05 мая 2009 г. |
Дело N А65-2783/2009 |
г. Самара
Резолютивная часть постановления объявлена 04 мая 2009 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 мая 2009 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Поповой Е.Г., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания Смирновой Е.А., с участием:
от заявителя - представитель не явился, извещено,
от налогового органа - представителя Шигабиева Р.Р.,
от третьего лица - представителя Семиной В.О., доверенность от 09 октября 2008 года N 14/2228,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 мая 2009 года апелляционную жалобу ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2009 года по делу N А65-2783/2009, судья Галиуллин Э.Р., принятое по заявлению ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение", г.Казань, к Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан, г.Казань, третье лицо: государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань,
о признании незаконным и отмене постановления от 26 января 2009 года N 101 о назначении административного наказания по ст.14.19 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение" (далее - ОАО "КМПО", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной ИФНС России N 3 по Республике Татарстан (далее - налоговый орган, административный орган) от 26 января 2009 года N 101 о назначении административного наказания по ст.14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) за нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена государственная инспекция Республики Татарстан по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта, алкогольной продукции и защите прав потребителей (далее - Госалкогольинспекция Республики Татарстан).
Решением суда от 25 марта 2009 года в удовлетворении заявления общества отказано на том основании, что факт совершения административного правонарушения подтвержден материалами дела, вина общества в совершении административного правонарушения доказана, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен, основания для квалификации правонарушения в качестве малозначительного отсутствуют.
В апелляционной жалобе ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, оспариваемое постановление признать незаконным и отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, ссылаясь на то, что примененная административным органом Инструкция не опубликована в установленном порядке, в связи с чем применению не подлежит.
В отзывах на апелляционную жалобу административный орган и третье лицо просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что Конституция Российской Федерации не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов с официальным опубликованием.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представители административного органа и третьего лица возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, просили оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителей административного органа и третьего лица, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Госалкогольинспекции Республики Татарстан на основании распоряжения N 07/449 с 05 декабря 2008 года по 11 декабря 2008 года было проверено соблюдение обществом порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта (далее - Инструкция), утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР 25 сентября 1985 года, а также целевого использования спирта, достоверности сведений об объемах использования этилового спирта, представляемых в Госалкоголышспекцию Республики Татарстан.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения: для определения концентрации этилового спирта общество использует поверенный стеклянный ареометр типа АСПТ, снабженный термометром, не соответствующий Инструкции; учет спирта на складе и в бухгалтерии ведется в литрах безводного спирта; замеры при приемке и отпуске спирта производятся с помощью алюминиевого мерного стакана вместимостью 1,0 л; приемка спирта с завода-поставщика осуществляется заведующей складом без участия инженера-химика или техника-химика лаборатории; журнал учета отмеров спирта по форме N П-23 не ведется.
Концентрация спирта в водно - спиртовых растворах в процентах (по объему) определяется в соответствии с ГОСТ 3639-79 "Растворы водно - спиртовые. Методы определения концентрации этилового спирта" ареометрами для спирта типов АСП-1 и АСП-2 по ГОСТ 18481-81 или металлическим спиртомером типа А и термометром ртутным стеклянным лабораторным (группа 4. тип А и Б ГОСТ 215-73) с диапазоном измерений от минус 30 до плюс 20 град. С и от 0 до +55 град. С в стеклянных цилиндрах по ГОСТ 18481-81 исполнения 1 (п.1.3.3 Инструкции).
Учет спирта в спиртохранилище (складе) и в бухгалтерии ведется в декалитрах безводного спирта (дал б.с.) с точностью до сотых долей, тысячные доли менее 0,005 отбрасываются, а 0,005 и более принимаются за одну сотую декалитра (п.1.4.1 Инструкции).
Спирт отпускается только через мерники, прошедшие в установленные сроки государственную поверку, имеющие пломбы или клейма государственного поверителя и свидетельства об их поверке (п.2.1.2 Инструкции). Спирт принимается только через мерники, прошедшие в установленные сроки государственную поверку, имеющие пломбы или клейма государственного поверителя, и свидетельства о их поверке (п.4.1.3 Инструкции).
Спирт принимается заведующим спиртохранилищем (складом) при обязательном участии инженера - химика или техника - химика лаборатории, где таковой имеется, или другого компетентного лица, специально на это уполномоченного руководством предприятия (организации) (п.4.1.1 Инструкции).
Все показатели, на основании которых определено количество спирта, записываются в журнал учета отмеров спирта по форме N П-23 (п.4.1.9 Инструкции).
В актах об отгрузке-приемке головной фракции от 21 мая 2008 года N 202 и от 08 октября 2008 года N 367 правые стороны актов не заполнены. В акте N П-27 предусмотренные Инструкцией графы и строки заполняются неполностью, а именно: крепость спирта, % (по объему), способ замера объема спирта, отсутствует расчет потерь и естественной убыли спирта по нормам, заключение комиссии о недостачах и излишках спирта, подпись главного бухгалтера.
По результатам проверки Госалкогольинспекцией Республики Татарстан 11 декабря 2008 года были составлены акт контрольной проверки N 47-08-КПкв (л.д.8-12) и протокол от 23 января 2009 года об административном правонарушении N 101 (л.д.15).
Постановлением налогового органа от 26 января 2009 года N 101 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.14.19 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 70 000 руб. (л.д.5, 6).
Согласно ст. 14.19 КоАП РФ нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от семидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, образуют действия, связанные с нарушением установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции при их производстве или обороте.
В силу п.16 ст.2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа.
В соответствии со ст.14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Порядок учета производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, порядок представления деклараций и форма деклараций (за исключением порядка представления и формы деклараций о розничной продаже алкогольной продукции) установлены Положением об учете объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 2006 года N 380 (далее - Положение).
В силу п. 2 вышеуказанного Положения при учете объемов производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции единицей измерения является декалитр при температуре этой продукции +20 град. С. Учет осуществляется с точностью до сотых долей декалитра.
Материалами дела подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ, выразившегося в нарушении вышеозначенной Инструкции, утвержденной Министерством пищевой промышленности СССР 25 сентября 1985 года, а также пункта 2 вышеуказанного Положения.
Обязанность осуществлять учет и декларирование объема оборота этилового спирта предусмотрена п.1 ст.14 Федерального закона N 171-ФЗ.
Таким образом, обязанность по осуществлению учета этилового спирта в декалитрах и требования к заполнению форм учета установлены нормативным правовым актом, опубликованным в установленном порядке, и несоблюдение указанных обязанностей влечет применение административного взыскания в соответствии с положениями ст. 14.19 КоАП РФ и Федерального закона N 171-ФЗ.
В соответствии с Инструкцией при учете этилового спирта определению подлежат объем водно-спиртового раствора, концентрация спирта (крепость) в процентах (по объему) и объем содержащегося безводного спирта. Действие данной Инструкции распространяется на все виды и сорта этилового спирта, водно-спиртовые растворы, а также на побочные спиртопродукты ректификации.
Согласно ч.3 ст.15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В силу пункта 2 "Заключительных и переходных положений" Конституции Российской Федерации законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации.
На момент издания Министерством пищевой промышленности СССР Инструкции по приемке, хранению, отпуску, транспортированию и учету этилового спирта действовавшее законодательство не предусматривало официального опубликования актов, издаваемых министерствами и ведомствами.
Исходя из вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Конституция Российской Федерации не связывает возможность применения ранее действовавших правовых актов на территории РФ с официальным их опубликованием и не распространяет на них содержащиеся в ее части 3 статьи 15 требования об этом.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания.
Согласно п.18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Оценив характер и степень общественной опасности совершенного обществом противоправного деяния, а также конкретные обстоятельства совершения правонарушения, приняв во внимание количество допущенных нарушений, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения общества от административной ответственности ввиду малозначительности. Отсутствие негативных последствий в результате совершения правонарушения не характеризует данное правонарушение как малозначительное.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности, предусмотренного КоАП РФ, в ходе производства по данному делу об административном правонарушении не установлено.
С учётом изложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии в действиях ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" состава административного правонарушения, предусмотренного ст.14.19 КоАП РФ.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, им дана правильная оценка судом первой инстанции. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного решение суда от 25 марта 2009 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Учитывая, что на основании ч.4 ст.208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата госпошлины за рассмотрение заявлений об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности и обжалование решений суда по данной категории дел не предусмотрена, следует возвратить ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 03 апреля 2009 года N 612 госпошлину в размере 1000 рублей.
Руководствуясь статьями 110, 112, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 25 марта 2009 года по делу N А65-2783/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО "Казанское моторостроительное производственное объединение" - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Казанское моторостроительное производственное объединение" ошибочно уплаченную по платежному поручению от 03 апреля 2009 года N 612 госпошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Филиппова |
Судьи |
Е.Г.Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-2783/2009
Истец: Открытое акционерное общество "Казанское моторостроительное производственное объединение", г.Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан,г.Казань
Третье лицо: Государственная инспекция РТ по обеспечению государственного контроля за производством, оборотом и качеством этилового спирта и алкогольной продукции и защите прав потребителей, г. Казань
Хронология рассмотрения дела:
05.05.2009 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2740/2009