22 апреля 2009 г. |
Дело N А65-9704/2004 |
г. Самара
Резолютивная часть объявлена 21 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Каплина С.Ю., судей Лукьяновой Т.А, Серовой Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Черновой Е.А., без участия представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы в лице МИФНС России N 1 по Республике Татарстан на определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2009 года (судья М.И. Сафиуллин) по заявлению конкурсного управляющего СХПК "Энергетик" о признании недействительным решения собрания кредиторов от 22 декабря 2008 г. в рамках дела N А65-9704/2004 о несостоятельности (банкротстве) СХПК "Энергетик",
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.02.2005г. СХПК "Энергетик" признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Гизетдинов К.К.
Конкурсный управляющий должника обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения собрания кредиторов от 22 декабря 2008 г.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2009 года заявление удовлетворено.
Федеральная налоговая служба в лице МИФНС России N 1 по Республике Татарстан, не согласившись с выводами суда первой инстанции, обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2009 года.
Представители лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителей лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев представленные материалы и оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с исследованными доказательствами по делу, арбитражный апелляционный суд считает определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2009 года подлежащим отмене по следующим основаниям.
Предметом обжалования является решение собрания кредиторов СХПК "Энергетик" от 22.12.2008г., касающееся обязания конкурсного управляющего в недельный срок с даты проведения собрания кредиторов представить копии документов в обоснование отчета о ходе конкурсного производства.
22 декабря 2008 года проведено собрание кредиторов СХПК "Энергетик", в котором приняли участие уполномоченный орган и конкурсный кредитор Ильичев В.Н., обладающие 67,9% от общей суммы требований кредиторов.
Участниками собрания принято решение по второму дополнительному вопросу повестки о предоставлении конкурсному управляющему в недельный срок с даты проведения собрания заверенных копий, касающихся: права собственности должника на земельные участки, иное имущество должника; выполненных привлеченными специалистами работ; продажи имущества должника; проведенных торгов; преимущественного права покупки имущества должника; создания инвентаризационной комиссии и описи имущества должника; прихода денежных средств на расчетный счет должника; погашения требования кредиторов 2 очереди; исключения имущества из конкурсной массы; проведения оценки имущества должника; уплате текущих платежей по налоговым обязательствам, возникших в период наблюдения; собраний кредиторов должника от 02.02.2005г, 04.04.2008г., 27.06.2008г., 08.08.2008г., 16.09.2008г; работ по возврату выведенного имущества должника (трансформаторы, здание столовой) (т.10 л.д.4-10).
В материалы дела представлены также отчеты конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника, о ходе проведении конкурсного производства (т.10 л.д.24-36).
Согласно п.1 ст. 143 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов отчет о своей деятельности, информацию о финансовом состоянии должника и его имуществе на момент открытия конкурсного производства и в ходе конкурсного производства, а также иную информацию не реже чем один раз в месяц, если собранием кредиторов не установлены более продолжительный период или сроки представления отчета.
Пункт 2 данной статьи указывает на те сведения, которые должны содержаться в отчете конкурсного управляющего.
Фактически собрание кредиторов приняло решение о необходимости представления конкурсным управляющим копий документов, на основании которых были составлены отчеты об использовании денежных средств должника и проведении конкурсного производства.
В соответствии с п.11 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.05.2003г. N 299 (далее Общие правила), к отчетам конкурсного управляющего о своей деятельности и о результатах проведения конкурсного производства прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в них сведения.
Также к отчету о результатах проведения конкурсного производства дополнительно прилагаются документы, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение.
К отчету конкурсного управляющего об использовании денежных средств должника прилагаются копии документов, подтверждающих указанные в нем сведения (пункт 13 Общих правил).
В п.7 ст.12 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" указано, что к протоколу собрания кредиторов должны быть приложены копии материалов, представленных участникам собрания для ознакомления и (или) утверждения.
Исходя из материалов дела, протокола от 22.12.2008г. собранию кредиторов конкурсный управляющий не представил копий документов, подтверждающих сведения, указанные в отчетах.
В данном случае собрание кредиторов не имело возможности ознакомиться с первичными документами, послужившими основаниями для составленных отчетов.
Одной из основных функций собрания кредиторов должника является контроль за деятельностью конкурсного управляющего (ст.143 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Осуществление данного контроля возможно посредством определенного реагирования на действия или бездействие конкурсного управляющего и соответствующего обращения в арбитражный суд.
Не предоставление собранию кредиторов документов, непосредственно свидетельствующих о произведенных конкурсным управляющий действий, расчетных операций с имуществом должника, не позволяет в полной мере осуществлять контроль за деятельностью конкурсного управляющего.
Для проверки данных, указанных в отчетах, необходимо ознакомление с соответствующими первичными документами.
Представляя собранию кредиторов только отчеты без подтверждающих документов, конкурсный управляющий прямо нарушил требования Общих правил, чем затруднил проверку указанных в них сведений.
Отчет о проведенной конкурсным управляющим деятельности по своему смыслу предполагает не только представление его текстового носителя собранию кредиторов, но и представление соответствующих подтверждающих документов.
Для восполнения указанных недостатков отчета собрание кредиторов большинством голосов и приняло обжалуемое решение.
Принятое собранием кредиторов решение не может нарушать права конкурсного управляющего, поскольку представление собранию кредиторов копии документов, подтверждающих сведения, указанные в отчетах, в том числе, подтверждающие продажу имущества должника, реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов и документы, подтверждающие их погашение, является его обязанностью.
Установление собранием кредиторов недельного срока для представления данных документов собранию кредиторов не противоречит положениям п.1 ст. 143 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", которые не устанавливают пресекательного минимального срока для предоставления отчета собранию кредиторов.
Представление отчета и иной информации не реже чем один раз в месяц подразумевает возможность более частого такого представления.
В отсутствие иного решения собрания кредиторов, месячный срок является не минимальным, а максимальным сроком между отчетами конкурсного управляющего.
Кроме того, собрание кредиторов фактически потребовало своим решением восполнить недостатки предыдущего отчета, а не представить новый отчет.
Возражения конкурсного управляющего, заявленные на собрании о неоднократном частичном представлении документов уполномоченному органу, необоснованность затрат на изготовление копий документов, не могут быть приняты во внимание, поскольку представление документов, подтверждающих указанные в отчетах сведения, является обязанностью арбитражного управляющего, которые должны исполняться надлежащим образом.
Доказательств невозможности изготовления копий документов, истребованных собранием кредиторов в подтверждение сведений, указанных в отчетах, в том числе в пятидневный срок, не представлено.
В случае наличия объективной невозможности представления собранию кредиторов истребуемых документов, указанный срок может быть продлен, так как не является пресекательным.
Таким образом, выводы Арбитражного суда Республики Татарстан о нарушении прав конкурсного управляющего обжалуемым решением собрания кредиторов СХПК "Энергетик" от 22.12.2008г. сделаны при неправильном применении норм материального права и отсутствии соответствующих доказательств, что в соответствии с п.2, п.4 ч.1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, является основанием для отмены определения арбитражного суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции считает необходимым отменить определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.02.2009г., отказав в удовлетворении заявленных требований о признании недействительным решения собрания кредиторов СХПК "Энергетик" от 22.12.2008г. по второму дополнительному вопросу.
В соответствии с п.5 ст. 15, п.3 ст. 61 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" определение арбитражного суда о признании недействительным решения собрания кредиторов или об отказе в признании подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст.ст. 266-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Отменить определение Арбитражного суда Республики Татарстан от 09 февраля 2009 года по делу N А65-9704/2004.
В удовлетворении заявления конкурсного управляющего СХПК "Энергетик" о признании недействительным решения собрания кредиторов СХПК "Энергетик" от 22.12.2008г. в части обязания конкурсного управляющего представить в недельный срок с даты проведения собрания копии документов и информацию в обоснование отчета о результатах проведения конкурсного производства - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, кассационному обжалованию не подлежит.
Председательствующий |
С.Ю. Каплин |
Судьи |
Т.А. Лукьянова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-9704/2004
Истец: Территориальный орган федеральной службы России по финансовому оздоровлению и банкротству в РТ, г.Казань
Ответчик: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Энергетик", Алькеевский район
Кредитор: Сельскохозяйственный производственный кооператив "Энергетик", г.Набережные Челны
Третье лицо: Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан, г.Казань, Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан, ОАО Татнефтепродукт Болгарнефтепродукт, ОАО Нижнекамскнефтехим, ОАО Алькеевская СХТ, ОАО "Татагропромснаб", ОАО "Татагролизинг", Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N1 по Республике Татарстан,г.Нурлат, Конкурсный управляющий Гизетдинов К.К., Ильичев В.Н.
Хронология рассмотрения дела:
22.04.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2142/2009