5 мая 2009 г. |
Дело N А55-18120/2007 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 30 апреля 2009 года.
В полном объеме постановление изготовлено 5 мая 2009 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Серовой Е.А.,
судей Каплина С.Ю., Лукьяновой Т.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Журавлевой А.О.,
с участием:
от Муниципального предприятия "ТПАТП-3", г. Тольятти - Казачков С.И., доверенность N 331 от 14.04.2009 г., Чулкова А.А., доверенность N 691 от 19.11.2008 г.,
от Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области - Юрочкин А.А., доверенность N 07-07/12 от 20.01.2009 г., Коневская А.Ю., доверенность N МФ-13-07/99 от 21.01.2009 г.,
от Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Тихоненко Н.В., доверенность N 64 от 23.01.2009 г.,
от Мэрии г. Тольятти - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамт УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России" - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 6, апелляционную жалобу Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области, апелляционную жалобу муниципального предприятия "ТПАТП-3", г. Тольятти,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2008 года по делу
N А55-18120/2007 (судья Зубкова О.И.)
по иску Муниципального предприятия "ТПАТП-3", г. Тольятти,
к Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области,
с участием третьих лиц:
Мэрии г. Тольятти,
Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамт УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России",
Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации,
о взыскании ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное предприятие "ТПАТП-3" обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании (с учетом уточнений) с субъекта Российской Федерации - Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 82 768 693 рублей ущерба, вызванного перевозкой в период с 01.03.2005г. по 31.12.2006г льготников по единому социальному проездному билету, стоимость которого установлена Постановлением Правительства Самарской области от 02 февраля 2005 г. N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан".
Определениями Арбитражного суда Самарской области от 01.02.2008 г., от 11.06.2008 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Мэрия г. Тольятти, ФГУП "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамт УФПК Самарской области - филиала ФГУП "Почта России".
Определением Арбитражного суда Самарской области от 14.03.2008 г. к участию в деле в качестве второго ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2008 г. принят отказ от иска к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, производство по делу в этой части иска прекращено.
Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора. Принято также уточнение истцом размера иска до 82 768 693 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2008 года по делу N А55-18120/2007 исковые требования муниципального предприятия "ТПАТП-3" удовлетворены. В пользу муниципального предприятия "ТПАТП-3" взысканы убытки с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области.
Не согласившись с решением суда от 17 декабря 2008 года, Самарская область в лице Министерства финансов Российской Федерации и муниципальное предприятие "ТПАТП-3" обратились в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами.
Самарская область в лице Министерства финансов Самарской области считает, что при принятии решения судом допущено нарушение норм материального права. Просит решение отменить, в удовлетворении иска отказать.
Муниципальное предприятие "ТПАТП-3" считает, что при принятии решения судом допущено нарушение норм материального и процессуального права. Просит решение отменить, принять новый судебный акт, взыскав с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации 27 730 130,8 рублей и с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счет средств казны Самарской области 57 822 681 рублей в качестве возмещения убытков.
Представитель Самарской области в лице Министерства финансов Самарской области в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение, жалобу удовлетворить.
Представители муниципального предприятия "ТПАТП-3" в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, просили отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Представитель Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации с доводами жалоб не согласен, просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без изменения.
Мэрия г. Тольятти, Федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамт УФПС Самарской области - филиала ФГУП "Почта России", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей не обеспечили, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
При таких обстоятельствах, арбитражный апелляционный суд, руководствуясь пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотрение апелляционной жалобы в отсутствие участников процесса.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2008 года по делу N А55-18120/2007 подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что МП "ТПАТП-3" осуществляет перевозку пассажиров г. Тольятти транспортом общего пользования городского и пригородного сообщения (кроме такси) - на территории городского округа Тольятти Самарской области, а также в пригородах данного муниципального образования в соответствии с едиными тарифами и едиными условиями перевозок по льготным проездным билетам, установленных для муниципальных транспортных предприятий города Тольятти.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Правительством Самарской области от 02.02.2005г. N 55 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" (в ред. постановления Правительства Самарской области от 18.05.2005г. N 55), согласно которому с 01.03.2005г. стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 210 руб. для:
лиц, указанных в пункте 3 статьи 14, в пункте 1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.95 N 5-ФЗ "О ветеранах", за исключением граждан, указанных в пункте 2 настоящего постановления;
лиц, указанных в пункте 1 статьи 28.1 Федерального закона от 24.11.95 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
лиц, указанных в части 2 статьи 16, в части 2 статьи 25, в подпунктах 1 - 10 статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15.05.91 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС";
лиц, указанных в статьях 2 - 7, 12 Федерального закона от 26.11.98 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча";
лиц, указанных в абзацах 1 - 3 пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска";
лиц, указанных в пунктах 1 - 2 статьи 4.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
лиц, указанных в пункте 8 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
лиц, указанных в статье 1 Закона Самарской области от 28.12.2004 N 169-ГД "О социальной поддержке ветеранов Великой Отечественной войны - тружеников тыла, ветеранов труда, граждан, приравненных к ветеранам труда, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий";
лиц, награжденных знаком "Почетный донор России" и "Почетный донор СССР" в соответствии с Федеральным законом от 09.06.93 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов";
лиц, получающих пенсию и не отнесенных к вышеперечисленным категориям лиц;
родителей, опекунов, попечителей детей-инвалидов;
лиц, сопровождающих инвалидов I группы. Для лиц, сопровождающих инвалида I группы, единый социальный проездной билет приобретается данным инвалидом.
Также с 1 марта 2005 года стоимость единого социального проездного билета в размере 150 руб. установлена для следующих категорий граждан:
военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Разница между стоимостью ежемесячного проездного билета и единого социального проездного билета истцу возмещалась лишь частично (как органами ФГУП "Почта России" - в результате перечисления выручки от реализации ЕСПБ, так и Мэрией г. Тольятти - в результате перечисления дотаций из областного бюджета и субвенций из федерального бюджета).
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот истец обратился в Арбитражный суд Самарской области с иском и просил (с учётом уточнения исковых требований, принятых определением суда от 30.10.2008 года) взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "ТПАТП-3" (г. Тольятти) 27 730 130 руб. 80 коп. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.03.2005 года по 31.12.2006 года льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, а также взыскать с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счёт средств казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "ТПАТП-3" (г. Тольятти) 57 822 681 руб. в качестве возмещения убытков, причинённых предприятию в результате предоставления в период с 01.03.2005 года по 31.12.2006 года льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), финансирование которых отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
18.11.2008 года при вынесении определения о назначении дела к судебному разбирательству судом первой инстанции принят отказ истца от исковых требований к Министерству финансов Российской Федерации и прекращено производство по делу в указанной части. Кроме того уточнена сумма исковых требований, судом установлена в размере 82 768 693 рубля. Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации привлечена по делу в качестве третьего лица.
Суд первой инстанции 17 декабря 2008 года принял решение, согласно которому удовлетворил исковые требования установленные определением суда от 18.11.2008 года, взыскав убытки с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 7 статьи 47 Федерального закона от 19.12.2006 N 238-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год" субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, в сумме 4 250 735,2 тыс. рублей с распределением между субъектами Российской Федерации согласно приложению 21 к настоящему Федеральному закону, предоставляемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802, принятым во исполнение статьи 47 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год", утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 субвенции предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, устанавливающие расходные обязательства субъектов Российской Федерации по осуществлению выплат:
гражданам, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации, взамен бесплатного проезда;
транспортным организациям за предоставление социальных проездных билетов указанной категории граждан;
транспортным организациям на возмещение убытков при предоставлении льготного проезда и погашение задолженности за предоставленные льготы по проезду указанной категории граждан.
До принятия Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" бесплатный проезд определенным категориям граждан был предусмотрен рядом федеральных законов, указанных в постановлении правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан". В частности, Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Законом Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
Следовательно, данные меры социальной поддержки относятся к ведению Российской Федерации, в связи с чем вывод арбитражного суда о том, что Самарская область приняла на себя обязанность полного возмещения предприятиям транспорта недополученных доходов за счет средств областного бюджета, противоречит указанным федеральным нормативным актам.
В Постановлении Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" определен порядок предоставления льгот как гражданам, имеющим право на льготы на основании федеральных законов, так и гражданам, имеющим право на льготы на основании нормативных актов Самарской области.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суду первой инстанции необходимо было разрешить вопрос о взыскании убытков с учетом прав и обязанностей как Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, так и Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области.
Таким образом, решение суда первой инстанции от 17 декабря 2008 года принято без учета прав и обязанностей лиц, не привлеченных к участию в деле, в частности без участия Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации в качестве соответчика.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции нарушены требования п.4 части 4 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которые в силу части 5 указанной статьи являются основанием для отмены решения и рассмотрения арбитражным судом апелляционной инстанции по правилам первой инстанции.
Из материалов дела также следует, что определение Арбитражного суда Самарской области от 18 ноября 2008 года по делу N А55-18120/2007 в части принятия отказа истца от исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и прекращению производства по делу в указанной части, установлении суммы исковых требований в размере 82 768 693 рубля, привлечении по делу в качестве третьего лица Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - отменено постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда 21 апреля 2009 года.
Указанным постановлением восстановлен статус Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации как соответчика по данному делу, в связи с чем судебная коллегия полагает, что дополнительного рассмотрения вопроса о привлечении Российской Федерации в качестве соответчика в данном случае не требуется.
Рассмотрению подлежат требования истца (с учётом уточнения исковых требований, принятых определением суда от 30.10.2008 года) о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счёт средств казны Российской Федерации в пользу Муниципального предприятия "ТПАТП-3" (г. Тольятти) 27 730 130 руб. 80 коп. в качестве возмещения убытков, причиненных предприятию в результате предоставления в период с 01.03.2005 года п 31.12.2006 года льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации, а также взыскании с Самарской области в лице Министерства управления финансами Самарской области за счёт средств казны Самарской области в пользу Муниципального предприятия "ТПАТП-3" (г. Тольятти) 57 822 681 руб. в качестве возмещения убытков, причинённых предприятию в результате предоставления в период с 01.03.2005 года по 31.12.2006 года льгот по проезду в транспорте общего пользования на основании единых социальных проездных билетов (ЕСПБ), финансирование которых отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 17 декабря 2008 года по делу
N А55-18120/2007 отменить.
Назначить рассмотрение дела N А55-18120/2007 по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции на 26 мая 2009 г. в 14 час. 45мин. в помещении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Самара, ул. Аэродромная, 11А, этаж N 3, зал N 7.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.А. Серова |
Судьи |
С.Ю. Каплин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18120/2007
Ответчик: Самарская область в лице Министерства управления финансами Самарской области
Третье лицо: ФГУП"Почта России" в лице обособленного структурного подразделения Тольяттинский почтамп УФПС Самарской области - филиал ФГУП "Почта России", РФ в лице представителя УФК по Самарской области, РФ в лице Министерства финансов РФ, Отделение по г.Тольятти Управление федерального казначейства по Самарской области, Мэрия г.о. Тольятти, МУ г.Тольятти "Городской информационный центр"