21 апреля 2009 г. |
Дело N А55-18120/2007 г. Самара |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 апреля 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Липкинд Е.Я., Селиверстовой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповой Г.О.,
с участием:
от истца - Казачков С.И., доверенность N 331 от 14.04.2009 г.,
от ответчика - Юрочкин А.А., доверенность N 07-07/12 от 20.01.2009 г.,
от третьих лиц:
Мэрии г. Тольятти - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамт УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 7, апелляционную жалобу муниципального предприятия "ТПАТП-3", г. Тольятти,
на определение Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2008 года о назначении дела к судебному разбирательству в части принятия отказа от иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации по делу
N А55-18120/2007 (судья Зубкова О.И.)
по иску муниципального предприятия "ТПАТП-3", г. Тольятти,
к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области,
с участием третьих лиц:
Мэрии г. Тольятти,
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамт УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России",
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "ТПАТП-3" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском о взыскании (с учетом уточнений) с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 82 768 693 рублей ущерба, вызванного перевозкой в период с 01.03.2005 г. по 31.12.2006 г. льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Определениями Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2008 г., от 11.06.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Мэрия г. Тольятти, ФГУП "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамт УФПК Самарской области - филиала ФГУП "Почта России".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.03.2008 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2008 г. принят отказ от иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, производство по делу в этой части иска прекращено.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. Принято также уточнение истцом размера иска до 82 768 693 рублей.
Муниципальное предприятие "ТПАТП-3", не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2008 года в части принятия отказа от иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и прекращения производства по делу в этой части. Также просит отменить определение в части привлечения Министерства финансов Российской Федерации в качестве третьего лица и в части принятия уточнения суммы иска.
Представитель Муниципального предприятия "ТПАТП-3" (заявитель апелляционной жалобы) в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Полагает, что определение принято с нарушениями норм материального и процессуального права.
Представитель Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает определение суда первой инстанции законным и обоснованным, полагает, что оснований для его отмены не имеется. Просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Мэрия г. Тольятти, Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамт УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России", Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что определение Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2008 года по делу N А55-18120/2007 подлежит отмене в обжалуемой части по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском и просил (с учётом уточнения исковых требований, принятых определением суда от 30.10.2008 года) взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "ТПАТП-3" (г. Тольятти) 27 730 130 руб. 80 коп. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.03.2005 года по 31.12.2006 года льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, а также взыскать с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счёт средств казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "ТПАТП-3" (г. Тольятти) 57 822 681 руб. в качестве возмещения убытков, причинённых предприятию в результате предоставления в период с 01.03.2005 года по 31.12.2006 года льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), финансирование которых отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
18 ноября 2008 года при вынесении определения о назначении дела к судебному разбирательству судом первой инстанции принят отказ Муниципального предприятия "ТПАТП-3" от исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации и прекращено производство по делу в указанной части. Кроме того судом установлена сумма исковых требований в размере 82 768 693 рубля. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации привлечена по делу в качестве третьего лица.
В силу положений части 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
В силу положений пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.
Из материалов дела, в том числе из протокола судебного заседания от 11 - 17 ноября 2008 года следует, что истец с ходатайством об отказе от исковых требований и привлечении Российской Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации в качестве третьего лица, а также уменьшении суммы исковых требований до 82 768 693 руб. к суду не обращался.
В порядке статьи 151 Арбитражного процессуального кодекса истцу не разъяснялись последствия отказа от исковых требований о том, что прекращение производства по делу лишает истца права на повторное обращение в суд с тождественным иском. Указанные разъяснения не содержатся ни в протоколе судебного заседания, ни в определении суда.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права, которые привели к вынесению неправильного определения суда в части принятия отказа истца от исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и прекращению производства по делу в указанной части, уточнении суммы исковых требований в размере 82 768 693 рубля, привлечении по делу в качестве третьего лица. Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Определение от 18 ноября 2008 года в указанной части подлежит отмене в силу требований пункта 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с требованиями статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по результатам рассмотрения жалобы на определение арбитражного суда первой инстанции вправе отменить определение полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Из материалов дела следует, что фактически от истца поступило ходатайство о замене ненадлежащего ответчика, которое должно рассматриваться в порядке статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь ввиду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения данных полномочий.
Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что оснований для признания Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации ненадлежащим ответчиком и замене на надлежащего ответчика Самарскую область в лице Министерства управления финансами Самарской области не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Определение Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2008 года по делу N А55-18120/2007 в части принятия отказа истца от исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и прекращению производства по делу в указанной части, установлении суммы исковых требований в размере 82 768 693 рубля, привлечении по делу в качестве третьего лица Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - отменить.
В удовлетворении ходатайства о признания Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации ненадлежащим ответчиком и замене на надлежащего ответчика Самарскую область в лице Министерства управления финансами Самарской области отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
Е.Я. Липкинд |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18120/2007
Ответчик: Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области
Третье лицо: ФГУП"Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамп УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России", РФ в лице представителя УФК по Самарской области, РФ в лице Министерства финансов РФ, Отделение по г.Тольятти Управление федерального казначейства по Самарской области, Мэрия г.о. Тольятти, МУ г.Тольятти "Городской информационный центр"