17 апреля 2009 г. |
Дело N А65-20095/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 апреля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Кувшинова В.Е., при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ЗАО "Вектр" - генерального директора Синицына А.Н., решение от 17 июля 2007 года N 1,
от инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 апреля 2009 года материалы дела по апелляционной жалобе ЗАО "Вектр"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2008 года по делу N А65-20095/2008, судья Хабибуллин Р.Ф., принятое по заявлению ЗАО "Вектр", г. Казань, к инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 28 августа 2008 года N 769-01 по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.9.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Вектр" (далее - ЗАО "Вектр", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан (далее - инспекция Госстройнадзора, административный орган) от 28 августа 2008 года N 769-01 по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.9.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2008 года в удовлетворении заявления ЗАО "Вектр" отказано на том основании, что материалами дела доказан факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.9.5 КоАП РФ, вина юридического лица в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2008 года решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2008 года оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 февраля 2009 года постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05 декабря 2008 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд по следующим основаниям:
Судебные инстанции указали, что факт совершения правонарушения и вина общества подтверждены материалами дела. Между тем в суд апелляционной инстанции ЗАО "Вектр" представило уведомление от 26 декабря 2005 года N 118 о начале строительно-монтажных работ по строительству 10 - этажного жилого дома со встроенно- пристроенными офисами на первом этаже, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Волгоградская, направленное в надзорный орган ООО "СтройАльянс". Суд апелляционной инстанции указал, что невозможность представления документов в суд первой инстанции нельзя признать уважительной, однако при этом не было учтено, что произошла реорганизация общества, а потому представить указанные документы не представлялось возможным. Апелляционным судом не исследовано то обстоятельство, что на момент начала строительства 10-этажного жилого дома по ул. Волгоградская в городе Казань ООО "СтройАльянс" являлось заказчиком, а ЗАО "Вектр" - застройщиком. Из положений ч.5 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что извещение о начале работ должен направить застройщик или заказчик. Следовательно, апелляционным судом не установлено, кто должен был обратиться в надзорный орган с уведомлением о начале строительства.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя инспекция Госстройнадзора, надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ЗАО "Вектр" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, заявление налогового органа удовлетворить.
Как следует из материалов дела, 18 августа 2008 года административным органом проведена проверка деятельности ЗАО "Вектр" при осуществлении строительства 10-этажного жилого дома со встроено-пристроенными офисами на первом этаже, расположенного по адресу: г. Казань, ул. Волгоградская.
В ходе проверки было административным органом было установлено, что ЗАО "Вектр" нарушены обязательные для исполнения требования нормативного акта в области строительства, а именно: строительство осуществляется с 30 июля 2008 года, однако извещение о начале строительных работ с приложением установленных документов, заблаговременно за 7 дней до начала работ, обществом в инспекцию Госстройнадзора направлено не было.
Указанные нарушения нашли отражение в акте проверки от 18 августа 2008 года N 1447, на основании которого административным органом 20 августа 2008 года составлен протокол об административном правонарушении N 990 и 28 августа 2008 года вынесено постановление N 769-01 о привлечении ЗАО "Вектр" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 9.5 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Частью 2 ст. 9.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение сроков направления в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации извещения о начале строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства или неизвещение уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, о сроках завершения работ, которые подлежат проверке.
В соответствии с п. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае, если в соответствии с Кодексом при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства предусмотрен государственный строительный надзор, застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства должен направить в уполномоченные на осуществление государственного строительного надзора федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (далее также - органы государственного строительного надзора) извещение о начале таких работ, к которому прилагаются следующие документы: копия разрешения на строительство; проектная документация в полном объеме, а в случаях выдачи разрешения на отдельный этап строительства, реконструкции в объеме, необходимом для осуществления соответствующего этапа строительства; копия документа о вынесении на местность линий отступа от красных линий; общий и специальные журналы, в которых ведется учет выполнения работ; положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случае, если проектная документация объекта капитального строительства подлежит государственной экспертизе в соответствии со ст. 49 Кодекса.
Впоследствии детальную регламентацию указанная норма получила в положениях Порядка проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации РД-11-04-2006, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1129 (далее - Порядок).
В силу п. 5 указанного Порядка застройщик или заказчик заблаговременно, но не позднее, чем за 7 рабочих дней до начала осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, направляет в орган государственного строительного надзора извещение (по образцу, приведенному в приложении N 2 к настоящему Порядку) о начале таких работ с приложением документов, предусмотренных ч. 5 ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В извещении о начале строительства, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства указываются сведения: а) о застройщике или заказчике; б) об объекте капитального строительства; в) о разрешении на строительство; г) о заключении государственной экспертизы проектной документации; д) о дате начала и окончания строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства; е) перечень прилагаемых к извещению документов.
Извещение, указанное в п. 5 настоящего Порядка, с прилагаемыми к нему документами, является основанием для разработки должностным лицом органа государственного строительного надзора программы проведения проверок (по образцу, приведенному в приложении N 3 к настоящему Порядку) в течение 7 рабочих дней с даты получения такого извещения.
Из вышеуказанных правовых норм следует, что обязанность по извещению органа государственного строительного надзора о начале строительства возложена на застройщика либо заказчика строительства. При этом законодатель не требует исполнения данной обязанности и застройщиком, и заказчиком. Целью данного законодательно установленного требования является сам факт извещения органа государственного строительного надзора о начале строительства для проведения контрольных, надзорных мероприятий.
Кроме того, законодательством установлено требование об извещении о начале строительства без разделения его на какие-либо этапы. Если в отношении завершения строительных работ п.6 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусматривает обязательное извещение о завершении тех строительных работ, которые подлежат проверке, то в отношении начала строительства таких требований не установлено. Установленная форма извещения (приложение N 2 к Порядку от 26 декабря 2006 года N 1129) также не предусматривает такого требования в отношении начала строительства.
Как видно из представленных обществом в материалы дела документов, письмо от 26 декабря 2005 года за исх. N 118 о начале строительства 10 - этажного жилого дома со встроенно-пристроенными офисами на первом этаже, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Волгоградская, (л.д.77) ООО "СтройАльянс", являвшееся заказчиком указанного строительства, направило начальнику управления градостроительного контроля и разрешения администрации г.Казани. Данное письмо поступило в управление градостроительного контроля и разрешений г.Казани 27 декабря 2005 года.
Пунктом 2 постановления кабинета министров Республики Татарстан от 26 сентября 2001 года N 688 (в редакции постановлений КМ РТ от 03 апреля 2003 года N 175, от 21 ноября 2003 года N 597) "О государственном архитектурно-строительном надзоре в Республике Татарстан", действовавшего на момент направления указанного письмо ООО "СтройАльянс", установлено, что инспекция государственного архитектурно- строительного надзора Республики Татарстан министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан осуществляет от имени государства - Республики Татарстан контроль за соблюдением всеми участниками строительства на всех его стадиях обязательных требований нормативных документов в области строительства по вопросам качества и организационно-правового порядка проектирования и строительства зданий и сооружений, производства строительных материалов, изделий и конструкций, а также совместно с органами архитектуры и градостроительства контроль за осуществлением градостроительной деятельности независимо от источников финансирования строящихся зданий и сооружений, их назначения, форм собственности и организационно-правовых форм участников строительства.
Доказательств сообщения в инспекцию государственного архитектурно- строительного надзора Республики Татарстан о начале строительства вышеуказанного многоквартирного дома в материалы дела не представлено.
При изложенных обстоятельствах дела в действиях ООО "Вектр" содержатся признаки вменяемого административного правонарушения.
Вместе с тем в деле имеются доказательства, подтверждающие то обстоятельство, что строительство 10 - этажного жилого дома со встроенно-пристроенными офисами на первом этаже, находящегося по адресу: г. Казань, ул. Волгоградская, было начато в 2006 году, о чем свидетельствуют акт о приемке выполненных работ от 30 апреля 2006 года, согласно которому выполнены засыпка траншей и котлованов с перемещением грунта до 5 м бульдозерами, разравнивание кавальеров (отвалов) при перемещении грунта до 10 м бульдозерами и другие работы (л.д.123-124), справка о стоимости выполненных работ и затрат от 30 апреля 2006 года (л.д.122).
С учётом изложенного двухмесячный срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, на момент вынесения административным органом оспариваемого постановления первой инстанции истёк.
Согласно пункту "б" части 1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из ч.2 ст.206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
На основании п.1 ч.2 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда от 20 октября 2008 года следует отменить, заявление ЗАО "Вектр" удовлетворить, признать незаконным и отменить оспариваемое постановление инспекции Госстройнадзора.
В силу положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 20 октября 2008 года по делу N А65-20095/2008 отменить.
Заявление закрытого акционерного общества "Вектр" удовлетворить. Признать незаконным и отменить постановление инспекции государственного строительного надзора Республики Татарстан от 28 августа 2008 года N 769-01 по делу об административном правонарушении по ч.2 ст.9.5 КоАП РФ в отношении закрытого акционерного общества "Вектр".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Е.Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-20095/2008
Истец: Закрытое акционерное общество "Вектр", г.Казань
Ответчик: Инспекция Государственного строительного надзора РТ, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
21.07.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-20095/2008
17.04.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8125/2008
26.02.2009 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А65-20095/2008
05.12.2008 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8125/2008