28 апреля 2009 г. |
Дело N А55-72/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Апаркина В.Н., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от заявителя - представителя Устиновой Т.А., доверенность от 15 января 2009 года N 38-5-2009,
от администрации Октябрьского района городского округа Самара - представителя Федоровой Т.А., доверенность от 29 декабря 2008 года N 10-27-2923,
от административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара - представителя Родионовой У.А., доверенность от 27 января 2009 года N 17-АК,
от третьего лица: ООО "Стройматериалы" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 апреля 2009 года апелляционную жалобу административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2009 года по делу N А55-72/2009, судья Харламов А.Ю., принятое по заявлению Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, г.Тверь, в лице Самарской межрайонной природоохранной прокуратуры, г.Самара, к администрации Октябрьского района городского округа Самара, г.Самара, административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара, третье лицо: ООО "Стройматериалы", г.Самара,
о признании незаконным и отмене постановления от 26 ноября 2008 года N 1908 по делу об административном правонарушении по ст.10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области",
УСТАНОВИЛ:
Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура (далее - прокуратура) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара (далее - административная комиссия, административный орган) от 26 ноября 2008 года N 1908 по делу об административном правонарушении о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Стройматериалы" (далее - ООО "Стройматериалы", общество) по ст.10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" за неисполнение правового акта, принятого должностным лицом органа местного самоуправления.
Решением суда 16 февраля 2009 года заявление прокуратуры удовлетворено, оспариваемое постановление административной комиссии от 26 ноября 2008 года N 1908 по делу об административном правонарушении признано незаконным и отменено, производство по административному делу прекращено на том основании, что совершенное обществом деяние неверно квалифицировано по ст.10.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
В апелляционной жалобе административная комиссия просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований - отказать, ссылаясь на наличие в действиях ООО "Стройматериалы" признаков вменяемого состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу администрация Октябрьского района городского округа Самара поддержало доводы апелляционной жалобы административной комиссии.
Отзыв на апелляционную жалобу общество не представило, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представитель административной комиссии просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления прокурора.
Представитель администрации Октябрьского района городского округа Самара поддержал доводы апелляционной жалобы, ссылаясь также на отсутствие у прокурора права на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Прокурор возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ООО "Стройматериалы", надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 11 ноября 2008 года в отношении ООО "Стройматериалы" в связи с отсутствием нормативов образования отходов и лимитов на их размещение консультантом административной комиссии был составлен протокол N В-8/11 об административном правонарушении, предусмотренном ст.10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" (л.д.27).
Статья 10.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области" предусматривает административную ответственность за неисполнение правового акта, принятого органом местного самоуправления и (или) должностным лицом органа местного самоуправления.
Пунктом 2.10 постановления главы городского округа Самара от 28 декабря 2007 года N 1236 "Об утверждении порядка организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории городского округа Самара" установлено, что организации и индивидуальные предприниматели должны иметь нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные и утвержденные в соответствии с действующим законодательством.
По результатам рассмотрения материалов проверки 26 ноября 2008 года административной комиссией было вынесено постановление N 1908 о привлечении ООО "Стройматериалы" к административной ответственности, предусмотренной ст.10.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", в виде штрафа в размере 500 руб. (л.д.6).
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.
Согласно ст.1 Федерального закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В соответствии со ст.11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Статьей 18 Федерального закона N 89-ФЗ установлено, что нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются в целях обеспечения охраны окружающей природной среды и здоровья человека, уменьшая количество отходов предпринимателям и юридическим лицам, осуществляющим деятельность в области обращения с отходами. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определяет Правительство Российской Федерации.
Из указанных правовых норм следует, что предприниматели и юридические лица при осуществлении деятельности, в процессе которой образуются отходы, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
ООО "Стройматериалы" привлечено к административной ответственности за неисполнение нормативного правового акта должностного лица местного самоуправления.
Согласно ст.28 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", устанавливающей ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами, неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами должностными лицами и гражданами влечет за собой дисциплинарную, административную, уголовную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем в силу ч.3 ст.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами установлена ст.8.2 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах отсутствие лимитов на размещение отходов образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ.
Частью 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации установлено, что законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Таким образом, при наличии специальной нормы федерального закона, предусматривающей административную ответственность за совершение прямо определённого противоправного деяния, подлежит применению федеральная норма.
Данное обстоятельство исключает возможность привлечения общества к ответственности по ст.10.4 Закона Самарской области от 01 ноября 2007 года N 115-ГД "Об административных правонарушениях на территории Самарской области", предусматривающей ответственность за неисполнение акта органа местного самоуправления.
Административное преследование по указанной норме закона Самарской области возможно лишь в случаях, не урегулированных федеральным законодательством.
Согласно ч.1 ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.
С учётом изложенного суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что совершенное обществом деяние неверно квалифицировано по ст.10.4 Закона Самарской области "Об административных правонарушениях на территории Самарской области".
Кроме того, из материалов дела не усматривается, что обществом допущено фактическое обращение с отходами производства с нарушением экологических и санитарно-эпидемиологических норм, повлекшее негативные последствия в области охраны окружающей среды. Административным органом не доказана причинная связь между неразработкой проекта нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов и несоблюдением экологических и санитарно-эпидемиологических требований. Кроме того, административный орган не доказал наличие у общества самих отходов.
Довод представителя администрации Октябрьского района городского округа Самара об отсутствии у заявителя права на обращение в суд с заявлением об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности отклоняется. Процессуальные действия суда первой инстанции по принятию к производству и рассмотрению заявления прокуратуры об оспаривании постановления о привлечении общества к административной ответственности являются правильными. Данная правовая позиция выражена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 июля 2004 года N 2343/04.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.4 ст.210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации административная комиссия не доказала обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
На основании изложенного решение суда от 16 февраля 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного органа - без удовлетворения.
В соответствии с ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 16 февраля 2009 года по делу N А55-72/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу административной комиссии Октябрьского района городского округа Самара - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Н.Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-72/2009
Истец: Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура
Ответчик: Администрация Октябрьского района городского округа Самара, Административная комиссия Октябрьского района г.о.Самара
Третье лицо: Самарская межрайонная природоохранная прокуратура, ООО "Стройматериалы"