22 апреля 2009 г. |
Дело N А55-18893/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 15 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 апреля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Засыпкиной Т.С.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ивановой Л.В.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился;
от Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области - Корольков А.С., доверенность от 11 января 2009 г. N 12-04;
от третьего лица - Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе
Управления Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2009 г.
по делу N А55-18893/2008 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению администрации городского округа Сызрань, г. Сызрань, Самарская обл.,
к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Сызрань обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений - л.д. 43-45) к Управлению Федеральной регистрационной службы по Самарской области (далее - регистрирующий орган) о признании незаконным отказа от 24 октября 2008 г. N 08/028/2008-492-39/884 в государственной регистрации права собственности муниципального образования - городской округ Сызрань, на объект недвижимости - земельный участок, площадью 73 кв.м., местоположение: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, 4, кадастровый номер 63:08:0108015:382.
При этом просила обязать регистрирующий орган провести государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости за муниципальным образованием - городским округом Сызрань.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2009 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что наличие зарегистрированного права собственности заявителя на здание гаража и представленный кадастровый паспорт земельного участка N 63-00-102/08-303359 в силу норм Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ), а также в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о госрегистрации), являются достаточными правовыми основаниями, позволяющими провести регистрацию права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
Не согласившись с выводами суда, регистрирующий орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.
В апелляционной жалобе указывает, что судом не было учтено, что наличие факта регистрации права на здание за муниципальным образованием само по себе не дает информации о том, на каком именно земельном участке расположено зарегистрированное здание, поскольку истребование документов на земельный участок запрещено при регистрации прав на здание (п. 2 ст. 17 Закона о госрегистрации).
При таких условиях исключительной возможностью для проверки наличия оснований для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок является анализ сведений о расположенных на земельном участке зданиях в кадастровом паспорте спорного земельного участка.
Согласно п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый паспорт - это выписка из государственного кадастра объектов недвижимости, содержащая все необходимые для государственной регистрации сведения об объекте недвижимости.
В рассматриваемом случае такими необходимыми сведениями являются сведения о строениях, расположенных на заявленном к государственной регистрации земельном участке. Такие сведения необходимы, чтобы установить расположено ли на земельном участке здание, находящееся в муниципальной собственности.
В судебном заседании представитель регистрирующего органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители администрации городского округа Сызрань, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя регистрирующего органа, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
09 сентября 2008 г. муниципальное образование - городской округ Сызрань Самарской области обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, 4, на основании абз. 2 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
24 октября 2008 г. сообщением N 08/028/2008-492-39/884 в государственной регистрации права муниципальной собственности заявителю было отказано (л.д. 5-7).
Основанием для отказа в регистрации послужило то обстоятельство, что в соответствии с представленным заявителем кадастровым паспортом земельного участка от 15 августа 2008 г. N 63-00-102/08-303359 (л.д. 12-14) в разделе В.3 отсутствуют сведения о строениях, расположенных на данном земельном участке. Указанное обстоятельство, по мнению регистрирующего органа, дает основания предполагать, что земельный участок, заявленный к регистрации, является незастроенным.
С учетом изложенного регистрирующий орган сделал вывод, что отсутствуют правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности муниципального образования - городской округ Сызрань на земельный участок, права на который заявлены к регистрации.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации; право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.
Муниципальное образование - городской округ Сызрань является собственником объекта недвижимого имущества - нежилого здания - гаража, площадью 59, 20 кв.м., расположенного по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, д. 4, строение 1.
Право собственности на здание гаража зарегистрировано на основании решения Самарского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 19 ноября 1991 г. "О разграничении государственной собственности на территории Самарской области" в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17 января 2008 г. серия 63-АВ N 938154 (л.д. 18, 28).
В соответствии с п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации земли.
В соответствии со ст.ст. 6, 11N ЗК РФ земельный участок, как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.
15 августа 2008 г. Территориальным отделом N 3 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области был выдан кадастровый паспорт N 63-00-102/08-303359 на земельный участок с кадастровым номером 63:08:0108015:382, расположенный по адресу: Самарская область, г. Сызрань, ул. Звездная, 4 (л.д. 12-14).
В соответствии с п. 9 данного паспорта разрешенным использованием данного участка указано: "под гаражом" (л.д. 12).
При обращении с заявлением о государственной регистрации права заявитель прямо указал на основания его возникновения: абз. 2 п. 3 ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ.
Отсутствие в кадастровом паспорте земельного участка сведений о строениях, расположенных на данном земельном участке само по себе не является доказательством того, что участок является незастроенным и не может быть зарегистрирован по правилам ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, поскольку единственным доказательством существования права на объект недвижимости, в соответствии со ст. 2 Закона о госрегистрации, является его государственная регистрация.
Доказательством наличия права собственности на строения, расположенные на регистрируемом земельном участке, являются записи о регистрации права собственности, сделанные в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что указанными сведениями регистрирующий орган обладает, следовательно, сомнения в наличии правовых оснований для регистрации права муниципальной собственности на земельный участок могли быть устранены им самим.
Наличие зарегистрированного права собственности заявителя на здание гаража и представленный кадастровый паспорт земельного участка N 63-00-102/08-303359, в силу указанных норм ЗК РФ, Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ, ст. 17 Закона о госрегистрации, являются достаточными правовыми основаниями, позволяющими провести регистрацию права муниципальной собственности на спорный земельный участок.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый отказ в регистрации права собственности на земельный участок не отвечает требованиям ст. 20 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию земельного участка, что является, согласно ст. 201 АПК РФ, основанием для признания его незаконным, оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18 февраля 2009 г. по делу N А55-18893/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18893/2008
Истец: Администрация городского округа Сызрань
Ответчик: Управление Федеральной регистрационной службы по Самарской области
Третье лицо: Управление Федерального Агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области