30 апреля 2009 г. |
Дело N А65-24043/2008 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 апреля 2009 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 30 апреля 2009 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Кузнецова В.В., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яновой И.С.,
с участием:
от открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение" - Салимов Д.Ф., доверенность от 30 декабря 2008 года N 25-0/27,
от Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, дело по апелляционным жалобам Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан,
открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань, Республика Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 февраля 2009 года по делу N А65-24043/2008 (судья Логинов О.В.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение", г. Казань, Республика Татарстан,
к Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань, Республика Татарстан,
о признании решения N 7 от 05 сентября 2008 года и требования N 7 от 05 сентября 2008 года недействительными,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение" (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения N 7 от 05 сентября 2008 года о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени, а также требования N 7 от 05 сентября 2008 года об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 февраля 2009 года по делу N А65-24043/2008 заявленные требования удовлетворены частично. Признано недействительным решение Фонда социального страхования Российской Федерации (Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан) от 05 сентября 2008 года N 7 в части предложения уплатить 95082,27 руб. страховых взносов, требование Фонда социального страхования Российской Федерации (Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан) от 05 сентября 2008 года N 7 в части предложения уплатить 95082,27 руб. страховых взносов. На Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан, г. Казань возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав заявителя в месячный срок. В остальной части в удовлетворении заявления Открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение" отказано.
Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Татарстан в апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в удовлетворении заявления отказать.
Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу просит оспариваемые ненормативные акты признать недействительными полностью.
Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение" в апелляционной жалобе просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить в части неудовлетворенных требований, удовлетворить заявление полностью.
Ответчик в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, поскольку считает оспариваемые ненормативные акты законными и обоснованными.
Апелляционные жалобы в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрены в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования по Республике Татарстан проведена документальная выездная проверка открытого акционерного общества "Казанское моторостроительное производственное объединение" по вопросам расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога в счет начисленного единого социального налога, подлежащего зачислению в Фонд, расходов на цели обязательного социального страхования, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств, полученных от отделения (филиала) Фонда за период с 01.01.2005 по 31.12.2007.
По результатам проверки составлен Акт N 1 н/с от 25.07.2008 г., в котором установлено, что за проверяемый период у заявителя образовалась недоимка в сумме 145931 руб. в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов.
Рассмотренные ответчиком 28.08.2008г. возражения по акту приняты не были.
05.09.2008 Региональным отделением Фонда социального страхования по Республике Татарстан вынесено решение N 7 о направлении требования об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и пени.
Основанием для доначисления указанной суммы страховых взносов явилось неначисление заявителем в 2007 году страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на ряд произведенных выплат, которые не включены в Перечень выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765, а именно: оплату за выполнение общественных обязанностей (6523,05 руб.); оплату за выполнение гос. обязанностей (454,88 руб.); оплату за дни сдачи крови (11945,28 руб.); оплату льготного дня по уходу за ребенком, не достигшим 16-ти лет (14967,63 руб.); премии к праздничным датам (780,00 руб.); премии к юбилейным датам (33343,05 руб.); премии по приказам за счет прибыли (18124,39 руб.); финансовую помощь работникам, проживающим на съемных квартирах (299,00 руб.); материальную помощь работникам в возрасте до 30-ти лет, впервые вступившим в брак (3263,00 руб.); материальную помощь при рождении ребенка (1014,00 руб.); материальную помощь уволенным в запас (260,00 руб.); материальную помощь (4108,00 руб.); вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии по итогам года (36609,38 руб.); вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии по итогам месяца (14239,44 руб.).
5 сентября 2008 года в адрес заявителя направлено требование N 7 об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование от несчастных случае на производстве и профессиональных заболеваний и пени, которым заявителю предложено уплатить 145931,09 руб. страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суд первой инстанции, давая оценку правомерности выводов ответчика, изложенных в оспариваемых ненормативных актах, правомерно исходил из следующего.
В силу статьи 5 Федерального закона от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат физические лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем.
Страхователь в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Понятие страхового взноса дано в статье 3 Закона N 125-ФЗ, согласно которой страховые взносы - это обязательный платеж, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику. Страховой тариф представляет собой ставку страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
Расчетной базой для начисления страховых взносов согласно пунктов 1 и 2 статьи 20 Федерального закона от 16.07.99 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) являются выплаты, начисленные в виде заработной платы, либо иные источники, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации для граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию. Страховые взносы начисляются страхователями на начисленную оплату труда по всем основаниям (доходам) и иные определяемые федеральным законом источники доходов, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Пунктом 2 статьи 12 Закона N 125-ФЗ установлено, что при расчете размера утраченного застрахованным в результате наступления страхового случая заработка учитываются все виды оплаты его труда как по месту его основной работы, так и по совместительству. То есть какие-либо иные источники доходов, на которые подлежат начислению страховые взносы, помимо оплаты труда по месту основной работы и по совместительству, указанным законом не установлены.
В силу пункта 4 статьи 20 Закона N 165-ФЗ виды выплат, на которые не начисляются страховые взносы, определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2000 N 184 утверждены Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Правила), пунктом 3 которых предусмотрено, что страховые взносы начисляются на начисленную по всем основаниям оплату труда (доход) работников (в том числе внештатных, сезонных, временных, выполняющих работу по совместительству), лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем, а в соответствующих случаях - на сумму вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Исходя из анализа норм действующего законодательства, судом сделан правильный вывод о том, что объектом для исчисления страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации являются не любые доходы работника, а только выплаты, начисленные работнику по всем основаниям оплаты труда, и в отдельных случаях - вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Согласно пункту 4 Правил, страховые взносы не начисляются на выплаты, установленные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.07.99 N 765.
Указанный Перечень не содержит таких выплат, как оплата за выполнение общественных обязанностей; оплата за выполнение гос. обязанностей; оплата за дни сдачи крови; оплата льготного дня по уходу за ребенком, не достигшим 16-ти лет; премии к праздничным датам; премии к юбилейным датам; премии по приказам за счет прибыли; финансовая помощь работникам, проживающим на съемных квартирах; материальная помощь работникам в возрасте до 30-ти лет, впервые вступившим в брак; материальная помощь при рождении ребенка; материальная помощь уволенным в запас; материальная помощь.
Из смысла статьи 20 Закона N 165-ФЗ следует, что Перечень устанавливает исключения не из любых доходов, полученных физическими лицами, а из выплат, начисленных работникам в качестве оплаты труда.
Согласно статьям 129, 132 Трудового кодекса Российской Федерации оплата труда - система отношений, связанных с обеспечением установления и осуществления работникам за их труд в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Заработная плата это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.
Поскольку ответчиком в нарушение п.1 ст.65 и п.5 ст.200 АПК РФ не представлены доказательства того, что спорные суммы выплат предусмотрены в трудовых договорах, суд указал, что данные выплаты непосредственно не связаны с выполнением работниками трудовых обязанностей, не являются компенсирующими и стимулирующими выплатами и осуществлялись без учета результатов труда конкретных работников, как дополнительная социальная защита работников.
Судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что спорные выплаты (оплата за выполнение общественных обязанностей (6523,05 руб.); оплата за выполнение гос. обязанностей (454,88 руб.); оплата за дни сдачи крови (11945,28 руб.); оплата льготного дня по уходу за ребенком, не достигшим 16-ти лет (14967,63 руб.); премии к праздничным датам (780,00 руб.); премии к юбилейным датам (33343,05 руб.); премии по приказам за счет прибыли (18124,39 руб.); финансовая помощь работникам, проживающим на съемных квартирах (299,00 руб.); материальная помощь работникам в возрасте до 30-ти лет, впервые вступившим в брак (3263,00 руб.); материальная помощь при рождении ребенка (1014,00 руб.); материальная помощь уволенным в запас (260,00 руб.); материальная помощь (4108,00 руб.)) включены в систему оплаты труда, предусмотренную коллективным договором и не учитываются для расчета среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
Ответчиком документально не доказано обратное, в связи с чем судом правомерно признаны недействительными оспариваемые ненормативные акты в части предложения уплатить 95082,27 руб. страховых взносов, начисленных на оплату за выполнение общественных обязанностей (6523,05 руб.); оплату за выполнение гос. обязанностей (454,88 руб.); оплату за дни сдачи крови (11945,28 руб.); оплату льготного дня по уходу за ребенком, не достигшим 16-ти лет (14967,63 руб.); на премии к праздничным датам (780,00 руб.); на премии к юбилейным датам (33343,05 руб.); премии по приказам за счет прибыли (18124,39 руб.); на финансовую помощь работникам, проживающим на съемных квартирах (299,00 руб.); на материальную помощь работникам в возрасте до 30-ти лет, впервые вступившим в брак (3263,00 руб.); материальная помощь при рождении ребенка (1014,00 руб.); на материальную помощь уволенным в запас (260,00 руб.); на материальную помощь (4108,00 руб.)
Судом первой инстанции дана правильная оценка обстоятельствам, на которые ссылался заявитель в обоснование неправомерности доначисления 50848,82 руб. страховых взносов (вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии по итогам года (36609,38 руб.); вознаграждение членам совета директоров и ревизионной комиссии по итогам месяца (14239,44 руб.)).
Суд счел указанные выплаты связанными с выполнением советом директоров управленческих функций, а членов ревизионной комиссии с выполнением ими контрольных функций.
При этом суд обоснованно исходил из следующего.
Статьей 5 Закона N 125-ФЗ предусмотрено, что обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний подлежат лица, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта) или на основании гражданско-правового договора, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
В соответствии со статьей 103 Гражданского кодекса Российской Федерации совет директоров (наблюдательный совет) является одним из органов управления акционерного общества и осуществляет общее руководство его деятельностью, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
Согласно пункту 2 статьи 64 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" по решению общего собрания акционеров членам совета директоров (наблюдательного совета) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждение и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов совета директоров (наблюдательного совета) общества. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
На основании п.1 ст.85 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества. По решению общего собрания акционеров членам ревизионной комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и (или) компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознаграждений и компенсаций устанавливаются решением общего собрания акционеров.
Таким образом, деятельность совета директоров акционерного общества и отношения между советом директоров общества, а также ревизионной комиссией и самим обществом регулируются нормами гражданского законодательства. Эти отношения являются гражданско-правовыми.
Поскольку выплата вознаграждения членам совета директоров общества связана с выполнением ими управленческих функций, а членов ревизионной комиссии с выполнением ими контрольных функций, на выплачиваемое им вознаграждение подлежат начислению страховые взносы.
Судом первой инстанции дана оценка доводу заявителя, изложенному также в апелляционной жалобе, о том, что выводы ответчика о произведенных выплатах совету директоров и ревизионной комиссии не основаны на документально подтвержденных фактах. Судом установлено, что доначисление обществу 50848,82 руб. страховых взносов на выплаченные вознаграждения членам совета директоров и ревизионной комиссии по итогам года и по итогам месяца произведено в результате исследования представленных на проверку Положения о совете директоров, Положения о ревизионной комиссии и таблицы распределения начисленных сумм по кодам выплат.
Отклоняя доводы заявителя о нарушении ответчиком процедуры вынесения решения и рассмотрения возражений, а также об определении суммы недоимки по страховым взносам, подлежащей перечислению в Фонд без учета излишне перечисленных обществом страховых взносов суд обоснованно сослался на протокол рассмотрения возражений из которого следует, что на представленные возражения даны разъяснения со ссылками на соответствующие нормы законодательства, а несовпадение правовой позиции Фонда, изложенной в протоколе, и правовой позиции, которой придерживается заявитель, не является доказательством того, что действительно нарушена процедура вынесения решения и рассмотрения возражений, а также на акт проверки N 1 н/с от 25.07.2008 г. из которого следует, что излишне начисленные страховые взносы в Фонд составляют 0,00 руб.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Расходы по уплате госпошлины распределены судом первой инстанции в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Излишне уплаченная госпошлина в сумме 1000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит возврату ответчику из федерального бюджета, в связи с освобождением в соответствии со ст. 333.37 НК РФ от уплаты госпошлины.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ :
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 03 февраля 2009 года по делу N А65-24043/2008 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г. Казань государственную пошлину в сумме 1000 рублей, уплаченную за рассмотрение апелляционной жалобы.
Выдать справку на возврат госпошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С.Драгоценнова |
Судьи |
В.В.Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-24043/2008
Истец: Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение", г.Казань
Ответчик: Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан, г.Казань