28 апреля 2009 г. |
Дело N А65-27863/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 27 апреля 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 апреля 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Апаркина В.Н., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от ООО "Кедр" - представитель не явился, извещено,
от министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Приикского территориального управления - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 апреля 2009 года апелляционную жалобу ООО "Кедр"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2009 года по делу N А65-27863/2008, судья Хабибуллин Р.Ф., принятое по заявлению ООО "Кедр", Республика Татарстан, г.Бавлы, к министерству экологии и природных ресурсов Республики Татарстан в лице Приикского территориального управления, Республика Татарстан, г. Азнакаево,
о признании незаконным и отмене постановления от 10 сентября 2008 года N 157 о назначении административного наказания по ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Кедр" (далее - ООО "Кедр", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Приикского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан (далее - министерство, административный орган) от 10 сентября 2008 года N 157 о назначении административного наказания по ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Решением суда от 10 марта 2009 года в удовлетворении заявления ООО "Кедр" отказано на том основании, что факт совершения административного правонарушения материалами дела доказан, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ; в ходе производства по делу об административном правонарушении административным органом не нарушены права общества.
В апелляционной жалобе ООО "Кедр" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на малозначительность совершенного обществом правонарушения и на отсутствие в действиях общества состава вменяемого правонарушения, поскольку обществом были выполнены требования по обеспечению санитарного состояния территории, общество не осуществляет деятельность, связанную с обращением с отходами. Кроме того, размер наложенного штрафа не соразмерен тяжести вменяемого правонарушения.
Отзыв на апелляционную жалобу административный орган не представил, что в соответствии с ч.1 ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 02 сентября 2008 года государственным инспектором МРО УБПОООС МВД по Республике Татарстан Елисеевым А.Н. проведена внеплановая проверка деятельности ООО "Кедр", расположенного по адресу: Республика Татарстан, г.Бавлы, ул.Лесхозная, на предмет выполнения требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
По результатам проверки вышеуказанным должностным лицом в отношении ООО "Кедр" 02 сентября 2008 года был составлен протокол N 055945 об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ (л.д.4,5). В протоколе указано, что ООО "Кедр" нарушило требования ст.51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ). При проведении 02 сентября 2008 года проверки на территории магазина "Кедр", расположенного по ул.Лесхозная, г.Бавлы, обнаружено захламление отходами и отходами потребления, твердыми бытовыми отходами на площади 2 кв.м, что свидетельствует о несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, транспортировке и ином обращении с отходами производства и потребления.
Заместителем главного государственного инспектора Республики Татарстан по охране природы Мустакимовым Х.С. 10 сентября 2008 года вынесено постановление о назначении ООО "Кедр" административного наказания, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 10 000 руб. (л.д.3).
Согласно ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно- эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом посягательства в данном случае являются общественные отношения в области охраны окружающей среды от негативных антропогенных воздействий в результате обращения с опасной группой веществ, соединений, материалов, а также обеспечения экологической безопасности населения и территорий.
Объективную сторону данного правонарушения составляют действие или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) в статье 1 обращение с отходами определяется как деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов; опасные отходы - как отходы, которые содержат вредные вещества, обладающие опасными свойствами (токсичностью, взрывоопасностью, пожароопасностью, высокой реакционной способностью) или содержащие возбудителей инфекционных болезней, либо которые могут представлять непосредственную или потенциальную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека самостоятельно или при вступлении в контакт с другими веществами.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В силу положений ст. 51 Федерального закона N 7-ФЗ запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 года N 786, отходы, образующиеся в ходе производства и потребления, имеют определенный класс опасности. Так, выделено пять классов опасности отходов для окружающей среды: отходы 1 класса (чрезвычайно опасные); отходы 2 класса (высокоопасные); отходы 3 класса (умеренно опасные); отходы 4 класса (малоопасные); отходы 5 класса (практически неопасные).
Из материалов дела следует, что ООО "Кедр" на территории магазина допущено несанкционированное размещение отходов потребления: твердых бытовых отходов, в том числе опасных, на открытой почве площадью 2 кв.м.
В силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества заключается в том, что им не было принято всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению установленных экологических правил.
В силу п. 3.2 Санитарно эпидемиологических правил и норм Сан ПиН 2.1.7.1322-03, утвержденных 30 апреля 2003 года, временное складирование отходов производства и потребления должно осуществляться на открытых, специально оборудованных для этого площадках. Условия сбора и накопления определяются классом опасности.
При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Вместе с тем обнаруженные на территории общества отходы размещаются не в контейнерах, сортировка отходов не производится, площадка, на которой размещены отходы, не соответствует установленным выше требованиям.
Суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о том, что административный орган представил достаточные доказательства, свидетельствующие о совершении правонарушения ООО "Кедр". Вина общества заключается в том, что им не было принято всех необходимых и зависящих от него мер по соблюдению установленных экологических правил. Учитывая, что обязанность по применению мер по соблюдению и выполнению требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды возложена на организации и индивидуальных предпринимателей, соответственно, в случае неисполнения данной обязанности они подлежат привлечению к ответственности, установленной законом.
Оснований для признания совершенного обществом правонарушения малозначительным и освобождения общества от административной ответственности на основании ст.2.9 КоАП РФ суд первой инстанции обоснованно не усмотрел. Допущенное обществом нарушение представляет собой существенную угрозу охраняемым общественным отношениям для жизни и здоровья населения, охраны окружающей среды.
Событие административного правонарушения выявлено 02 сентября 2008 года, постановление о привлечении к административной ответственности вынесено 10 сентября 2008 года, то есть в пределах двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст.4.5 КоАП РФ.
С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод о правомерном привлечении общества к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и назначении ему административного наказания в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Размер административного штрафа (минимальный) определен правильно, с учётом обстоятельств дела, характера совершенного обществом деяния, неустранения последствий нарушения.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено. Протокол об административном правонарушении составлен в присутствии законного представителя общества. Дело об административном правонарушении рассмотрено без законного представителя, однако имеются сведения об извещении законного представителя общества о времени и месте рассмотрения дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о наличии предусмотренных ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного решение суда от 10 марта 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Исходя из положений ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 марта 2009 года по делу N А65-27863/2008 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Кедр" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
В.Н.Апаркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-27863/2008
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Кедр", г.Бавлы
Ответчик: Министерство экологии и природных ресурсов РТ(Приикское территориальное управление), г.Азнакаево
Третье лицо: Министерство экологии и природных ресурсов РТ, г.Казань
Хронология рассмотрения дела:
28.04.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2518/2009