28.10.2008 по делу NА55-12390/2007 в порядке процессуального правопреемства ответчик по делу - ООО "СК "Металлопторг", г. Самара, заменен на ООО "Стройинвест", г. Самара.
При реорганизации ООО "СК "Металлопторг" в форме выделения ООО "Стройинвест" последнему были переданы обязательства по договору подряда от 16 декабря 2005 года N 30/11, задолженность по которому была взыскана решением Арбитражного суда Самарской области от 18 июня 2008 года по делу NA55-12390/2007
Заявитель считает, что поскольку у вновь созданного юридического лица - ООО "Стройинвест" отсутствует какие-либо ликвидные активы для выплаты долгов, а из бухгалтерского баланса ООО "Стройинвест" и расшифровки строки 620-621 бухгалтерского баланса, последнему была передана значительная часть кредиторской задолженности ООО СК "Металлопторг", в том числе задолженность перед ООО "ВИП-Стройсервис", то, по мнению заявителя, реорганизация ООО СК "Металлопторг" в форме выделения ООО "Стройинвест" произведена с единственной целью - сделать невозможным исполнение упомянутого судебного акта, по которому взыскателем является заявитель. Тем самым ООО СК "Металлопторг" злоупотребило своим правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации на добровольную реорганизацию.
Из материалов дела видно, что по утверждению заявителя в нарушение пункта 1 статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзаца 1 пункта 5 статьи 51 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" учредитель - ООО СК "Металлопторг", при принятии решения о реорганизации юридического лица в форме выделения, не уведомило о реорганизации ООО "ВИП-Стройсервис".
Как следует из пункта 5 статьи 51 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Таким образом, по мнению ООО "ВИП-Стройсервис", налоговый орган осуществил государственную регистрацию ООО "Стройинвест" с нарушением требований абзаца 2 пункта 5 статьи 51 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
ООО "ВИП-Стройсервис", не согласившись с принятым налоговым органом решением от 01.09.2008 N 2505 А, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований к Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары о признании недействительным решения от 01 сентября 2008 года N 2505 А и прекращая производство по делу в части отказа о заявленных требований в отношении ООО "Стройинвест", обоснованно исходил из следующего.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации достоверны, передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
в) решение о реорганизации юридического лица;
г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами;
д) передаточный акт или разделительный баланс;
е) документ об уплате государственной пошлины;
ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Согласно статье 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения реорганизуемых юридических лиц.
В случае если место нахождения юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, отличается от места нахождения реорганизуемого юридического лица, порядок взаимодействия регистрирующих органов определяется Правительством Российской Федерации.
В случае если реорганизация влечет за собой прекращение деятельности одного или нескольких юридических лиц, регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о прекращении деятельности таких юридических лиц по получении информации от соответствующего регистрирующего органа о государственной регистрации вновь возникших юридических лиц, за исключением случаев, указанных в пункте 5 статьи 16 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ.
Представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Государственная регистрация юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в сроки, предусмотренные статьей 8 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" - не позднее тридцати дней с даты принятия решения о реорганизации общества, а при реорганизации общества в форме слияния или присоединения с даты принятия решения об этом последним из обществ, участвующих в слиянии или присоединении, общество обязано письменно уведомить об этом всех известных ему кредиторов общества и опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества в течение тридцати дней с даты направления им уведомлений или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении вправе письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков.
Государственная регистрация обществ, созданных в результате реорганизации, и внесение записей о прекращении деятельности реорганизованных обществ осуществляются только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном настоящим пунктом.
Согласно пункту 4 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган не вправе требовать представления других документов кроме документов, установленных данным Законом.
Статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что отказ в государственной регистрации допускается только в случаях непредставления определенных настоящим Законом необходимых для государственной регистрации документов и представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Решение об отказе в государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должно содержать указанные основания.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что решение от 01 сентября 2008 года N 2505 А "О государственной регистрации юридического лица при создании путем реорганизации в форме выделения" принято налоговым органом в соответствии с Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", на основании представленных уполномоченным лицом - директором ООО "Стройинвест" для государственной регистрации документов, предусмотренных статьей 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"" полученных налоговым органом 25 августа 2008 года входящий номер 2505А.
Данное обстоятельство подтверждается распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган для государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (т.1, л.д. 82).
Как видно из материалов дела, для государственной регистрации ООО "Стройинвест" единоличным исполнительным органом данного общества были представлены в налоговый орган следующие документы:
- заявление о государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, форма N Р12001 (т.1, л.д. 74-81). В данном заявлении подтверждается, что учредительные документы создаваемого путем реорганизации юридического лица соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления;
- устав ООО "Стройинвест" (т.1, л.д. 86-95);
- решение участника о создании ООО "Стройинвест" от 19 августа 2008 года N 1 (т.1, л.д. 83);
- протокол внеочередного общего собрания участников ООО СК "Металлопторг" от 19 августа 2008 года N 8/08 (т.1, л.д. 84, 85);
- бухгалтерский баланс ООО СК "Металлопторг" на 01 августа 2008 года (т.1, л.д. 96, 97);
- бухгалтерский баланс ООО "Стройинвест" на 01 августа 2008 года (т.1, л.д. 98, 99);
- квитанция от 20 августа 2008 года N 6, подтверждающая взнос в уставный капитал ООО "Стройинвест" в размере 10 000 руб. 00 коп. (т.1, л.д. 107);
- чек-ордер об уплате государственной пошлины (т.1, л.д. 72);
- справка Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Советском районе г. Самара от 25 августа 2008 года N 1090 (т.1, л.д. 73).;
- гарантийное письмо ООО "Офис-аренда" от 15 августа 2008 года о предоставлении нежилого помещения под расположение ООО "Стройинвест" (т.1, л.д. 100);
- сообщение о реорганизации или ликвидации организации от 01 июля 2008 года форма С-09-4 (т.1, л.д. 106);
- бланк-заявка на публикацию сообщения о реорганизации ООО СК "Металлопторг", путем выделения из него ООО "Стройинвест" и ООО "Активный капитал" от 01 июля 2008 года (т.1, л.д. 108);
- сообщение N 1615 о реорганизации ООО СК "Металлопторг", путем выделения из него ООО "Стройинвест" и ООО "Активный капитал" от 01 июля 2008 года, опубликованное в Журнале "Вестник государственной регистрации" от 09 июля 2008 года N 27 (т.1, л.д. 39);
- почтовые квитанции от 11 июля 2008 года N 01550 и N 01551, подтверждающие надлежащее исполнение ООО СК "Металлопторг" обязанности, предусмотренной пунктом 5 статьи 51 Федерального закона от 08 февраля 1998 года N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", в части письменного уведомления заявителя, как кредитора, о реорганизации ООО СК "Металлопторг" (т.1, л.д. 36).
При этом в материалах дела имеется письменный ответ Самарского филиала Управления Федеральной почтовой связи от 02 декабря 2008 года исходящий номер 63.78.27-2/5100, в котором государственное учреждение связи подтвердило, что:
- "заказное письмо от 11 июля 2008 года N 443058 96 01551 5, принятое в отделении почтовой связи N 58 г. Самара, с адресом: 443066, г. Самара, ул. Дыбенко, д. 118 А, ООО "Вип-Стройсервис", 13 июля 2008 года поступило в отделение почтовой связи N 66, и 15 июля 2008 года было выдано по доверенности диспетчеру ООО "Вип-Стройсервис" Михайловой";
-"заказное письмо от 11 июля 2008 года N 443058 96 01550 8, принятое в отделении почтовой связи N 58 г. Самара с адресом: 443530, Самарская область, Дубовый Умет, п. Калинка, ООО "Вип-Стройсервис", 15 июля 2008 года поступило в отделение почтовой связи Дубовый Умет, в этот же день выдано по доверенности бухгалтеру ООО "Вип-Стройсервис" (л.д. 116)".
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что в данном случае отсутствуют какие-либо нарушения налоговым органом положений Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при осуществлении государственной регистрации вновь созданной организации - ООО "Стройинвест" и принятия оспариваемого заявителем решения от 01 сентября 2008 года N 2505 А.
В рассматриваемом случае у налогового органа отсутствовали предусмотренные статьей 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" основания для отказа в государственной регистрации ООО "Стройинвест".
Кроме того, пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в числе документов, которые необходимо представлять в регистрирующий орган при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации, не указаны документы, подтверждающие уведомление кредиторов реорганизуемого общества о его реорганизации. Подпункт "а" пункта 1 статьи 14 названного нормативного правового акта лишь содержит положение о том, что заявитель в заявлении о государственной регистрации каждого вновь возникшего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, должен подтвердить, в том числе и то, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации.
Таким образом, апелляционный суд считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что осуществленная налоговым органом государственная регистрация ООО "Стройинвест", создаваемого путем реорганизации в форме выделения, полностью соответствует требованиям статьи 60 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьям 14, 15 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и статьи 51 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Данный вывод подтверждается позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в определениях, соответственно от 11 января 2009 года N 16505/08, от 06 октября 2008 года N 12822/08, от 24 июля 2008 года N 9402/08.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что налоговый орган представил суду надлежащие доказательства правомерности и обоснованности осуществленной им государственной регистрации вновь созданной организации - ООО "Стройинвест".
Напротив, заявитель в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказал суду, что ООО СК "Металлопторг" злоупотребило своим правом, предусмотренным пунктом 1 статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации на добровольную реорганизацию, что оспариваемое им решение от 01 сентября 2008 года N 2505 А, принятое Инспекцией ФНС России по Советскому району г. Самары, нарушает его права и законные интересы, что данным решением созданы иные препятствия для осуществления заявителем предпринимательской и иной экономической деятельности, а также что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции в том, что при данных обстоятельствах отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных ООО "ВИП-Стройсервис" в отношении Инспекции ФНС России по Советскому району г. Самары требований.
Доводы, приведенные ООО "ВИП-Стройсервис" в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции, указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
Иных доводов, являющихся основанием в соответствии со ст. 270 АПК РФ для отмены либо изменения решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приведено.
На основании вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 02.02.2009 принято с соблюдением норм процессуального и материального права, является обоснованным и подлежит оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно ст. 110 АПК РФ относятся на ООО "ВИП-Стройсервис".
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 02 февраля 2009 года по делу N А55-16058/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "ВИП-Стройсервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-16058/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "ВИП-Стройсервис"
Ответчик: Общество с ограниченной ответственностью "Стройинвест", Инспекция ФНС России по Советскому району г.Самары
Третье лицо: ООО "ВИП-Стройсервис"
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1512/2009